Урок для 7 класса по теме: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

7 класс.

Библейская тема в произведениях зарубежных и русских художников.

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери».

Проблема урока.

Какие темы мы назвать вечными на протяжении всей истории, и какое место они занимают в культуре народа.

Цель:

  • Выяснить какие темы в изобразительном искусстве можно назвать вечными;

  • Выяснить как произведения художников, писателей, композиторов влияют на формирование религиозных убеждений и духовное развитие человека.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с произведениями художников, писателей, поэтов и композиторов посвященными Вере, библейским сюжетам;

  • Развивать эстетический вкус, наблюдательность, образно – творческое мышление;

  • Развивать интерес к предмету и изобразительному искусству.

  • Введение детей и подростков в мир традиционных духовных, культурных и семейных ценностей, поддержка традиции бережного отношения к женщине, закрепление семейных устоев для показа значения в нашей жизни главного человека — Матери; отдания дани матерям, выражения почтения и уважения их труду, мужеству и просто любви.

  • Найти сходные и различные черты Богоматери в работах художников разных времён и стран;

  • Создать свой идеал женщины – матери.

Оборудование:

  • Репродукции икон, картин Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Л. Кранаха, П.О.Ренуара, В.Васнецова, М.Врубеля, К.С. Петрова – Водкина, А.А. Дейнека, А. Грицай, Ю. Кугач. Б. Кустодиева, А.В. Туранова и др.

  • Мультимедийная презентация.

  • Карточки.

Класс работает по группам.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Основной этап.

1. Постановка проблемы.

В искусстве есть великие, вечные темы. Пройдет много веков, а они не перестают трогать наши сердца и побуждать на создание новых произведений.

Вспомните, какая общая тема объединяет творчество этих великих художников.

слайда

учитель

ученики

2

Иконописцы

Рафаэль Санти

Леонардо да Винчи

Лукас Кранах

В.Васнецов

М.Врубель

К.С. Петров – Водкин

Рассматривание и обсуждение в группе

Конечно, вы догадались! Это тема – материнство. Она близка каждому человеку и превращается во всеобъемлющий образ Богоматери. Идеал материнства, священные узы между матерью и ребёнком – вот главные мотивы от иконописных ликов богородиц, мадонн титанов Возрождения до произведений современных художников. Каждый человек пытается постичь эту тайну, но каждый раз открывал её по — своему.

Наша задача сегодня — найти сходные и различные черты Богоматери в работах художников разных веков и стран.

2. Работа над решением проблемы.

Начнём мы, пожалуй, с иконы. На Руси иконы с изображением Богородицы особо почитаются. Не было и нет сейчас дома в котором хранится такая икона. Каждая русская женщина просит Пресвятую Богородицу о здравии и благополучии её ребенка.

Слово икона по-гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличатся от картины или портрета не только тем, что она пишется на деревянной доске темперными красками (растертыми на яичном желтке или специальном клее). У нее свое содержание, свой язык, свое назначение: говорить людям о Боге, говорить о вечном.

Иконы условно делятся на три основных иконографических типа.

слайда

учитель

ученики

3-9

Одигитрия (ГРЕЧ.) — путеводительница.

Елеуса (ГРЕЧ.) — умиление.

Оранта (ГРЕЧ.) — молящаяся.

Иконография образа: Богородица с Иисусом Христом на руках: одной рукой Она указывает на Сына, Иисус не склоняется к Матери и не обнимает Ее, а смотрит строго перед Собой, правой рукой благословляет, в левой руке держит свиток — знак Его Учения.

Иконография образа: Богородица и Младенец Иисус склоненные друг к другу. Иисус обнимает Мать и прикасается к ней щекой.

Млекопитательница – еще одна разновидность иконографии «Умиление». Отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа.

Иконография образа: изображение Богородицы с воздетыми в молении руками без Младенца. Разновидности:

«Великая Панагия» (греч.) — «Всесвятая» — Богородица в полный рост с Богомладенцем.

«Знамение» — поясное изображение Богородицы с Младенцем.

«Неупиваемая чаша» — поясное изображение Богородицы с Младенцем в чаше.

Рассматривание икон. Соотнесение с иконографическими типами.

Всмотритесь в лики Богоматери – это особый, иконописный образ: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, каких мы встречаем в жизни. Это человек святой. Богоматерь и Богомладенец – знак соединения небесного и земного. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Работа в группе. У вас на столе репродукции икон и карточки. Рассмотрите иконы и выпишите из группы слов те чувства, которые вы соотнесли с ликом представшим перед вами.

Карточка№1.

/ Грусть, гордость, кротость, нежность, ласка, печаль, радость, скорбь, страдание, тревога, умиление. /

слайда

учитель

ученики

10. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл.

На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности, предчувствие беды.

Сравните слова в карточке с текстом.

Сопоставление.

Вывод: Иконы Богородицы представляет собой высокое богословие, которое человек, предстоящий пред образом, воспринимает на языке линий и красок. Соприкосновение двух ликов: Богоматери и Богомладенца – знак соединения небесного и земного, а Сама Богородица Царица Небесная.

