УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В.Г. Дурова ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.» /Русский язык в школе. 4, 1993/

Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета Русский язык в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

В курс изучения русского языка входит раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». Он не во всех образовательных системах выделен в качестве специального раздела для изучения, но является ведущим направлением работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основными направлениями работы по развитию речи являются следующие:

  1. Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

  3. Развитие связной устной и письменной речи. Использование свободных диктантов, изложений и сочинений в качестве упражнений для развития связной речи и одновременно в качестве неспециальных орфографических и пунктуационных упражнений.

  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение русскому языку в разделе «Развитие речи» может быть раширено во внеурочной деятельности, курс «Детская риторика». Сочетание курсов русского языка и риторики дает возможность максимально успешно сформировать функционально грамотную личность.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО КЛАССАМ

2 КЛАСС

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

  • обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

  • развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений и словосочетаний);

  • развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5 – 6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

  • обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

К концу 2-го года обучения ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым. Ученики должны уметь составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

3 КЛАСС

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжается обогащение словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

В результате обучения в 3-м классе учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи. Ученики должны уметь писать свободный диктант (40 – 50 слов), изложение текста (60 – 70 слов) повествовательного характера, сочинение (15 – 20 предложений) на данную тему.

В 3-м классе большое внимание уделяется свободному диктанту как виду упражнения в письменной речи, подготавливающему к написанию изложения, составлению связного текста из деформированных предложений, составлению текста по опорным словам, составлению текста на заданную тему. Проводится обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста, контрольное изложение на основе зрительного восприятия текста.

4 КЛАСС

Продолжается работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. На развитие устной связной речи направлены специальные задания: составление рассказов на грамматическую тему.

В результате обучения в 4-м классе учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания. Выпускники начальной школы должны уметь писать изложение текста повествовательного характера (90 – 100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20 – 25 предложений), пользоваться толковым словарем.

В 4-м классе отводятся часы на обучающее изложение, обучающее сочинение на тему, свободный диктант, обучающее сочинение – описание, обучающее сочинение по картинкам, обучающее сочинение по самостоятельно подобранным опорным словам. Проводится контрольное сочинение и контрольное изложение.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *