Статья «Вовлечение в творчество — путь к успеху (методический проект в обучении технологии 5-7 классов)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Статья

Вовлечение в творчество — путь к успеху

(методический проект в обучении технологии учащихся 5-7 классов)

Составила: учитель технологии

Жмакина Вера Леонидовна

Г. Урай

2011 год

Проблема: « Вовлечение в творчество – путь к успеху в обучении технологии».

Цели и задачи: Вы знаете, почему у нас многие не любят свою работу? Да больше потому, что не умеют ее хорошо делать. Работая через пень – колоду, дела своего не полюбишь. Каждый любит делать то, что он умеет хорошо делать. И поэтому, может быть, главное в нашем воспитательном деле — учить детей хорошо делать свою работу. Чтобы заинтересовать учениц занятиями по технологии, подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Для развития вкуса необходимо предоставить учащимся возможность чаще видеть образцы декоративно-прикладного искусства и изготавливать изделия с элементами творчества.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыноч­ные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и дело­вых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, бы­стро и безошибочно принимать решения.

Государство ставит перед школой задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами позна­ния, сформировать познавательную самостоятельность. В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место занимает формирование творческих способностей.

Творческий подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине 18 века, однако более ста лет потребовались, чтобы она стала востребованной педагогическим со­обществом. Отправным пунктом послужила выдвинутая Л.С. Выгодским идея о том, что один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творче­стве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего раз­вития и созревания ребенка.

Значительное внимание в современном образовании уделяется его личной ориента­ции. В Проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования под­черкнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В содержании образования предполагается также:

  • его личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей;

  • усиление деятельностного компонента;

  • креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Школьный предмет «Технология» — один из основных предметов, где во главу угла ставится именно развитие творческих качеств учеников. На уроках технологии дети про­ектируют, мастерят, конструируют, творят, создают своими руками модели, делающие окружающий мир более удобным, уютным и красивым.

Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему, осуществляется прогрессивное движение общества, создаются новые машины, технические и биологические системы, творчество постоянно меняет наш образ жизни и мышления, способствует познанию неизвестного, преобразованию и совершенствованию известного. Оно борется со старым, косвенным, рутинным; меняет наши установки, цели и смысл жизни.

Проблема творчества – одна из основных проблем для психологии личности и ее развития. Критерием проявления творчества служит характер выполнения учащимся предлагаемых ему заданий. Вместе с тем можно выделить следующие структурные компоненты: доминирующую роль внутренней мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся в постановке и решении проблем; возможность прогнозировать решения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Актуальность моей работы в том, что творческому развитию личности в настоящее время уделяется много внимания в связи с изменяющимися общественными отношениями, и учебный предмет «Технология» как никакой другой учит учащихся выполнять различные творческие проекты, задания. За годы моей работы накоплен большой материал по проектной деятельности учащихся на уроках технологии. Возникла необходимость привести накопленный материал в систему.

Поэтому цель моей работы:

обобщить и систематизировать материал по проектной деятельности учащихся на уроках технологии в 5-7 классах.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение метода проектов в преподавании технологии.

  2. Изучить формы и методы проектной деятельности применительно к урокам.

  3. Систематизировать материал проектной деятельности учащихся.

Глава 1. Значение и особенности применения метода проектов в образовательной области «Технология»

1.1. Цели и задачи преподавания предмета «Технология»

Если обратиться к словарям, то понятие «технология» там трактуется однозначно. Вот, например, ее определение из словаря О.И. Ожегова и Н.Ю. Шверовой: технология — это «со­вокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»

Само название «звездочка обдумывания» произошло, очевидно, от того, что такая запись решения взаимосвязанных вопросов, по форме несколько напоминающая звезду, позволяет хорошо их обдумать, так как все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный во­прос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходя­щихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к мате­риалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал.

В связи с этим следует предложить учащимся такие вопросы:

С решением каких задач связана работа над творческим проектом?

Как связаны эти решения между собой?

Что представляет собой прием, называемый «звездочкой обдумывания»?

В каких случаях применяется указанный прием?

2.3. Тематика занятий по ознакомлению учащихся с положениями проектирования

Для успешного осуществления проектной деятельности на уроках технологии необходимо познакомить учащихся с ее теоретическими основами. Чтобы работа над проектом не вызывала у школьников неуверенности, чтобы творческое задание выполнялось с интересом, учащиеся должны хорошо усвоить, что такое проект, каковы его цели, задачи, какие существуют методы конструирования. При разработке тематического планирования в каждом классе на протяжении всего курса технологии включаю занятия по ознакомлению учащихся с положениями проектирования. При разработке тематического планирования необходимо учитывать уровень технологической подготовки школьников. Вот тематика занятий, которые я провожу в 5-8 классах.

5 класс. Понятие о проекте. Виды проектов. Понятие о творческой конструкторско-технологической задаче. Методы и приемы конструирования. Основные этапы проектирования: анализ творческого задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление образца, определение его примерной цены, защита.

6 класс. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа). Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчет стоимости используемых материалов, защита.

7 класс. Обоснование темы проекта. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов). Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, расчет его стоимости, реклама проекта, защита.

8 класс. Приемы коллективного поиска конструктивных решений. Обоснование темы проекта. Осознание проблемы. Выявление противоречий. Работа с информационными источниками. Формирование банка идей. Макетирование. Методы и приемы конструирования (метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, операторы АРИЗ). Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, макетирование, выявление противоречий, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, экономическое обоснование, реклама проекта, защита.

2.4. Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по технологии

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компью­терная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка. Ниже приводятся рекомендации по ее составлению. Разумеется, при их использовании необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, и в этом смысле пояснительная записка к проекту пяти­классника по содержанию будет существенно отличаться от выполненной старшеклассни­ком.

По содержанию пояснительная записка включает:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список использованной литературы.

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизи­ровать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно крат­ким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя про­екта.

В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова «год»). Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все за­головки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заго­ловка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце ог­лавления.

Введение к работе. В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содер­жание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предна­значен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основ­ных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиогра­фических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и мате­риалы.

Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возмож­ности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изу­чить…, описать…, установить…, выявить… и т.п.).

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выпол­нения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных крите­риев. Иногда поисковую часть дополняют клаузурой — это сравнительно большой лист бу­маги, на котором представлен свободными рисунками, а также прорисовками частей, дета­лей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную компози­цию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображе­ний, «рентгеновские рисунки». В результате определяются одно или несколько предложений, которые предполагается разрабатывать.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполне­ния объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Приводим варианты ее оформления.

1-й вариант

п/п

Описание операции

Графическое изображение

Оборудование, станки, инструменты, приспо­собления

2-й вариант

п/п

Название операции

Эскиз

Описание операции

Инструменты и приспособления-

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируе­мого изделия, Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Ре­зультатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируе­мого изделия и наличия рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, логично и аргументи­рованно излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать тре­бованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными зада­чами, сформулированными во введении, дается учащимся самооценка проделанной им ра­боты. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследова­ния темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

После заключения принято помещать библиографический список использованной лите­ратуры. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной за­писке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разно­образны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более од­ного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложе­ние 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложе­ниями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), за­ключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помо­щью компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4 (210 х 297) через два-полтора межстрочных интервала с числом строк на странице не более 40. В каждой строке должно быть не более 60-65 знаков с учетом пробелов между словами. Минимальная высота шрифта 1,8 мм. Текст следует писать или печатать, соблюдая следую­щие размеры полей: левое — не менее 30 мм; правое — не менее 10 мм; верхнее — не менее 15 мм; нижнее — не менее 20 мм.

Вставка в текст отдельных слов, формул, основных знаков осуществляется чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вста­вок должна быть приближена к плотности основного текста. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или забеливанием с нанесением на то же ме­сто исправленного текста машинописным или рукописным способом.

Заголовки структурных частей работы: «Оглавление», «Введение», «Глава», «Выводы», «Самооценка», «Список использованной литературы», «Приложения» печатаются пропис­ными буквами симметрично тексту.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце их не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их раз­деляют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единст­венного и (реже) множественного числа.

Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки — только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик зна­ками препинания не фиксируются.

Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.

Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определенного общего за­мысла по тщательно продуманному плану, что поможет предупредить неоправданные про­пуски иллюстраций и избавиться от случайных рисунков. Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие их порядковые номера (рис. 1, рис. 2 и т.д.).

Каждую иллюстрацию необходимо снабдить подрисуночной подписью, которая должна соответствовать ее содержанию и основному тексту.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»;

порядковый номер, который указывается без знака номера арабской цифрой;

тематический заголовок, содержащий текст с краткой характеристикой изображаемого;

экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем их выносят в подпись, сопровождая текстом.

Чертеж — основной вид иллюстраций в проектных работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию изделия, и должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями ЕСКД. Чертеж в пояснительной записке — это, прежде всего, иллюстрация, которую по сравнению с рабо­чим чертежом значительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется для главного — понимания конструкции объекта. Названия деталей на таком чертеже обычно не пишутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (слева направо по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (позиций) дают либо в тексте по ходу изложе­ния, либо в подписи под чертежом.

Фотография — достоверное средство наглядной передачи действительности. Она исполь­зуется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явле­ние со всеми его индивидуальными особенностями. Во многих случаях фотография — это не только иллюстрация, но и научный документ.

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо объекта, предмета, и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величи­нами. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные.

2.5. Оценивание результатов

Оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Во всяком слу­чае, не стоит абсолютизировать его правильность.

Ближе к объективной будет рейтинговая оценка, которая в сумме равна: средняя (по группе) + самооценка + оценка учителя.

Оценивание проекта и его защиты проводится по 10 критериям на четырех уровнях — 0, 5, 10, 20 баллов.

Критерии оценки

1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоя­тельность, законченность, материальное воплощение проекта.

3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, использование литературы.

4. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального во­площения и представления проекта.

5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.

6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; ар­гументированность, убедительность и убежденность.

7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дру­желюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

10. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой доброжелательность, контактность.

Разумеется, никаких выводов о завышенных (заниженных) самооценках авторов творче­ских работ делать нельзя. Правда, ради шутки можно назвать самого «гармоничного» автора проекта, имеющего минимальный разброс баллов в структуре рейтинговой оценки.

Динамика рейтинговых оценок, получаемых за выполняемые проекты, является важным по­казателем диагностики развития личности растущего человека, его жизненного и профессио­нального самоопределения. Отсутствие таковой — тревожный сигнал того, что учащиеся еще не нашли себя в такой деятельности, не преодолели различные психологические барь­еры. Они нуждаются в дополнительной помощи, замене области и тематики проектирования.

Работая по методу проектов, я заметила положительную динамику в годовой аттестации учащихся. Мониторинг представлен в виде диаграмм.

В течение нескольких лет все активнее внедряю метод проектов в обучение. Это положительно сказывается на успеваемости учащихся. На диаграмме представлены в сравнении годовые оценки «4» и «5»пятиклассников за 2002-2003 уч. год, 2003-2004 уч. год и 2004-2005 уч. год. Видно, что за эти три года количество оценок «4» уменьшилось, а количество оценок «5» значительно выросло. Если в 2002-2003 учебном году количество четверок преобладает над количеством пятерок, то в 2003-2004 учебном году в двух классах 5а и 5в изменения идут в сторону отличных оценок, а в 2005-2006 учебном году отмечается большой рост количества оценок «5» по сравнению с количеством оценок «4.

Если сравнить процентное отношение годовых оценок «5» к общему количеству учащихся, то на диаграмме хорошо виден рост. Такая динамика говорит о правильно выбранной методике преподавания предмета.

2.6. Темы проектов для учащихся

Организация проектной деятельности учащихся, в результате которой ими создаются реальные продукты труда, представляет определенные сложности для учителя. Ему необходимо оказать школьникам помощь в выборе тем проектов, наблюдать за ходом выполнения работы, консультировать и стимулировать учащихся, создавать условия для успешного осуществления задуманного, оценивать результаты на каждом из этапов и в целом.

Многое зависит от того, насколько интересны и посильны для учеников выбранные ими темы проектов. Ведь они не всегда могут адекватно оценить свои возможности и наклонности. Помогая ученикам в выборе темы, нужно прежде всего руководствоваться требованиями учебной программы, а также уровнем их знаний и умений.

Основными критериями для выбора темы проекта являются: интерес учащегося, доступность и безопасность выполнения, социальная значимость, актуальность, возможность учета экономической и экологической составляющих.

Тематику проектов целесообразно предложить учащимся в начале учебного года, чтобы они смогли ее осмыслить и принять обдуманное решение. Список тем можно пополнять за счет предложений самих учащихся.

5 класс. Фартук (передник) – элемент русского национального костюма.

Фартук традиционный и современный.

Художественная отделка фартука.

«Дитя солнца» хлопок в быту и производстве.

Русский лен – современный шелк.

Вышивка – древнее рукоделие.

Веселые лоскутки.

Тайна бабушкиного сундука.

Игрушки – подушки.

6 класс. Подарок своими руками.

Воротник.

Салфетки для праздничного стола.

Платье шью сама.

Исторический костюм.

Русские узоры.

Бисероплетение.

7 класс. Подарок своими руками.

Изделия из лоскута.

Юбка своими руками.

Современная одежда.

Одежда для отдыха.

Русские узоры.

8 класс. Стиль в одежде.

Русские узоры.

2.7. Интегрированные творческие проекты

Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегративный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную или общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Помимо того, у них создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проектного метода. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Особый интерес представляет осуществление интегрированных учебных проектов, предполагающих длительную, целенаправленную совместную работу учителей технологии с другими педагогами – предметниками. Отправной точкой такого сотрудничества является создание «Банка интегрированных творческих проектов». Особенность их, если коротко, состоит в следующем: на уроке технологии изготавливается то или иное изделие как проект, а на уроках по основам наук осуществляется его защита.

Заключение

В заключение хочу обратиться к роли преподавателя в проектной деятельности учащихся. Проектный подход, или метод проектов, обещает образованию многое. С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего, он есть учебное средство, дающее надежду успешнее справляться с рядом «вечных» образовательных проблем; но само включение этого средства в учебный процесс дает учащимся некое жизненно-практическое умение, полезное каждому выпускнику независимо от избранной им профессии, специальности и дальнейшей карьеры.

Проектом (от латинского projectus – выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания, несбыточных грез и беспочвенных фантазий (сегодня их иронически называют «прожектами» или «прожектерством») проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости. Иначе говоря, проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные и физические усилия.

Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксации в какой-либо внешне выраженной знаковой форме – буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели, изделии и т.д.

Проектный метод предполагает особый подход к образовательным проблемам: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Иными словами, необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы ученику нужно добывать собственными силами – именно этому и надлежит учить в первую очередь. А лучший способ такого учения – заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта. Поскольку пути, способы и средства, ведущие к цели, заранее детям не сообщаются, каждый ученик должен их сам найти, открыть или изобрести, а потом логически построить или сконструировать.

Каковы же в подобной ситуации роль и обязанности преподавателя? Резко возрастает объем его консультаций и диалогов с учениками. Авторитет учителя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность детей, в которой они уже сами лично заинтересованы ради успеха в предпринятой ими проектной деятельности.

В ходе работы над проектом учитель подсказывает лишь общее направление и главные ориентиры маршрута поисков. Человеку свойственно ошибаться и в делах, и в мыслях. Ошибок всегда будет очень много, от них не застрахован никто. Нужно вовремя их обнаружить, тогда важно будет сравнительно легко их исправить. Именно для этого и служит проектирование – воображаемое созидание, испытание и проверка того, что мы хотим создать и построить на практике.

Проектное мышление необходимо специально пробуждать, планомерно развивать, заботливо культивировать. Но все это абсолютно необходимо и взрослым, и детям. Сегодня для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому, т.е. быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, как это и должно быть при изучении технологии.

Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят, — результаты наблюдений, поисков, размышлений, и споров и, наконец, воплощение задуманного в материале. Они и не подозревали раньше о существовании такого рода вещей, не замечали их вокруг себя, а если и замечали, то никогда о них специально не задумывались. Занимаясь этим с неподдельным увлечением, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.

Педагогическую ценность подобного опыта трудно переоценить. При этом из всеведущего, всевластного и непререкаемого диктатора – наставника учитель постепенно превращается в более компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, приходящего на помощь ученикам и дающего им свои советы и рекомендации, когда его об этом попросят.

Его авторитет основывается на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди здесь оказывается, прежде всего, тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности, изобретательности и творческой фантазии. Слов нет, выступать в такой роли куда труднее, чем «преподавать» детям заранее расфасованные порции готовых знаний по учебнику. И к ней, конечно, нужно специально готовиться.

Литература

1.Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В.,Симоненко В.Д.технология. Учебник для учащихся 5 класс образовательных учебных учреждений( вариант для девочек)

М. Издательский центр «Вента- Граф»2005 –Стр 184.

2.Крупская Ю.В.,Лебедева Н.И., Л.В.,Симоненко В.Д.технология. Учебник для учащихся 6 класс образовательных учебных учреждений( вариант для девочек).- М. Издательский центр «Вента- Граф»2005 –Стр 184.

3. Крылов.А.В., Проектирование в технологии\ Школа и производство-2002.-№1.

4. Лернер. П.С. Проектирование по «Технологии»// Школа и производство-1997.-№3.

5.Муравьёва.Е.М. Проектирование в технологии в 9 классе\ Школа и производство -2002.-№6.

6.Павлова М. Проектный метод в обучении технологии,Школа и производство 2002- №2

7.Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю. Школа и производство 2002 -№1

8. Ретивых Е.М. Проект «Мой выбор» в профессиональном самоопределении школьников .Школа и производство-2003- №3

9.Федотов А.Н. Общество нуждается в трудовой подготовке учащихся . Школа и производство-2002 №8

1

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Вудро Вильсон
globuss24.ru © 2024 – образование для всех
00
вверх