Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 56 г.Челябинска
Разработка урока по технологии
в 6 классе
«УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК»
подготовила
учитель технологии
Молоканова Елена Юрьевна
г. Челябинск
2012
Автор: Молоканова Елена Юрьевна, 1 категория, МАОУ № 56 г. Челябинск
Предмет: Технология (обслуживающий труд)
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов . Рукоделие. Художественные ремесла.
Класс: 6
Программа: Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология.Обслуживающий труд» 5-9 кл. «Школа и производство» №7, 2004
Учебник: Симоненко В.Д. Технология. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений М.:Вентана-Граф, 2010
Тема: «Роспись на ткани. Узелковый батик»
Цели: 1. Изучить виды росписи по ткани, научить выполнять узелковый батик.
2. Развить моторику рук, цветовосприятие.
3. Привить желание заниматься различными видами росписи по ткани.
Оборудование: образцы узелкового батика, видеопрезентация, инструкционные карточки, гуашь, баночка для воды, кисточка, белая хлопчатобумажная ткань, нитки, утюг, ножницы, клеенка.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент –5 мин.
-
Актуализация знаний (сравнительный анализ предложенных работ по росписи ) – 10 мин.
-
Рассказ о способах узелкового батика – 10 мин.
-
Просмотр презентации – 5 мин.
-
Разбор инструкционных карточек с показом их выполнения на образцах ткани – 10 мин.
-
Выполнение учащимися понравившихся видов – 35- 40 мин.
-
Подведение итогов урока (показ работ, выставление оценок, выдача домашнего задания) –10-15 мин.
Методические рекомендации по использованию слайдов презентации на различных этапах урока
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося |
|
3 — Тема урока |
Организационный |
Озвучивает цели |
Слушают |
4 — Оборудование |
Проверяет готовность |
|
|
1-2 – Образцы
|
Актуализация знаний |
Предлагает на сравнение 3 образца ткани с: промышленным печатным рисунком, свободной росписью, узелковым батиком.
Задает вопросы на описание каждого рисунка.
Обобщает описание образцов. |
Рассматривают
Отвечают
Записывают |
6-7 |
Мотивация к изучению темы «Узелковый батик» на развитие познавательного интереса к созданию узелковой росписи на ткани |
Показ стенда с образцами узелкового батика, выполненного учащимися других классов Настраивает учащихся на пополнение данной коллекции их работами. |
Рассматривают образцы |
5 — Способы узелкового батика
|
Изложение новой темы |
Рассказывает сведения об узелковом батике (см.Приложение 1).
Раздает карточки со способами выполнения батика. (приложение 2)
Показывает схему и готовый образец |
Слушают рассказ
Рассматривают карточки
Смотрят
|
8- Инструкционная карта |
Текущий инструктаж
|
Настраивает на работу с инструкционной картой карточкой с различными способами – с выбором понравившегося способа. |
Подготавливают все необходимое, выбирают 2 понравившихся способа обработки |
9-12 – Схемы выполнения способов узелкового батика |
Практическая часть |
Консультирует, помогает учащимся. |
Выполняют задание по карточке образцов
|
|
Заключительный этап |
Подводит итоги урока.
Похвалить каждого учащегося за работу.
Выставляет оценки.
|
Дают обобщение урока (что узнали, что получилось и не получилось)
Показывают и называют свои работы.
|
ХОД УРОКА
Задачи урока |
Дидактические средства |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Организационный момент |
Проверка готовности к уроку |
|
Проверяет наличие учащихся и их рабочие места |
Проверка наличия : хлопчатобумажной белой ткани , ножниц, ниток, гуаши, кисточки, баночки для воды, целлофан. |
I.Вводный инструктаж |
Создание ООД |
Образцы батика |
Показ образцов на стенде (выполнены учащимися предыдущих годов обучения).
Тему урока мы пока записывать не будем, оставьте для нее место. |
Рассматривают
(для темы оставляется место) |
Актуализация знаний
|
Повторить знания о ткани |
Показ 3-х видов ткани: с промышленным печатным рисунком, свободной росписью, узелковым батиком. |
Задает вопросы по предложенным образцам:
-Чем схожи эти образцы?
-Чем отличаются эти ткани друг от друга?
Учитель задает дополнительные вопросы и обобщает ответы.
Давайте мы рассмотрим каждый образец отдельно.
1 образец — Промышленный – рисунок повторяется, четкий, яркий, выполнен на печатном станке.
Что Вы можете сказать про 1 образец (описать его)?
|
Отвечают на вопросы.
Это кусочки ткани (с рисунками).
Рисунками.
Рисунок четкий, яркий, повторяющийся Учащиеся кратко записывают виды получения рисунка (промышленный и т.д.).
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
Что Вы можете сказать про 2 образец (описать его)? (см.слайд 1)
2 образец — Свободная роспись – рисунок заранее рисуется, задается контур, затем расписывается, выполнен ручным способом, без повторения рисунка.
Что Вы можете сказать про 3 образец (описать его)? (слайд 2)
3 образец — обобщаем описание, но не говорим название — рисунок размытый, нечеткий, хаотичный, выполняется ручным способом с помощью узелков.
-Как Вы думаете, как будет называться этот образец ткани ?
Совершенной верно, этот образец называется Узелковый батик от его способа получения.
Тема нашего урока «Узелковый батик». (слайд 3)
Ставятся цели урока (см.выше). |
Рисунок одиночный, расположен посередине, делался не на печатном станке.
Рисунок нечеткий, неповторяющийся
Предлагают названия (узелочный, узелковый)
Записывают тему на оставленном заранее месте. |
Мотивация к изучению темы «Узелковый батик» |
Развить познавательный интерес к созданию узелковой росписи на ткани |
Показ стенда с образцами узелкового батика, выполненного учащимися других классов |
Вот такие образцы получились у учащихся других классов.
И Вы тоже сегодня сможете пополнить данную коллекцию.
Но прежде чем начать работу, мы с Вами познакомимся с различными способами его выполнения. |
Рассматривают образцы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Изложение новой темы |
|
Образцы батика, карточки |
Раздает карточки со способами выполнения батика.
Рассказывает сведения об узелковом батике (Приложение 1). Показ красителя. |
Слушают и смотрят. |
II Текущий инструктаж |
Научить выполнять образцы узелкового батика.
|
Карточки-образцы, инструкционные карты |
Выдает инструкции к работе и индивидуальные карточки с моделями.
Вы сегодня будете использовать вместо специального красителя – гуашь.
(Если рассчитать время, то можно выполнить 1 образец специально подготовленным красителем.)
Сейчас вы из предложенных способов выбираете 2- 3 понравившихся (в зависимости от работоспособности учащихся данного класса) и выполняете их на своих кусочках ткани . (Приложение 2)
Работать Вы будете по инструкционной карте. (Приложение 3)
Можете придумать названия своим работам.
Учитель вместе с учащимися проговаривает последовательность выполнения задания. |
Слушают, рассматривают.
Смотрят и выбирают.
Читают и разбирают вместе с учителем.
|
III Практическая часть |
Развить цветовостприятие и моторику рук. Развить самостоятельность.
|
Карточки-образцы, инструкционные карты и оборудование |
Консультирует, помогает учащимся. |
Выполняют задание.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Заключительный этап |
Развитие рефлексивных способностей |
Готовые образцы работ учащихся |
Подводит итоги урока.
Похвалить каждого учащегося за работу.
Выставляет оценки. |
Дают обобщение урока (что узнали, что получилось и не получилось)
Показывают и называют свои работы. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