Внедрение проектного метода в воспитательный и образовательный процесс

Салахова Лилия Ансаровна

МБОУ «СОШ № 5» город Чистополь РТ

Учитель начальных классов

Внедрение проектного метода в воспитательный и образовательный процесс.

Перед школьным образованием сегодня стоит задача подготовить учащихся к самостоятельной жизни во все более изменяющемся мире. Важно научить ориентироваться в социуме, а главное – стать создателем своей судьбы, реализовать свой творческий потенциал. Мы много говорим о том, что необходимо целенаправленно развивать способности наших учеников. К сожалению, личностный потенциал многих детей остается нераскрытым. Древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».

Именно этот подход является основополагающим в системе работы учителя по развитию исследовательских, творческих способностей и внедрение проектного метода развития исследовательских навыков учащихся.

Проектная деятельность — это метод обучения, в центре которого находится проект. Проекты, как правило, основываются на глубоком изучении определенной темы, выполняются группой учеников, которые исследуют проблему и ищут ответы на вопросы, которые они поставили вместе со своим учителем.  Учителя организуют проектную деятельность для того, чтобы ученики:  

  • Воспользовались на практике своими знаниями и навыками.  

  • Активно занимались планированием, созданием, проверкой и обсуждением своей работы.  

  • На практике использовали навыки критического мышления: объясняли, предсказывали, проверяли, задавали.  

  • Проявляли инициативу и брали на себя ответственность за свои идеи и работу.  

  • Могли осмысленно и целенаправленно взаимодействовать с людьми, объектами и окружающей средой. 

Что значит планировать деятельность в проекте?

  • Cформулировать задачи, исходя из поставленной цели;

  • Cоставить план поэтапного достижения цели;

  • Cформулировать предполагаемые результаты для каждого этапа;

  • Распределить роли и деятельность между членами группы и поставить задачу каждому из них по получению определенных результатов.

Работа над проектом начинается с введения и планирования. До этого момента ученики должны развивать навыки владения компьютерными технологиями, критического мышления и совместной деятельности, выполняя различные задания. При работе над проектом, в основе которого лежит  проблема, они должны определить сами и доказать, что это действительно социально значимая проблема. Работая над проблемой необходимо обсудить с учениками, какие проблемы можно рассмотреть, какие вопросы возникают по поводу решения этих проблем.

Из опыта работы над проектами обращает внимание тот факт, что ребята искренне удивляются тому, что их окружает много проблем, решение которых зависит от самих жителей, от каждого человека в отдельности. И что многие из этих проблем взрослые и ребята могут решить собственными силами. Особое внимание ребят необходимо обратить на то, что решая любую проблему, надо самим разработчикам проекта, максимально приложить свои усилия на решение данной проблемы.

Поэтому, разрабатывая проект, надо выбрать для решения такую проблему, которая будет посильна для решения участникам проекта. 

Работа над проектом состоит из 4 организационных этапов:

  • Планирование.

  • Работа над проектом.

  • Проверка.

  • Обсуждение (защита проекта). 

Как только сформируется группа, ученики приступают к планированию проекта:

  1. Выделяют проблему и доказывают, что она актуальна, т.е. этой проблемой обеспокоены и другие представители (ученики, родители, взрослые, организации, власть и др.) местного сообщества. 

  2. Определяют пути решения этой проблемы, опираясь на ту помощь, которую предлагают другие представители местного сообщества.

  3. Продумывают, где будут искать необходимую информацию.

  4. Просчитывают стоимость проекта. Объясняют, каким образом разработчики проекта приобретут необходимую сумму денег на его реализацию. 

Далее, составляют план работы по схеме:

  • Кто?

  • Что делает?

  • Когда?

  • Кто ответственный из группы разработчиков за данный этап плана?

  • Продумывают разработку презентации проекта, договариваясь, кто какую работу при создании презентации будет выполнять. 

  • Обсуждают, кто и какие компьютерные технологии при оформлении презентации будет выполнять.

  • Решают, как группа организует начало и все представление своего проекта (поощряется творческий подход).  Цель одна: заинтересовать участников своим проектом. Также на память слушателям предложить созданные буклеты, другую информацию о проекте.

Когда группа закончит работу над презентацией, начинается следующий этап проекта «Проверка». Проверка заключается в том, что группа ещё раз просматривает презентацию и убеждается, что в ней присутствуют все необходимые элементы:

  • Представленные идеи чётко сформулированы, хорошо изучены.

  • Информация представлена в трёх частях со вступлением, средней частью и заключением.

  • Рисунки, текст, документы, рабочие листы и диаграммы можно легко рассмотреть и прочитать.

  • В презентации используется один шрифт, цвета и другие визуальные элементы, что формирует единый стиль презентации.

  • В работе представлены все компьютерные технологии, изученные на курсе, которые использованы по назначению. 

  • В создании презентации участвовали все члены группы.

Подведение итогов: 

  • На этом этапе проекта обращаем внимание учеников на то, что если что-то пропущено, недостаточно убедительно представлено, нарушена логика представления проекта и т.д., то это необходимо доработать и внести изменения в презентацию. 

  • Участники группы практикуются в представлении презентации от начала до конца: говорят медленно, отчетливо; знают о своей роли в представлении презентации.

  • Участники группы убеждаются, что презентация и все, связанные с ней ссылки, переходы, видео, анимация, звуки, нормально загружаются на том компьютере, на котором ученики будут выступать.

  • Готовы рассказать о своем проекте за 10 минут!

Какую роль играет учитель на этом этапе работы: оценивает работы учеников, делает замечания, задает вопросы? На этом этапе ученики не только увидят результат своего труда, но им очень важно оценить свой личный вклад в общий продукт – проект.

И нашей педагогической задачей является организация учебной деятельности таким образом, чтобы в процессе деятельности у каждого ученика независимо от его уровня развития формировалась внутренняя мотивация подходить к любой проблеме с исследовательской и творческой позицией, чтобы каждый ученик сам захотел «открыть» это новое знание.

В рамках введения ФГОС эта работа началась в начальной школе, где выделяются часы на внеурочную деятельность. Учащиеся осваивают начальный опыт проектной и исследовательской деятельности практического и теоретического характера, представляя свое презентационное портфолио в рамках научно – практических конференций, олимпиад, конкурсов, фестивалей различного уровня.

Роль учителя в успешности реализации проекта огромна. Учитель не только помогает ученику, но и растёт с ним вместе, следовательно, учебная исследовательская деятельность есть путь к развитию не только учащихся, но и самих педагогов и личный пример педагога может стать мотивационным стержнем для ученика. Происходящие изменения в окружающей жизни заставляют нас искать всё новые формы проектно-исследовательской деятельности.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *