Рабочая программа «Изобразительное искусство» 4 класс
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по ИЗО составлена на основе:
-
Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ №1;
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
-
«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
-
Базисного учебного плана МБОУ СОШ №1 города Кизела Пермского края;
-
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
-
«Примерных программ начального общего образования»;
-
Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2010).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
-
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012г.
-
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
-
Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1 — 4 классы. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. М.: Вентана-Граф, 2010 год
Объем программы:
Программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов в году— 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Главным условием организации занятий по ИЗО является разностороннее развитие и полихудожественное воспитание детей. Задача учителя: гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах. Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Цель программы: разностороннее художественное развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
-
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами;
-
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в 4 классе.
Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе как раз и является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Детям в 4 классе уже присущи стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженных в народных искусствах.
II. Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС
Восприятие произведений искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами: пластилин, бумага, картон и др. для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Овладение основами художественной грамоты. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Опыт художественно-творческой деятельности.
III. Содержание курса в 4 классе.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов.
1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечат-ления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о про-странстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снеж-ные просторы, океан), Восток (пустыни, пес-ки, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.
3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических ус-ловий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной.
4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.
5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами — в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.
9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.
10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства.
11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).
12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.
13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.
14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.
15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.
17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях.
2. Развитие фантазии и воображения – 11 часов.
1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).
3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.
4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.
6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).
10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка».
11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов.
1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания.
6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.
IV. Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
Выпускник научится:
-
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
-
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
-
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
-
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
-
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
-
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
-
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
-
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
-
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
-
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
-
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
V. Средства обучения.
Печатные пособия.
— иллюстрации разных авторов к одной сказке;
— народная игрушка;
— образцы детских работ прошлых лет;
— образцы посуды;
— печатные и самодельные открытки;
— разнообразные игрушки с ярко-выраженным образом;
— старинные открытки;
— фотографии интерьеров;
Электронные пособия и презентации:
-
«Гжель»;
-
«Стили архитектуры»;
-
Городецкие росписи, жостовские подносы и фрагменты росписи;
-
живописные портреты Рокотова, Серова, Репина, Тропинина и других;
-
знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Р. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха;
-
изображение садов и парков в искусстве;
-
изображения цветов;
-
натюрморты Ж.-Б. Шардена, Петрова-Водкина, Кончаловского, Сарьяна, Стожарова;
-
фото известных культурных памятников;
-
фото транспорта и слайды старинных машин;
-
Музыкальный ряд:
Литературный ряд:
Сайты музеев:
— www.getty.edu/art/exhibitions/devices
—www.hermitage.ru
—www.rusmuseum.ru
—www.artsedge.kennedy-center.org
—http://som.ru/Resources/Moreva/st
—http://art.edu-studio.narod.ru
Тематическое планирование.
№
Тема, тип урока
|
Основное содержание темы, термины и понятия
|
Вид деятельности, форма работы
|
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
|
Универсальные учебные действия (УУД)
|
Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся
|
Форма контроля
|
Календарные сроки
|
1
|
Перевод наблюдаемого в художественную форму. «Путевые зарисовки художника»: «Пейзажи нашей Родины» .
|
Развитие пространственного ощущения мира. Продолжение знакомства с природным пространством разных народов. Красота окружающей среды, характер природы разных мест. Природа города Кизела.
|
Работа на плоскости. Художественное изображение пейзажа. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.
Материал: акварель, тушь.
|
Зависимость формы предмета от его назначения, уклада жизни народа, природной среды. Пейзаж.
|
Познавательные: компоновка сюжетного рисунка.
Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины» («Мой любимый город Кизел»)
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 4 – 5 .
|
|
2
|
Перевод наблюдаемого в художественную форму. Архитектура разных мест. «Кизел — родной город».
|
Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.
|
Работа на плоскости. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями.
Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека.
Материал: акварель, тушь.
|
Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Архитектура.
|
Познавательные: линия и пятно как художественно – выразительные средства живописи.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; выстраивание понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные: адекватное восприятие предложения и оценки учителя и товарищей.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Презентация «Кизел — город рабочей доблести»
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 20 – 21.
|
|
3
|
«Путевые зарисовки художника». Сюжетные композиции: «Базары», «На площади».
|
Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над рисунком.
|
Работа на плоскости. Работа на большом формате (работа в малых группах по 2-3 человека). Материал: гуашь, акварель, белила.
|
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Силуэт, линия горизонта, плановость.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.
|
Знакомство с произведениями живописи: Д. Веласкес, П. Пикассо, В.И. Сурикова.
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 48.
|
|
4.
|
Перевод наблюдаемого в художественную форму. Ахроматическая и хроматическая гамма». «Цветущий луг».
|
Пространственные отношения между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Point).
|
Работа на плоскости. Работа на малом формате в ахроматической и хроматической гамме.
Материал: гуашь.
|
Понятия об ахроматической и хроматической гамме. Передача пространственных отношений между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.
|
Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 8 – 9.
|
|
5.
|
Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет.
|
Передача характерных особенностей модели графическими средствами. «Портрет любимого литературного героя».
|
Работа на плоскости. Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости фигур в движении. Материал: цветные мелки, гуашь.
|
Формирование понятий о цветовой гамме, формате картины.
|
Познавательные: уметь последовательно выполнять элементы построения портрета.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
|
Дискуссия по картинам: А.Я. Головин «Автопортрет», К.А. Коровин «Портрет актрисы Т.С. Лобатович, В. Ван Гог «Крестьянка в соломенной шляпе»
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 40 – 41.
|
|
6.
|
Изображение с натуры цветка.
|
Рисование с натуры одного предмета в разной цветовой гамме – передача в рисунке: а) окраски предметов хроматическими цветами; б) окраски предметов лишь тональными отношениями; в) цветка, в окраске которого имеется сближенная цветовая гамма.
Материал: акварель.
|
Работа на плоскости. Рисование с натуры цветка. Пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
|
Решение композиции как натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события или развёрнуто пространство.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.
|
Знакомство с произведениями живописи: натюрморты П. Сезанна, В. Ван-Гога «Подсолнухи», К.С. Петрова-Водкина «Натюрморт с красным чайником», И.Э. Грабаря «Груши на зелёной драпировке».
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 36.
|
|
7.
|
Рисование по памяти или представлению на тему «Праздничный город»
|
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов с учётом его пропорций и конструкций, масштаба деталей, выразительности изображения; отображение настроения в картинке.
|
Работа на плоскости. Рисование по памяти или представлению картинок родного города.
Материал: акварель, белила (на цветном фоне»)
|
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов. Сюжетно — смысловая компоновка.
|
Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Прослушивание музыкальных произведений, сходных по настроению.
|
Практическая работа в малых группах.
|
|
8.
|
«Портреты богатырей Русской земли».
|
Рисование по представлению. Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
|
Работа на плоскости. Наброски зарисовки на передачу характера человека. Рисование человека пером, тушью по наблюдению. Передача характера героя через одежду. Материал: карандаш.
|
Сюжет. Композиционный центр. Законы изображения человека в движении. Основные пропорции фигуры.
|
Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
|
Знакомство с произведениями живописи: О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Серов «Автопортрет», И.Е. Репин «Портрет П.М Третьякова».
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 60.
|
|
9.
|
Круговое распределение фигур в пространстве.
|
Наблюдения, предварительные зарисовки и наброски с натуры, по памяти или наблюдению.
|
Работа на плоскости. Иллюстрация к стихотворению А. Барто. Материал: акварель, гуашь, цветные мелки.
|
Круговое распределение фигур в пространстве. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
|
Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
|
Иллюстрации к стихотворениям А. Барто «Не одна», «Хоровод», «Дети лепят снеговика».
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 47
|
|
10.
|
Работа в объёме и пространстве. «Традиционное ремесло крестьян и их одежда»
|
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (скотовод, погонщик верблюдов, балалаечник, сапожник и др.).
|
Лепка из глины или пластилина фигуры человека с соблюдением пропорций тела. Материал: глина, пластилин.
|
Для разных занятий и событий существовала своя одежда. Жанровая композиция.
|
Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные: планировать свои действия.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Сенокос», А.П. Рябушкин «Втёрся парень в хоровод»
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 31.
|
|
11.
|
Работа в объёме и пространстве. «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки».
|
Знакомство с песенным фольклором. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.
|
Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике. Материал: глина, пластилин, бумага, гуашь.
|
Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере). Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
Знакомство с произведениями музыки: А.П. Бородина «Князь Игорь» (тема русского Востока), М.И. Глинка «Арагонская хота».
|
Практическая работа в группах по выбранным темам.
|
|
12.
|
Работа в объёме и пространстве. «Национальный костюм: орнамент, крой, силуэт».
|
Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных стран. Установление связи костюма с климатическими условиями региона.
|
Работа в объёме и пространстве. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора.
Тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Материал: гуашь.
|
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты графическими средствами.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.
|
Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов. Создание композиций по результатам исследования.
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15.
|
|
13.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Панно «Бабочки, жуки».
|
Симметрия и асимметрия в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений
|
Изображение бабочек и жуков с последующим изготовлением панно (коллективная работа).
Материал: акварель, гуашь, перо.
|
Сюжетная композиция, передающая динамику. Выполнение работы в нестандартном (активном) формате.
|
Познавательные: знакомство с техникой передачи в объёме формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Презентация «Насекомые нашего края». Знакомство с произведениями: Т.А. Маврина «Заячьи тропы», «Сороки» и др.
|
Коллективная работа. Д/з: самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 33
|
|
14.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Пейзаж «Восход солнца».
|
Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Понятие сюжета.
|
Создание большой коллективной работы (панно): выкладывание из квадратов. Материал: цветная бумага.
|
Отрывная аппликация из цветной бумаги. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетную композицию; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
|
Знакомство с произведениями музыки: В.А. Моцарт «Фантазии до минор и ля минор», И.С. Бах «Концерт ре минор» (ч.1).
|
Практическая коллективная работа
|
|
15.
|
Декоративно прикладная деятельность. «Волшебное растение».
|
Разработка узора по теме. Выполнение эскизов рельефных украшений.
|
Разработка фрагмента узора и его трафарета для печатания в два цвета или выполнение эскизов рельефных украшений (по выбору). Материал: бумага, ножницы, ткань, гуашь, пенопласт.
|
Представление о мироздании. Изображение Мирового древа. Форма и узор.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
|
Знакомство с произведениями Н.А. Коротковой «Мировое древо», « Мировое древо. Четыре времени года».
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 50 – 51.
|
|
16.
|
Работа в объёме и пространстве. Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства.
|
Проведение исследовательской работы по выявлению существовавших ранее промыслов и ремёсел в ближайших населённых пунктах.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Исследовательская работа (по группам). Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
|
Особенности традиционного декоративно — прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.
|
Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Творческое исследование. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», Ф.А. Малявин «Девка», произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства.
|
Исследовательская работа (по группам). Самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 10 – 11, 16 – 17, 12 – 13.
|
|
17.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Экспедиции в места народных промыслов (заочные).
|
Изучение формы народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передача в работе взаимозависимости материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково и др. народные промыслы).
|
Декоративно-прикладная деятельность. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.
|
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Определять цветовой и средовой характер композиции.
|
Познавательные: знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов; уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам; знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: способность к адекватной самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
Исследовательская работа в Р.Т. на стр. 10 – 13, 16 – 19.
Пополнение школьного музея экспонатами народного искусства, собранными собственными силами.
|
Практическая и самостоятельная работа
|
|
18.
|
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Нарисуем песню».
|
Мир искусства разных эпох и народов. Особенности жизни разных этнических и социальных групп. Понятие устное народное творчество, литературная сказка. Этнос.
|
Работа на плоскости. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Создание «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы и иллюстрации к ним.
|
Представления об устном народном творчестве и народной сказке. Выполнение графических работ на основе результатов обсуждения.
|
Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
|
Заочная экскурсия в мир искусства разных эпох, народов. Творческие работы по воображению и представлению.
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 54 – 55.
|
|
19.
|
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Гражданская война»
|
Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. Работа по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.
|
Работа на плоскости. Рисование по представлению на обозначенную историческую тему. Материал: графический материал.
|
Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
|
Презентация «Гражданская война». Знакомство с произведениями музыки: М.И. Глинка «Патриотическая песня», А.Ф. Львов «Марсельеза»
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 60.
|
|
20.
|
Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Боярские хоромы».
|
Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Декорирование (украшение) фасадов домов. Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот.
|
Работа на плоскости. Выполнение графических работ по материалам обсуждения. Материал: графический материал.
|
Разработка фрагмента узора и его трафарета. Эскизы рельефных украшений. Элементы декора. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
|
Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
|
Презентация « Старинная изба».
Знакомство с произведениями музыки: М.П. Мусоргский «Борис Годунов».
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 6 – 7.
|
|
21.
|
Развитие фантазии и воображения. «Путешествия на машине времени»: «Я в пещере древнего человека», «В центре космонавтики», «Я принцесса».
|
Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетной композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа. Разработка эскизов костюмов к ним, предметов быта, эскизов вышивки, росписи тканей, посуды, печи и др.
|
Работа на плоскости. Создание коллективной композиции из индивидуальных эскизов. Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос.
|
Работа в объёме и пространстве:
глина, пластилин, бумажная пластика (по выбору). Участие в коллективной творческой работе. Переключение с одной деятельности на другую.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: самоанализ и самоконтроль результата, ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
|
Создание на заданные темы объёмно-пространственных коллективных композиций: космических зданий, предметов быта, одежды.
|
Практическая работа в группах.
|
|
22.
|
Развитие фантазии и воображения. Иллюстрации к сказкам разных народов (Севера, Юга, Азии, Африки, Индии, России и др.)
|
Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Выполнение цветовых и графических композиций по отдельным эпизодам. Создание своей книги.
|
Работа на плоскости. Распределение сюжетов среди учащихся в классе.
|
Создание под руководством учителя коллективной «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.
|
Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).
|
Практическая работа в группах.
|
|
23.
|
Развитие фантазии и воображения. «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка»
|
«Путешествие» на «машине времени» в другие миры, эпохи будущего. Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных коллективных композиций.
|
Работа в объеме и пространстве. Создание космических зданий, предметов быта, одежды. Материал по выбору.
|
Создание коллективного панно, подбор музыкального сопровождения к событию.
Оформление класса к праздничным датам.
|
Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: самоконтроль действий.
|
Слушание музыки космоса, песен о космосе и космонавтах.
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 56 – 57.
|
|
24.
|
Развитие фантазии и воображения. «Кованые изделия – застывшая музыка». Эскиз необычного здания.
|
Создание декоративной композиции на передачу активного движения. Построение нового необычного образа.
Воображение, образ, объект.
|
Работа в объёме и пространстве. Выполнение работы в рабочей тетради. Создание дома, взяв за основу один из предметов, которыми пользуемся каждый день.
|
Объекты и явления окружающего мира вдохновляют архитектора на создание необычных и часто забавных по виду зданий.
|
Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
Презентация «Необычное в обычном».
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 52 – 53.
|
|
25.
|
Развитие фантазии и воображения. Образ предметно — пространственной среды.
|
Создание школьниками необычной среды (в классе, своей комнате дома). Составление собственных узоров для крестьянской одежды: мужской рубашки и женского сарафана. Дизайнер.
|
Работа в объёме и пространстве. Создание аппликации, роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Создание коллективной работы.
|
Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция.
|
Познавательные: знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства; уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: оценивать правильность выполнения действия.
|
Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях.
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15, 16 – 17.
|
|
26.
|
Развитие фантазии и воображения. Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики.
|
Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения. Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.
|
Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных работ. Цветовое решение композиции.
|
Схожесть и различие традиций каждого народа, орнамент, оформление жилища, обустройстве дома в целом. Отличия в орнаменте у каждого народа.
|
Познавательные: выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: самоанализ и самоконтроль результата.
|
Презентации «Русская народная вышивка», «Русский народный костюм». (Филимоново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, местные народные промыслы).
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 58 – 59.
|
|
27.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Развитие фантазии и воображения. Изготовление костюмов, предметов быта.
|
Подготовка одного большого «художественного события» на темы сказок.
Постановка, инсценирование, декор и декорация.
|
Декоративно-прикладная деятельность. «Вживание» в образ сказочных героев; проигрывание сценок из их жизни, придумывание своих сюжетов с известными героями.
|
Постановка кукольного спектакля.
|
Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Личностные: познавательный интерес
|
Создание коллективного панно, эскизов и элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения к событию.
Оформление класса к празднику.
|
Постановка кукольного мини-спектакля.
|
|
28.
|
Декоративно-прикладная деятельность. «Весна-красна».
|
Оформление художественного события в различных техниках. Создание композиции по мотивам народного декоративно — прикладного промысла.
Роспись.
|
Декоративно-прикладная деятельность. Оформление класса к праздничной дате в технике аппликации, коллажа.
Материал: гуашь.
|
Создание коллективного панно для художественного события.
|
Познавательные: уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: познавательный интерес
|
Знакомство с произведениями живописи Б. М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица».
|
Практическая работа по созданию панно.
|
|
29.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Композиция в изобразительном искусстве.
|
Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, нюанс, равновесие, динамика, статика, композиционный центр). Проявление индивидуальной манеры художника в композиции. Интерьер. Связь предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин.
|
Работа на плоскости. Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия.
|
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия. Знакомство с произведениями живописи: К. А. Коровин «В мастерской художника», К. Е. Маковский «В мастерской художника», А. Матисс «Уголок мастерской».
|
Практическая работа.
|
|
30.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в школьный музей декоративно-прикладного искусства (очная)
|
Функциональность народного искусства. Символика в искусстве.
|
Знакомство с красотой и своеобразием произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Викторина «Народные промыслы».
|
Представления об особенностях мотивов, характерных для народной росписи и декоре игрушек. Самостоятельное сопоставление, сравнение, анализ произведений народных промыслов России.
|
Познавательные: умение систематизировать знания по изученной теме.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать правила поведения в общественных местах.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
|
Экскурсия в школьный музей.
|
Результаты викторины.
|
|
31.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр.
|
Продолжение знакомства с жанрами изобразительного искусства: анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике.
Анималистический жанр.
|
Работа на плоскости или работа в объеме и пространстве. Выполнение работы в анималистическом жанре. Передача характерных движений и повадок животных. Материал: акварель, гуашь.
|
Представления об анималистическом жанре. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в живописи (работа от пятна).
|
Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Знакомство с творчеством художников, работавших в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)
|
Практическая работа в Р.Т. на стр. 34 – 35.
|
|
32.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр.
|
Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл.
|
Работа на плоскости. Выполнение работы в мифологическом жанре.
Материал: акварель, гуашь.
|
Сюжетный и мифологический жанры. Создание несложных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.
|
Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Презентация «Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства».
|
Практическая работа.
|
|
33.
|
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Экскурсия в природу на открытое пространство.
|
Воздушная и наблюдательная перспектива в изобразительном искусстве.
|
Наблюдения за изображением предметов в пейзаже у различных художников.
|
Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.
|
Познавательные: делать предварительный отбор источников информации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Личностные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
|
Знакомство с произведениями живописи: К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», И. С. Остроухов «Золотая осень», пейзажи А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. Матисс «Вид из окна. Танжер».
|
Экскурсия
|
|
34.
|
Художественно образно восприятие изобразительного искусства. Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (заочная)
|
Музеи. Знакомство с особенностями художественного фасада Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым.
|
Проведение самостоятельных мини-исследований детей по изучению коллекции музея и художника, представленных в Третьяковской галерее.
|
История создания музеев. Экспонаты музеев. Художники: В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Коненков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров.
|
Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать
выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в сов-местной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: учиться отличать вер-но выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Личностные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
|
Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему: Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа?
|
Мини исследование во время экскурсии.
|
|