ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»
ПО ТЕМЕ «В ГЛУБЬ ВЕКОВ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. РУССКИЙ АЛФАВИТ.»
Цель: познакомить с буквами славянского алфавита (кириллицей) в сравнении с современным алфавитом.
Задачи:
— воспитывать любовь и уважение к родном языку;
— развивать речь, память , логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать;
— уважительно относиться друг к другу, навыки работы в парах
Оборудование:
распечатанные пособия с кириллицей, современным алфавитом, разрезанные буквы кириллицы, музыкальное сопровождение
Ход занятия:
-
Организационный момент.
-
Постановка проблемы.
— Сегодня у нас необыкновенное занятие. Занятие – путешествие на машине времени. Закрывайте глазки. (звучит музыка, открывается разворот доски с буквами кириллицы)
— Кто знает, что это такое? (варианты детей)
3. Новый материал.
— Это буквы, часть азбуки, которой пользовались наши предки. Называлась эта азбука КИРИЛЛИЦА. Кто догадается почему? (ответы детей)
Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. В IX-XI веках кириллица состояла из 43 букв.
— Давайте посмотрим, какие же буквы были в этой азбуке.
(знакомство с некоторыми буквами кириллицы)
— Посмотрите, что необычного в этой азбуке? (названия букв, их форма)
— А почему такое название? («аз», «буки» — первые буквы азбуки)
— А наш учебник по чтению как называется? («Азбука»)
Азбука или букварь — первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С неё начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Название азбуки происходит от первых букв славянского алфавита – Аз и Буки.
Буквы старинной азбуки были немного похожи на наши. Но назывались они совсем иначе. Например: а — аз, б — буки, в — веди, г — глаголь, д — добро, е — есть, ж — жизнь, и — иже, л — люди, п – покой, с – слово, т — твердо и т.д.
Игра «Собери букву» (из кусочков собрать букву)
— Перед вами на партах разрезанная буква кириллицы. Ваша задача — собрать эту букву, найти её среди букв кириллицы и прочитать её название. Кто соберёт, идёт к доске и находит собранную букву. Работа в парах. (Собирают букву кириллицы и находят её название. В это время звучит русская народная мелодия)
Если читать названия букв, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что некоторые из них образуют фразы с глубоким смыслом. Вот они:
Аз буки веди — я буквы знаю (изучаю);
Глаголи добро есть жизнь — делать добро есть жизнь;
Како люди мыслите — как люди думаете;
Рци слово твердо — говори слово твёрдо (держи своё слово).
Эти фразы — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. В простых предложениях содержатся наставления, где изложены моральные принципы.
— Кто запомнил название старого алфавита? С какой буквы начинается? (К). Посмотрите как красиво оформлялись первые буквы в книгах. Давайте и мы с вами попробуем раскрасить её так же красиво.
Задание раскрасить букву (даны буквы кириллицы их раскрасить как нравится)
Сравнение с современным алфавитом.
— Давайте сравним кириллицу и современный алфавит. (Современный русский алфавит представляет собой кириллицу, видоизмененную Петром I или так называемый гражданский шрифт. Следующая реформа алфавита произошла после революции 1917 года, когда из алфавита были изъяты устаревшие буквы).
— Чем похожи? ( Написание некоторых букв похоже)
— Чем отличаются?
Игра «Отгадай букву» загадки про буквы современного алфавита. (учитель читает загадку, а дети отгадывают)
ОТВЕТ А |
ОТВЕТ В |
ОТВЕТ Е |
В этой букве нет углов ОТВЕТ — О |
Слон по Африке гулял, ответ — С |
Если сделаю я губки |
ОТВЕТ У
|
— Ребята…к сожалению нам пора возвращаться назад….в наше время…
(закрываем глаза)
4. РЕФЛЕКСИЯ.
— Вот мы с вами опять очутились в нашем родном классе…в нашем времени..Понравилось вам путешествие?
— Что нового вы узнали?
— Скажите, а в какой стране мы с вами побывали? (Русь)
— А я захватила из прошлого несколько букв. Давайте попробуем составить название нашей страны в те далёкие времена .
Дети составляют слово Русь из букв кириллицы.
— А как теперь называется наша страна? (Россия)
— Давайте составим современное название нашей страны уже из букв современного алфавита.
— Закончим наше занятие песней.
Песенка про алфавит.