ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА» ПО ТЕМЕ «В ГЛУБЬ ВЕКОВ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. РУССКИЙ АЛФАВИТ.»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»

ПО ТЕМЕ «В ГЛУБЬ ВЕКОВ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. РУССКИЙ АЛФАВИТ.»

Цель: познакомить с буквами славянского алфавита (кириллицей) в сравнении с современным алфавитом.

Задачи:

воспитывать любовь и уважение к родном языку;

— развивать речь, память , логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать;

— уважительно относиться друг к другу, навыки работы в парах

Оборудование:

распечатанные пособия с кириллицей, современным алфавитом, разрезанные буквы кириллицы, музыкальное сопровождение

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы.

— Сегодня у нас необыкновенное занятие. Занятие – путешествие на машине времени. Закрывайте глазки. (звучит музыка, открывается разворот доски с буквами кириллицы)

— Кто знает, что это такое? (варианты детей)

3. Новый материал.

— Это буквы, часть азбуки, которой пользовались наши предки. Называлась эта азбука КИРИЛЛИЦА. Кто догадается почему? (ответы детей)

Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. В IX-XI веках кириллица состояла из 43 букв.

— Давайте посмотрим, какие же буквы были в этой азбуке.

(знакомство с некоторыми буквами кириллицы)

— Посмотрите, что необычного в этой азбуке? (названия букв, их форма)

— А почему такое название? («аз», «буки» — первые буквы азбуки)

— А наш учебник по чтению как называется? («Азбука»)

Азбука или букварь  — первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С неё начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Название азбуки  происходит от первых букв славянского алфавита – Аз и Буки.

Буквы старинной  азбуки были немного похожи на наши.  Но назывались  они совсем иначе. Например: а — аз, б — буки, в — веди, г — глаголь, д — добро, е — есть, ж — жизнь, и — иже, л — люди, п – покой, с – слово, т — твердо и т.д.

Игра «Собери букву» (из кусочков собрать букву)

— Перед вами на партах разрезанная буква кириллицы. Ваша задача — собрать эту букву, найти её среди букв кириллицы и прочитать её название. Кто соберёт, идёт к доске и находит собранную букву. Работа в парах. (Собирают букву кириллицы и находят её название. В это время звучит русская народная мелодия)

Если читать названия букв, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что некоторые из них образуют фразы с глубоким смыслом. Вот они:

Аз буки веди — я буквы знаю (изучаю);

Глаголи добро есть  жизнь —  делать добро  есть жизнь;

Како люди мыслите — как люди думаете;

Рци слово твердо — говори слово твёрдо (держи своё слово).

Эти фразы — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. В простых предложениях содержатся наставления, где изложены моральные принципы.

— Кто запомнил название старого алфавита? С какой буквы начинается? (К). Посмотрите как красиво оформлялись первые буквы в книгах. Давайте и мы с вами попробуем раскрасить её так же красиво.

Задание раскрасить букву (даны буквы кириллицы их раскрасить как нравится)

Сравнение с современным алфавитом.

— Давайте сравним кириллицу и современный алфавит. (Современный русский алфавит представляет собой кириллицу, видоизмененную Петром I или так называемый гражданский шрифт. Следующая реформа алфавита произошла после революции 1917 года, когда из алфавита были изъяты устаревшие буквы).

— Чем похожи? ( Написание некоторых букв похоже)

— Чем отличаются?

Игра «Отгадай букву» загадки про буквы современного алфавита. (учитель читает загадку, а дети отгадывают)

Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву …

ОТВЕТ

А

 

Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена?

ОТВЕТ

В

Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву …

ОТВЕТ

Е

Кошка, миленькая кошка,
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву …

ОТВЕТ — К

В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!

ОТВЕТ — О

Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом вдруг взял он и исчез:
Превратился в букву …

ответ — С

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву …

ОТВЕТ

У

— Ребята…к сожалению нам пора возвращаться назад….в наше время…

(закрываем глаза)

4. РЕФЛЕКСИЯ.

— Вот мы с вами опять очутились в нашем родном классе…в нашем времени..Понравилось вам путешествие?

— Что нового вы узнали?

— Скажите, а в какой стране мы с вами побывали? (Русь)

— А я захватила из прошлого несколько букв. Давайте попробуем составить название нашей страны в те далёкие времена .

Дети составляют слово Русь из букв кириллицы.

— А как теперь называется наша страна? (Россия)

— Давайте составим современное название нашей страны уже из букв современного алфавита.

— Закончим наше занятие песней.

Песенка про алфавит.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *