Тема: Дикие и домашние животные
Класс: 2
Цели: регулятивные; — самостоятельно формулировать тему и цели урока; — составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
коммуникативные; — умение с достаточной точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью; — умение работать в группах.
познавательные; — извлекать информацию, представленную в разных формах; — обобщение ранее изученных знаний;
— построение логической цепи рассуждений; — работа с различными источниками информации; — находить нужную информацию в тексте.
личностные; — формировать интерес к изучению предмета.
Оборудование: проектор, презентация, карточки, учебник, рабочая тетрадь, картинки животных.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Ну-ка проверь, дружок, —Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. А с какой целью вы пришли на урок?
На доске: век живи – век учись! (слайд 2) — Что записано на доске? -Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Я предлагаю считать эту пословицу девизом нашего урока. |
Улыбаются друг другу и учителю.
Чему-то научиться.
Пословица Постоянно узнавать что-то новое. |
Личностные УУД: -формировать интерес к изучению предмета. Познавательные УУД: — извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
1.Актуализация знаний (повторение знаний о дикорастущих и культурных растениях). а) Учитель раздает детям карточки. (Приложение 1) б) Класс делится на 2 группы. Каждая группа заполняет карточку. (Приложение 2)
(Работа групп проверяется фронтально, работа учеников на карточках оценивается индивидуально).
2. Пробное учебное действие. На учительском столе вперемешку лежат картинки с изображением диких и домашних животных. Учитель загадывает загадки. (Приложение 3). Ученик, который отгадал правильно, выходит к столу, находит нужную картинку и крепит её на доске. — Перечислите еще раз отгадки.
— Как, одним словом, можно их назвать? — Как вы думаете, на сколько групп можно разделить этих животных? |
Ученики выполняют работу на карточках.
Ученики выполняют групповую работу.
Волк, олень, медведь, свинья, овца, конь, корова.
Ответы детей.
Животные.
Затрудняются ответить. |
Регулятивные УУД: — самооценка и самоконтроль.
Познавательные УУД: -обобщение ранее изученных знаний. -построение логической цепи рассуждений; -доказательство. Коммуникативные УУД: — умение с достаточной точностью выражать свои мысли. — владение монологической и диалогической речью. -умение работать в группах.
|
3.Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
|
Ребята, у нас с вами возникло затруднение. Мнение класса разделилось. Для того чтобы узнать на сколько же групп можно разделить этих животных ответьте на следующие вопросы. — Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… (Слайд 3) — Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …(Слайд 4) — А теперь еще раз посмотрите на картинки животных на доске. Так на сколько групп можно разделить этих животных? — Назовите эти группы. (Слайд 5)
|
Дикие животные.
Домашние животные.
На две группы.
Домашние животные: корова, овца, свинья, конь. Дикие животные: олень, медведь, волк |
Познавательные УУД: -работа с различными источниками информации; -находить нужную информацию в тексте. Коммуникативные УУД: — Формируем умение слушать и понимать других. — Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
— Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока? — Какие цели вы поставили перед собой на урок? Давайте проверим, откройте учебник на стр. 72. Прочитайте, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться? Чему будем учиться? |
Тема нашего урока: «Дикие и домашние животные». Ответы детей
Каких животных называют дикими, а каких – домашними.
Рассказывать о значении домашних животных для человека.
Будем учиться находить в дополнительной литературе нужную информацию. |
Регулятивные УУД: — самостоятельно формулировать тему и цели урока; — составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные УУД: — строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
5. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
|
— Посмотрите на доску, перечислите животных, которых вы видите? (Слайд 6) — Как называются эти животные? — Приведите собственные примеры диких животных. 2. Рассказ учителя о приручении животных. (Приложение 4) (Слайд 7-9)
3. Работа по учебнику. Рассмотрите рисунки животных на стр. 72. Назовите изображенных животных. Какие из них дикие, а какие домашние?
Что вы знаете об этих животных?
Подробнее поговорим о домашних животных. Далее учитель рассказывает детям о домашних животных. (Слайд 10-11)
— Почему человек ухаживает за домашними животными? — Как вы думаете, чем полезны человеку коровы, овцы, куры, пчелы? — Рассмотрите рисунок на стр. 73, проверьте себя. — А теперь посмотрите на доску, прочитайте, что человек получает от домашних животных. (Слайд 12). |
Дети перечисляют животных.
Дикие. Лошади, куры, гуси, быки.
Дети перечисляют животных.
Ответы детей.
Дети высказывают свои предположения.
Дети читают, комментируют прочитанное. |
Регулятивные УУД: -контроль и оценка своих знаний и умений. Познавательные УУД: — анализ объектов с целью выделения признаков животных. Коммуникативные: — умение правильно ставить вопросы. — владение монологической и диалогической речью. |
6. Физкульт- минутка.
Цель этапа: Снятие утомления через физическое напряжение. |
— Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение. Презентация — физминутка с животными, животные выполняют, движения дети повторяют |
Дети выполняют физкультминутку.
|
Воспитание бережного отношения к природе. |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
|
Игра «Четвертый лишний» (Слайд 13) — А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» Цель игры: найти на картинке лишнего животного. — Слайд 14
— Слайд 15
— Слайд 16
— Слайд 17
|
Жук — дикое животное.
Лишняя корова – домашнее животное Бегемот – дикое животное
Лось – дикое животное Собака — домашнее животное |
Познавательные УУД -Формируем умение извлекать информацию из иллюстрации. Регулятивные УУД -Формируем умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в коллективе. |
8.Самостоятельная работа. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу, которую будем выполнять в группах. — На доске вы видите картинки животных. Вам необходимо их разделить по группам. (Слайд 18) Первая группа выписывает диких животных Вторая группа выписывает домашних животных — Давайте проверим, что у вас получилось. — Возьмите рабочие тетради и откройте на стр. 26. (Ученики самостоятельно выполняют задания 1, 2, затем обмениваются тетрадями по парте и проверяют работу друг друга.) — На стр. 55 Приложения к рабочей тетради вырежьте рисунки домашних животных. Отгадайте загадки о них в задании 3. Расположите рисунки в нужных окошках. (Ребята выполняют задание самостоятельно, затем проверяют работы друг друга, а потом приклеивают рисунки). — После задания на самопроверку дети сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске. |
Дети выполняют самостоятельную работу.
Проводят проверку с комментированием.
|
Регулятивные УУД —Формирование умения принимать и сохранять учебную цель. -Формирование умения планировать свою деятельность. -Формировать умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других. -Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах, в парах. Познавательные УУД -Формируем умение извлекать необходимую информацию. |
9.Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
Назовите признаки диких и домашних животных. |
Дети называют признаки диких животных (независимы от человека, сами добывают пищу, сами строят жилье, сами выращивают потомство); домашних животных (зависимы от человека, сами добывают пищу, сами не строят жилье, сами не выращивают потомство).
|
Познавательные УУД: — классифицировать информацию, представленную в устной форме; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
— Подведём итог нашего урока. Вернёмся к нашим целям. Достигли ли мы поставленной цели?
— Где и как можно использовать полученные знания?
— А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на уроке. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему настроению. (Трех цветов)
— Что вам понравилось на уроке? — В чем были затруднения? Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен. (Слайд 19) |
Да. Мы научились различать диких и домашних животных, узнали об их роли в жизни человека. Ответы детей.
Дети используют метод «Светофор»
Дети на доску прикрепляют своих смайликов. Учащиеся отвечают. |
Личностные УУД: — эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Регулятивные УУД: — в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: — строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Приложение№2
Карточка №2
Напишите растения выращенные в
Огороде…………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………
Поле…………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Саду…………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Цветниках…………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Приложение №1 Карточка№1 Подчеркни деревья — красным карандашом, кустарники- синим, травы- жёлтым:
Слива,
Можжевельник,
Пихта,
Крыжовник,
Одуванчик,
Лиственница,
Вишня,
Репейник,
Мать-и-мачеха,
Кедр,
Малина.
Приложение№3
У меня есть к вам вопрос — Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья — Как зовут её — (Свинья)
Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова, Как зовут её — (Корова)
По горам, по долам Ходит шуба, да кафтан (Овца)
Цокают копытца –
Мой приятель мчится!
Знает, что овес
Я ему принес! (Конь)
Зимой спит — летом ульи ворошит. (Медведь)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Олень)
Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный? (Волк)
Приложение №4
Рассказ о приручении животных
— С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, ловили рыбу, охотились. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали охотиться, охраняли, перевозили тяжести и спасали запасы от грызунов. И, конечно, снабжали человека молоком, мясом, шерстью, кожей и многим другим. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет. — Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 — 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей… — Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без домашних животных. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Собака, например, не только помощник на охоте или сторож, но и товарищ для игр и проказ. А современной кошке не обязательно ловить мышей. Да и мышка для иного — тоже домашний любимец. А кто-то души не чает в своем хомячке, морской свинке, попугае или рыбках. И этот список можно продолжать.