А теперь перенесёмся в 15 век в эпоху Возрождения, где самая популярная тема искусства – изображение мадонн. Этим образом были по настоящему очарованы великий Леонардо, изысканный Рафаэль, талантливый и работоспособный Микеланджело, Лукас Кранах. Снова и снова обращались к нему, стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного духовно и физически. Дева Мария с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

слайда

учитель

ученики

11-15

Репродукции картин Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи,

Лукас Кранах, Андреа дель Вероккио.

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства.

Рассматривание

Работа в группе. На столе репродукция картины, рядом карточка с кратким сюжетом картины. Найдите сходные и отличительные черты произведения с русскими иконами.

Карточка №2.

/ В центре Мадонна с младенцем на руках, справа от героини – Святой Стикс, слева – святая Варвара, внизу ангелочки, фон картины – поющие ангелочки. /

Сходные признаки

Различие

Примерные ответы

Сходные признаки

Различие

Каноны цвета – цвета одежды Марии, Стикса, Варвары (синий, коричневый, тёмно – вишнёвый, золотой);

Нимб вокруг ликов святых, свечение от Мадонны и Христа;

По типу иконы – умиления.

Мадонна предстаёт в образе обычного человека, который идет навстречу нам;

Нет оклада;

Нарисован занавес

Обсуждение.

Какое сходство вы нашли?

— Какие отличия? Давайте обсудим.

Вывод: Рафаэлевская Мадонна – земное, реалистическое изображение женщины-матери, написанное по Еванглиевскому писанию. В её образе сочетается простота, нежная женственность и царственное величие.

Тема образа женщины – матери звучит в произведениях художников 19 века: А.Г. Венецианова, П.О. Ренуара, в алтарных образах М.Врубеля и В.Васнецова.

слайда

учитель

ученики

16-18

Репродукции П.О.Ренуара, В.Васнецова, М.Врубеля.

Какие образы создают эти художики?

Ренуар образ земной женщины.

Венецианов – русские женщины крестьянки, матери.

Васнецов и Врубель создают кононические образы, расписывая русские храмы.

В искусстве 20 века совершенно по — новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренные человеческие чувства. Обращаются к этой теме К.С. Петров – Водкин, А.А. Дейнека, А. Грицай, Ю. Кугач, Б. Кустодиев, П. Кузнецов, О. Катюжанская и другие.

слайда

учитель

ученики

19-27

Репродукции К.С. Петрова – Водкина, А.А. Дейнека, А. Грицай, Ю. Кугач. Б. Кустодиева, А.В. Туранова.

Что объединяет произведения современных художников?

Все они, следуя традициям иконописи, воспевают, восхваляют и возносят образ матери на высокий пьедестал любви.

Работа в группах: Посмотрите на слайды и соотнесите картины с типом иконы. Работа по карточкам.

Репродукции

Тип иконы

Примерные ответы.

Репродукции

Тип иконы

Петров-Водкин «Мать», «Петроградская мадонна»,

П. Кузнецов «Материнство»,

Пресвятая Богородица

Млекопитательница

О. Катюжная «Утро»

Ю. Кугач «У колыбели»

Умиление

Постановка задачи.

— Рассмотрите ещё раз эти произведения и скажите, какое из них ближе к иконе.

— «Петроградская Мадонна» Петрова-Водкина.

слайда

учитель

ученики

27. «Петроградская Мадонна» К.С. Петрова-Водкина.

Почему вы так решили?

Сравните с образом Богоматери.

Из иконы художник перенял уплощенность, идеально плавный овал, тонкость моделировки. Взгляд Мадонны скользит мимо зрителя вдаль.

Цвет тоже связан с иконной символикой, ограниченно – плоский.

Одежда матери – зелёный – надежда на будущее.

Платок, распашонка – белый – чистота.

Накидка матери – красный – кровь, жертва.

А теперь среди остальных работ найдите образ матери, который ближе вам и создайте свой идеал женщины – матери. Таким идеалом может быть ваша мама. Назовите свою работу «Мать и дитя».

3. Этапы работы.

  1. Выберите положение листа в соответствие задуманного сюжету.

  2. Компоновка рисунка, продумывание композиции.

  3. Набросок в графике.

  • Каноны рисования тела человека, лица.

  • Соотношение, пропорции.

  1. Прорисовка мелких, существенных деталей.

  2. Работа в цвете.

4. Подведём итог работы. Анализ работ. Выставка. Просмотр работ, выполненных детьми на данную тему. Слайд № 28-30.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» — слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л. Рогожников

Хочу закончить урок словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

слайда

учитель

ученики

31

«Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».

Посмотрите на последний слайд. Он подведёт итог нашему уроку.

Чтение слов

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Языкова И.К. Богословие иконы. 1995 г.

  2. Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе.

  3. Стародубцев О.В. Церковное искусство Русской Церкви с крещения до наших дней.

  4. Успенский Л.А. Богословие иконы.

  5. 100 великих картин. Энциклопедия.

  6. Газета «Первое сентября» «Искусство».

Библейская тема в произведениях зарубежных и русских художников.

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери».

7 класс

Жанр Урок изобразительного искусства

Автор работы: Грудьева Наталия Алексеевна

Должность Учитель изобразительного искусства

Школа МОУ СОШ № 9

Населённый пункт ст. Староминская

наименование муниципального образования Староминский район

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *