Оформление разделочных досок по мотивам Городецкой росписи

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Сокол» г. Липецка

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого занятия

в студии «Волшебные краски»

Тема: «Оформление разделочных досок по мотивам Городецкой росписи»

План-конспект рассчитан на детей 8-11 лет.

Время проведения: 45 мин.

Разработала педагог

дополнительного образования

Е.А. Малютина

г. Липецк, 2011 год.

Цель: познакомить обучающихся с народным промыслом России Городецкой росписью, воспитание патриотизма.

Задачи:

Образовательные

  • формирование умений и навыков техники Городецкой росписи, составление композиции на разделочных досках;

Развивающие

  • развитие эстетического и художественного вкуса, интереса к народному искусству;

  • развитие графических умений, связанных с приемами кистевой цветочной росписи.

Воспитательные

  • воспитание интереса к искусству Городецких мастеров, уважения к творческому наследию;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы, бережного к нему отношения.

Материалы и оборудование:

карандаши,

кисти,

гуашь,

баночки для воды,

трафареты птиц,

деревянные разделочные доски.

.

Методическое обеспечение:

репродукции, открытки, образцы городецкой росписи,

изделия городецких мастеров,

презентация «Городецкая роспись».

План занятия

I. Организационная часть — 2 минуты.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть:

— изложение нового материала – 5 мин.

— демонстрация наглядных пособий – 3 мин.

— повторение техники безопасности – 2 мин.

— вопросы для повторения – 3 мин

— объяснение последовательности выполнения .

2. Практическая часть:

— самостоятельная работа по росписи разделочных досок Городецкой росписью — 25 минут.

III. Заключительная часть:

— выставка работ, разбор ошибок, уборка рабочих мест – 5 минут.

I. Организационная часть.

— активизация внимания.

— сообщение темы и цели занятия.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть.

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

(Л.Куликова)

Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ

г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода. В окрестных селах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет Городецкого художественного промысла – настоящее произведения искусства.

На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображение барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.

В Городецкой росписи все так просто, но как совершенна эта гармония, это чистота красок, а главное дух. Современные Городецкие художники учатся у старых мастеров так трудно достижимой простоте. Их рисунки незатейливы. Это сценки из жизни. И всегда – легкая дымка грусти и доброго юмора, которые так характерны для народного искусства.

Городецкие мастера продолжают традиции изготовления исконно русских игрушек. Яркие и абсолютно безопасные матрешки, свистульки, погремушки радуют детей, а фирменные сувениры станут интересным подарком в праздники.

Демонстрация слайдов с образцами Городецкой росписи,

продолжение рассказа.

В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы.

Композиции из розанов и купавок могут составить отдельную композицию или дополнить сюжетное изображение. Красок всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. А волшебство Городецких узоров в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана и купавки) и выработали определенные правила.

— сначала готовят цветной фон (часто желтый т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называется «подмалевка».

— следующий этап называется «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка или лепестка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещен влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

— завершающий этап росписи называется «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают черной или белой краской.

Из века в век народные мастера полезную домашнюю утварь (деревянные хлебницы, тарелки, солонки, кухонные доски) сочетали с прекрасным, художественным началом.

На этом занятии я предлагая вам расписать разделочные доски Городецким узором. Но прежде я задам вам несколько вопросов.

Вопросы для закрепления пройденного материала.

1. В украшении каких предметов можно увидеть розан и купавку?

2. Назовите имя мастера, который придумал розан и купавку?

2. Краски, какого цвета применяются в Городецкой росписи?

3. Рассказать последовательность росписи розана, купавки?

4. Кого изображают в композициях Городецкой росписи?

5. Какие предметы быта делают современные мастера?

6. Какие пословицы вы знаете о промыслах, о народных мастерах?

Повторение техники безопасности.

1. Не размахивать руками, держа в руках острые предметы – карандаши, кисти.

2. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения посторонними предметами.

3. Перед работой нужно убедиться в исправности емкостей, в которых находятся краски.

2. Практическая часть.

Самостоятельное выполнение обучающимися практического задания по росписи разделочной доски Городецким узором. В процессе работы используется наглядный материал. Со стороны педагога осуществляется контроль за работой.

III. Заключительная часть.

Готовые доски вывешиваются на стенде. Педагог и обучающиеся высказывают свое мнение о работах, что удалось, что нет

Уборка рабочих мест.

Литература

1. Пособие для учителей «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикалова

2. «Дети и народное творчество» Л.В. Шевчук.

3. http:// festival.september.ru/articles/529979

4. Основы художественного ремесла В.А.Бородулин

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector