Урок риторики в 1 классе по теме: «Маленькие тексты. Наши считалочки»

Митюшина Светлана Николаевна

МОУ СОШ № 61 г. Волгоград

Учитель начальных классов

Урок риторики в 1 классе по теме: «Маленькие тексты. Наши считалочки».

Цели:

  • дать представление о различных речевых жанрах;

  • на основе анализа языковых особенностей считалок показать, как можно сочинить считалку.

Задачи:

  • формировать коммуникативные навыки;

  • развивать творческое воображение и литературные способности детей.

Ход урока.

I . Речевая разминка.

— Вы помните, что наш голос как любой музыкальный инструмент требует хорошей подготовки – настройки. Именно поэтому каждое занятие мы начинаем с речевой разминки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

II . Актуализация знаний.

— Ребята, а что мы с вами сейчас прочитали ? ( Чистоговорку.)

— А что такое чистоговорка ? (Это маленький текст.)

III . Формулирование темы занятия.

— Итак, тема нашего занятия — … (Маленькие тексты.)

IV. Текстовый анализ.

1. Фронтальная работа.

— А вот вспомнить с какими ещё видами маленьких текстов мы знакомы, нам помогут ребята. (Ученики читают тексты, класс определяет что это: скороговорка, пословица, небылица, загадка, вывеска, поговорка, считалка.)

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет? (небылица)

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна под попом.

Поп под колпаком. (скороговорка)

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит сейчас в квартире?

Всем на свете нужен сон.

Кто не спит, тот выйди вон. (считалка)

Легок на помине. (поговорка)

По одежде встречают, по уму провожают. (пословица)

Стою на крыше – всех труб выше. (загадка)

«Здесь вы можете вкусно пообедать.» (вывеска)

2. Самостоятельная работа в парах.

— А теперь попробуйте самостоятельно определить к какому речевому жанру относится текст.

Дети получают раздаточный материал и записывают на незаполненных строчках виды текстов: скороговорка, пословица, небылица, загадка, вывеска, поговорка, считалка.

(Приложение 1.)

V. Физ. минутка с дыхательными упражнениями.

Раз – руки вверх махнули

И при том вздохнули.

Два – три нагнулись, пол достали,

А четыре – прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем.

При наклонах выдох дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

VI. Текстовый анализ с элементами задачи.

— Ребята, а с чего начинаются игры? Как вы определяете , например, при игре в прятки, кому водить?

— А какие считалочки вы знаете?

— Хотите сами научиться их сочинять?

— Давайте попробуем собрать считалки из разных частей. Попробуйте досказать слова в считалочке.

Мышка, мышка – длинный хвостик,

Ты не прячься глубоко, —

Приглашает кошка в гости пить парное молоко.

Мышка в норке пропищала:

— Пусть поищет чудака!

Я достала крошку сала,

Обойдусь без молока.

— Что ты прячешься, трусишка?

Вылезай из норки вон!

Поиграем в кошки-мышки.

Мышка – ты,

А кошка – вон!

— Сейчас такую же работу вы попробуете выполнить в парах и посмотрим, что у вас получится. (Дети получают раздаточный материал и работают в парах.)

(Приложение 2)

Проверка выполнения задания.

— Сегодня на уроке вы работали и все вместе, и в парах. А если бы каждый работал самостоятельно, было бы легче, интереснее?

V. Рефлексия.

— Ребята, я предлагаю вам попробовать сочинить считалочки дома. И на следующем занятии мы составим свою копилку считалочек, которые можно будет использовать в играх.

VI. Подведение итогов.

— Давайте вспомним как звучала тема нашего задания.(Маленькие тексты)

— Как вы объясните, почему все эти маленькие тексты можно назвать текстами? (Потому, что каждый из них имеет определенную тему)

— Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

Приложение 1.

Маленькие тексты.

В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко

Сорняков не будет в поле,

Если поле полет Поля.

Ростом мал, да удал

От меня ускакал.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово.

Раз – два – три – четыре — пять,

Начинаем мы играть,

Дальше пять, и шесть, и восемь,

И водить тебя мы просим.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Ни рыба, ни мясо.

Ни туда, ни сюда.

Хлеб соль кушай,

А правду слушай.

Здесь живет сапожник, который шьёт семимильные сапоги.

Приложение 2.

Считалочки

(допиши словечко)

На печи калачи,

Как огонь, ___________.

Пришёл мальчик,

Обжег ______________;

Пошёл на базар,

Никому не __________.

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали ________.

Три, четыре, пять и шесть,

Вы не верьте, что он ______.

Пять и шесть, а дальше семь,

Буки, братцы, нет ________!

Подвернула мошка ножку,

Захромала вдруг ___________.

Наложили ей повязку,

И она пустилась в __________.

Кто не верит? Это он.

Выходи __________________!

Шла изба по мостику

И махала __________,

За перила зацепила

Прямо в речку _______.

Кто не верит? Это он.

Выходи __________________!

Гномик золото искал

И колпак свой ____________!

Сел, заплакал: « Как же быть?»

Выходи! _______________!

За морями, за горами,

За дремучими __________,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери ____________.

Ты за ключиком иди

И замочек _________!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *