46
Научно-методический .журнал
Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Realization of the Correction Tasks in the Physical Exercises with the Visually-impaired
Children of Kindergarten.
Realisierung von Korrektionsaufgaben durch korperliche Ubungen rnit sehgestorten
Vorschulkindern.
Смирнова ИЛ.
воспитатель no физической культуре ГОУ
детский сад №724 компенсирующего вида
ВОУО ДО г. Москвы
Smirnova LA. Smirnowa l.A.
На примере содержания одного из физкультурных занятий рассматривается реализация коррекционных задач в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с косоглазием и амблиопией.
Realization of the correction tasks of the visually-impaired children in the kindergarten of the compensation type for the visually-impaired children with strabism and smbliopia are considered on the example of a physical exercise.
Am Beispiel einer Korperkulturbeschaftigung wird die Realisierung von Korrektionsaufgaben in einer Vorschuleinrichtung kompensierender Art fur Kinder mit Schielen und Sehschwache dargestellt.
«По данным всероссийской диспансеризации детей и подростков, проведенной Минздравом России в 2002 году 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2%
— хронические заболевания (III, IV, V группы здоровья)». Среди выпускников,
заканчивающих общеобразовательные учреждения, ежегодно наблюдается около
80% тех, кто выходит в самостоятельную жизнь с различными нарушениями
здоровья [7].
Эти данные, а также анализ медицинских карт детей, поступающих в дошкольные учреждения нашего округа, свидетельствует, что в последние годы процент здоровых, а значит нормально развивающихся, детей в дошкольных учреждениях снижается и наблюдается рост числа детей, нуждающихся в том или ином виде коррекции. Такое же положение наблюдается в начальной школе, где создана сеть специальных (коррекционных) классов, в которые чаще всего и попадают «трудные»
— неуспевающие дети. Так по сравнению с 2004 годом, в 2005 году произошло
увеличение обучающихся в таких классах для детей с недостатками физического
развития на 1211 человек [7]. В этой связи коррекционные задачи ставятся перед
каждым педагогом детского сада, так как именно в дошкольном возрасте
необходимо выделить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Говоря о детских садах компенсирующего вида и, в частности, для детей с нарушением зрения, можно сказать, что коррекционные задачи в таких учреждениях непосредственно связаны с первичным дефектом и вторичными отклонениями в
.)iuiii<iuitc <h—i>K‘it l нарушением цк’тгл и Ос/искам шоу и чача ibiioii шкап’
47
развитии. В этих учреждениях осуществляются специальные коррекционные Занятия: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика, направленные на коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии и компенсацию зрительной недостаточности [5). Помимо этого все общеобразовательные занятия с детьми с нарушением зрения должны иметь коррекционную направленность. Это относится и к занятиям по физическому воспитанию.
«Особое значение в преодолении отклонений в физическом развитии имеет коррекционная направленность всех форм и средств физического воспитания, ибо компенсаторно-коррекционная направленность обучения и воспитания является основной сущностью содержания, методов и средств физического воспитания детей с нарушением зрения [6]», так как именно эта направленность позволяет психолого-педагогическими методами способствовать лечебному процессу и добиваться высокого процента абилитации и реабилитации детей с косоглазием и амблиопией Mi‘xvi поступлением в массовую школу. В нашем учреждении:
Количество выпускников |
Выпускники с полным выздоровлением и бинокулярным зрением |
Выпускники с частичным улучшением зрительных функций |
Выпускники без изменений зрительных функций |
|
2002-2003 |
26 |
63% |
25% |
12% |
2003-2004 |
30 |
50% |
37,5% |
12,5% |
2004-2005 |
26 |
51% |
42% |
7% |
Рассмотрим подробное содержание одного из физкультурных занятий и на анализе отдельных его частей покажем варианты решения некоторых коррекционных задач.
Планирование решения коррекционных задач на физкультурном занятии
Коррекционная задача
Способ реализации
Обозначение в
содержании
занятия
Профилактика правильной осанки
Укрепление мыши туловища
№ 1
Профилактика плоскостопия
Укрепление мышц стопы
№2
48
Научно-методический .журит
Способ реализации |
Обозначение в содержании занятия |
||
3 |
Развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки [2] |
Упраж: ♦ на локализацию зрения в процессе движения Упраж: ♦ зрительного поиска цветных объектов Упраж: ♦ глазодвигательной гимнастики в динамической форме ♦ совместные двигательные действия в пространстве |
№3.1 №3.2 № 3.3 № 3.4 |
4 |
Развитие прocтранственной ориентировки |
♦ составление на схеме спортзала плана размещения оборудования для полосы препятствий ♦ расстановка спортивного оборудовании по составленному плану |
№4.1 №4.2
|
5 |
Развитие моторики |
♦ укрепление мышц кисти ♦ пальчиковая гимнастика |
№5.1 №5.2 |
Некоторые коррекционные задачи на занятии по физическому воспитанию схожи с теми, которые решаются на специальных коррекционных занятиях, например, на занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и др. Такое положение ни в коем случае не следует рассматривать как дублирование обучения. Его надо рассматривать, как реализацию общей коррекционной задачи другими средствами для достижения наилучшего (суммарного) эффекта в развитии ребенка. Особенностью физического воспитания является динамическая составляющая проведения занятий, положительный эмоциональный фон, наличие спортивного оборудования и большого пространства. Включение в таких условиях в содержание занятий нескольких заданий по мелкой моторике, пространственной ориентировке с использованием схемы обосновано.
Содержание |
Дозировка |
Методические указания |
Реализация коррек-ционных задач |
|
вводная 6 мин. |
1. Построение в шеренгу 2. Равнение и приветствие. 3. Расчет по порядку. 4.Перестроеыие в колонну. 5. Ходьба обычная. |
1 круг |
Следить за осанкой детей. Отмечать лучших, указывать на ошибки. |
№1 № 1,2 |
50
Научно-методический
6. Ходьба на носках с |
1-2 |
Добиваться четкости |
Вари- |
|
|
упражнениями для рук; |
круга |
выполнения команд. |
анты |
|
-на пояс; |
|
|
выпол- |
|
-в стороны; |
|
Оценивать осанку каждого |
нения: |
|
— вперед; |
|
ребенка. Соответствующей |
ходьба |
|
— к плечам; |
|
словесной инструкцией или |
с |
|
— вверх. |
|
тактильно корригировать |
различ- |
|
7. Ходьба с ускорением в |
20- |
ошибки. |
ным |
|
чередовании с обычной ходьбой. |
30 |
|
поло- |
|
8. Бег обычный. |
сек. |
Следить за соблюдением |
жением |
|
9. Бег со сменой направления (по |
|
интервала между детьми во |
стопы. |
|
сигналу в противоположную |
|
время ходьбы с ускорением и |
№ |
|
сторону). |
|
бега. |
3.l,3.2 |
|
10. Бег «змейкой». |
|
Добиваться от детей |
Сигна- |
|
11. Бег с выполнением заданий, по |
|
своевременного реагирования |
лом |
|
звуковому или цветовому сигнал)1: |
|
па сигналы и действия |
является |
|
— перескок; |
|
товарищей. При необходимости |
показ |
|
— прыжок на двух ногах (на одной) с |
|
использовать |
цветных |
|
продвижением; |
|
подготовительные команды. |
пред- |
|
— кружение с продвижением. |
|
|
метов |
|
12. Ходьба с выполнением |
1 |
Наблюдать за физическим |
(фото |
|
упражнений на восстановление |
круг |
состоянием детей, добиваться |
№814). |
|
дыхания. |
|
восстановления дыхания. |
|
|
13. Ходьба обычная, во время |
1 |
Каждый утяжелитель (цилиндр |
Корзина |
|
которой дети, проходя мимо |
круг |
диаметром 2см) находится в |
из кот. |
|
корзины, берут из неё по два |
|
пластмассовом футляре (или |
дети |
|
утяжелителя (фото№ 823 на |
|
зашит в чехле). |
берут |
|
стр.49) для ОРУ. |
|
Во время перестроения. |
утяжели- |
|
14. Перестроение через центр зала |
|
движение в колонне не |
тели |
|
в две колонны. |
|
прерывается. Если происходит |
готовит- |
|
15. Упражнение «Перекат» стоя па |
|
задержка, детям следует |
ся |
|
месте (фото № 826). |
|
маршировать на месте, а те, кто |
заранее. |
|
|
|
перестроились первыми. |
|
ОС- |
ОРУ с утяжелителями (7мин) |
|
выполняют «Перекат» |
№2. 5.1 |
нов- |
1. «Выпад вперед». |
8 ■ |
(фото № 826). |
Полож |
ная |
И. п.: О.С, в каждой руке |
раз |
|
кисти с |
|
утяжелитель. |
|
Упражнения может показывать |
утяжел. |
20 |
На счет: 1 — выпад правой вперед, |
|
ребенок (фото № 827). |
во |
мин. |
руки вперед; (фото № 827) |
|
Дети должны выполнять |
время |
|
2-О.С: |
|
упражнения ритмично под счет |
упраж. |
|
3 — выпад левой вперед, руки |
|
педагога, полностью |
может |
|
вперед; |
|
выпрямлять руки, смотреть |
быть |
|
4-0.С |
|
вперед. |
различ.: |
|
2. «Шаге поворотом в сторону». |
8 |
|
вертик. |
|
И.п.: О.С., руки согнуты в локтях. |
раз |
|
гор из он. |
|
Hа счет: 1 — шаг ппявой порой в |
|
|
Для |
Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе
51
фото № 827
фото № 826
сторону, поворот туловища, обе |
|
|
ЭТОГО |
|
|
руки вытянуть вправо; |
|
Делая шаг в сторону держать |
воспи-ль |
|
2-И.п.; |
|
стопы параллельно друг другу, |
может |
|
3 — шаг левой ногой в сторону, |
|
от пола не отрывать. |
давать |
|
поворот туловища, обе руки влево; |
|
|
команды |
|
4-О.С. |
|
|
полож-м |
|
3. «Приседание». |
|
|
предмета |
|
И.п.: О.С, взгляд на педагога. |
6 раз |
|
в своей |
|
На счет: 1 — присесть, руки вперед, |
|
Спина прямая, колени развести в |
руке. Л|* 1 -«1 |
|
взгляд на утяжелители. |
|
стороны, отрывая пятки от пола. |
№1,2, |
|
2-О.С. |
|
|
3.3 |
|
4. «Наклон вперед». |
|
|
|
|
И.п.: Сидя на полу, ноги вытянуты |
6 раз |
|
|
|
вперед, руки с утяжелителями лежат на бедрах, спина прямая. |
|
Во время наклона колени не сгибать, а прогибаясь стараться |
№1,2 |
|
На счет: 1 — наклониться вперед и |
|
соединить лопатки. |
|
|
положить утяжелители по обе |
|
|
|
|
стороны стоп; |
|
|
|
|
2 — выпрямиться, руки поставить в |
|
|
|
|
упор сзади, поднять таз, прогнуться. |
|
|
|
|
посмотреть назад; носки стоп |
|
|
|
|
вытянуть. |
|
|
|
|
3 — наклониться вперед и взять |
|
|
|
|
утяжелители; А Т Т |
|
|
|
|
4-И.п. 5. «Рыбка». |
6 раз |
Удерживать руки и ноги |
№1,2 |
|
И.п.: лежа на животе, руки с |
|
прямыми, стопы вытянуть. |
№ 1,2 |
|
утяжелителями и ноги вытянуты. |
|
Мягко опускать руки и ноги на |
|
|
На счет: 1 — прогнуться, приподняв |
|
гтпгт |
|
|
прямые руки и ноги от земли; |
|
1IKJJ1. |
|
|
2 — 3 — удерживать положение рук и |
|
|
|
|
ног на весу; |
|
|
|
|
4-И.п. |
|
|
|
|
6. «Неваляшка». |
6 раз |
|
|
|
И п ■ лежа на спине ноги согнуты в |
|
|
|
52
Научно-методический журнал
коленях и разведены, ступни |
|
Ноги от пола не отрывать. |
|
|
|
прижаты к полу, руки с утяжели- |
|
Опускаться на пол плавно, |
|
|
телями лежат скрестно на груди. |
|
слегка прижимая подбородок |
|
|
На счет: 1 — сед рывком; |
|
к груди (фото №828). |
|
|
2 -развести руки в стороны, |
|
Дыхание: на счет: 1 -выдох; |
|
|
прогнуться; |
|
2 -вдох; |
|
|
3 — скрестить руки на груди; |
|
3 -выдох; |
|
|
4-и.п. |
|
4-вдох; |
|
|
7. «Повороты за рукой». |
|
Руки прямые, взгляд на |
|
|
И.п.: стоя на коленях, руки с |
8 раЗ |
утяжелители. Во время |
№3.1, |
|
утяжелителями вдоль туловища. |
|
отведения руки, взгляд на |
3.3 |
|
Насчет: 1 -руки вперед; |
|
утяжелитель, в конце поворота |
|
|
2 — правая рука с поворотом |
|
(в предельном отведении руки |
|
|
туловища вправо и назад, (поворот |
|
назад) — посмотреть вдаль, на |
|
|
туловища следует за движением |
|
игрушку (реально |
|
|
руки); левая — на месте; |
|
расположенный вдали предмет). |
|
|
3-руки вперед; |
|
|
|
|
4-И.п.; |
|
|
|
|
5 — 8 — то же левой рукой в левую |
|
|
|
|
сторону. |
|
|
|
|
8. «Серии прыжков в чередовании с |
|
|
|
|
ходьбой». |
1-2 |
Прыжки выполнять ритмично в |
№1,2 |
|
1. Прыжки: И.п.: о.с. |
серии 15-20 |
быстром (медленном) темпе, |
|
|
На счет: 1 — руки в стороны,ноги |
четко фиксируя положение рук и |
|
|
|
врозь; на счет: 2- о.с. |
ТТ*ЛТ_ I’VY1‘ |
ног в стороны или скрестно. |
|
|
2. Ходьба и упражнение на |
11рЬ]Ж 4 |
|
|
|
восстановление дыхания |
|
|
|
|
«Дровосек». |
раза |
|
|
|
З.Прыжки: И.п.: ох. |
15- |
|
|
|
На счет: 1 — руки в сторону, ноги |
20 |
|
|
|
врозь. |
|
|
|
|
2 — руки скрестно вперед, ноги |
прыж |
|
|
|
скрестно. |
4 |
■ |
|
|
4.Ходьба и упражнение на |
раза |
|
|
фото № 828
фото № 829
фото № 829А
Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе
53
восстановление дыхания |
|
|
|
|
|
«Дудочка». |
|
|
|
|
Перестроение через центр зала в |
|
Во время ходьбы |
|
|
колонну по одному. |
2 |
восстановление дыхания |
№3.4 |
|
Ходьба. Дети идут по Kpvrv. |
круга |
|
|
|
Проходя мимо корзины, каждый |
|
|
№ |
|
ребенок не останавливаясь, кладет в |
|
|
3.1, |
|
нее утяжелители и продолжает |
|
|
3.3 |
|
движение по кругу. На следующем |
|
|
|
|
круге дети в процессе движения |
|
|
|
|
берут карточки, на каждой из |
|
|
|
|
которых изображен спортивный |
|
|
|
|
снаряд (фото № 816 на стр.49). |
|
|
|
|
Работа со схемой. По сигналу |
|
Педагог контролирует |
№4.1 |
|
ребята подходят к схеме |
|
правильное расположение |
|
|
спортивного зала и раскладывают |
|
карточек на схеме и направляет |
|
|
(прицепляют) па ней карточки в том |
|
действия детей в случае их |
|
|
месте, где по их представлению |
|
ошибок. Варианты выполнения: |
|
|
(прошлому опыту) должно |
|
Схема может располагаться как |
|
|
располагаться это оборудование |
|
горизонтально (фото №815 на |
|
|
(фото № 815 на стр.49). |
|
стр.49), так и вертикально. |
|
|
Расстановка оборудования для |
|
Вертикальное расположение |
№ |
|
полосы препятствий |
|
более удобно, так как может |
3.4, |
|
Дети расставляют «свое» |
|
оставаться в виде образца во |
4.2 |
|
оборудование в том месте зала, |
|
время расстановки оборудо- |
|
|
которое было отмечено ими |
|
вания и быть подсказкой. |
|
|
карточкой в «построенном» плане |
|
|
|
|
на схеме. |
|
|
№1, |
|
Основные виды движений при |
|
Метод прохождения «полосы |
2,3.1, |
|
преодолении полосы препятствий |
|
препятствий» — поточно- |
3.2, |
|
(10 мин) |
|
круговой. |
3.3, |
|
1. Ползание, лежа па спине с |
3 |
Следить, чтобы дети не |
3.4 |
|
продвижением вперед по |
раза |
отталкивались руками. |
|
|
гимнастическому мату, |
|
|
|
|
отталкиваясь ступнями и |
|
|
|
|
плечевым поясом. |
|
|
|
|
2. Подтягивание на руках по |
3 |
Полностью вытягивать руки. |
№5.1 |
|
гимнастической скамейке, лежа |
раза |
|
|
|
на животе с продвижением |
|
|
|
|
вперед. |
|
|
|
|
3. Чередующиеся прыжки из |
3 |
Правило: для одной ноги -один |
|
|
одного в два обруча с |
раза |
обруч.В одном обруче — |
|
|
продвижением вперед (фото № |
|
прыжок на одной ноге (фото |
|
|
829 на стр.52). |
|
№829), в двух — на двух ногах. |
|
|
4. Ходьба по мягкому модул ю- |
раза |
На модуле и скамейке |
|
54
Научно-методический журна:1
«уголки», высоко поднимая |
|
неооходимо сохранять правиль- |
|
|
|
колени. |
|
ную осанку и смотреть перед |
|
|
5. Ходьба по гимнастической |
3 |
собой. |
|
|
скамейке со стойкой на одной |
раза |
Воспитатель по физ. культ, осу- |
|
|
ноге (фото № 817 на стр.49) и |
|
ществляет страховку во время |
|
|
соскоком на мат. |
|
стойки на одной ноге и соскока. |
|
|
6. Ходьба по коррекционной |
3 |
Идя по корр. дорожке ребенок |
|
|
дорожке (профилактика плоскос- |
раза |
должен сохранять правильную |
|
|
топия) спиной вперед, руки на |
|
осанку и смотреть прямо вдаль. |
|
|
поясе. |
|
Воспитатель группы осущест- |
|
|
7. Прыжки в высоту через веревку |
3 |
вляет страховку при выполнении |
|
|
(40см) с места на мат. |
раза |
прыжков в высоту, следит за мяг- |
|
|
|
|
ким приземлением. |
|
|
8. Прыжки между ориентирами в |
3 |
Во время прыжков держать руки |
|
|
глубоком приседе (фото |
раза |
на бедрах. |
|
|
№829А). |
|
|
|
|
По команде воспитателя: «Убираем |
|
|
|
|
оборудование», дети убирают то |
|
|
|
|
оборудование, которое они |
|
|
|
|
расставляли, используя карточки. |
|
Учить детей следить за своей |
|
|
Подвижная игра: «Чье звено |
|
осанкой при выполнении прыж- |
№1,2. 1 1 |
|
скорее соберется?» Змин |
|
ков на мяче. И.п.должно быть |
3.1 |
|
Правила: Дети делятся на звенья (по |
|
правильным (фото № 821 на |
3.2,3.3, 1 Л ^ 1 |
|
три, четыре человека). Каждое звено |
|
стр.49). В И.п., когда дети |
3.4,5. 1 |
|
выбирает мячи одного цвета и |
|
распологаются вокруг обруча, |
|
|
располагается на них вокруг обруча |
|
расстояние между ними должно |
|
|
того же цвета (фото № 818 на |
|
быть одинаковым. |
|
|
стр.49). По сигналу дети |
|
Следить за соблюдением |
|
|
передвигаются на мячах по залу |
|
интервалов между детьми во |
|
|
(фото № 820 па стр.49). В это время |
|
время движения на мячах. |
|
|
педагог меняет обручи местами |
|
Поддерживать у ребят желание |
|
|
(фото№ 819 на стр.49). По второму |
|
выполнять правила игры. |
|
|
сигналу каждое звено возвращается |
|
доброжелательно относиться ко |
|
|
к своему обручу. Побеждает звено, |
|
всем ее участникам. |
|
|
которое первым займет И.п. Далее |
|
Дети самостоятельно подготав- |
|
|
дети меняются мячами (фото№ 822 |
|
ливаются к игре, а после завер- |
|
|
на стр.49) и игра повторяется. |
|
шения убирают на место мячи- |
|
|
|
|
«Нор» и спокойно идут по залу, |
|
|
|
|
восстанавливая дыхание. |
|
odK лю- |
Спокойная игра: «Собери |
|
|
|
чи- |
гусеницу» |
|
|
№3.1. |
гел fa- |
Правила: Из рассыпанных колец |
|
Предоставить детям |
3.2,3.3. |
Han |
(фото№824) собрать гусениц)’ по |
|
возможность сравнить свою |
3.4.5.2 |
4 |
образцу (фото 825 па стр.49). |
|
гусеницу с образцом. |
|
мин. |
|
|
|
|
Фитческое подпишите demeii с нарушением зрения а аетскам саду и начальной школе Ъ J
Таким образом, «коррекционные образовательные задачи направлены на преодоление недостаточности двигательных умений и способностей, без которых ребенку трудно адаптироваться к условиям жизни. Содержание образовательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка и состояния его здоровья … позволяет решать» такие задачи [6]. Это возможно при использовании специфических средств и методов, которые предусматривают «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами [1].
Другими словами, решение коррекционных задач любого занятия обеспечиваются его коррекционной направленностью, которая «выражается в применении в нем специального приема, способа, технического средства, оформления, действующего в рамках общеобразовательного процесса и нацеленного на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки, пропедевтику здорового образа жизни, эффективное усвоение учебного материала» [3].
Литература:
1Малофесв Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми
образовательными потребностями в России./ В кн.: Актуальные проблемы
интегрированного обучения./ Материалы Международной научно-практической
конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января
2001 года. — М.: Изд-во «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», -2001. — С.30-46.
2.МишинМ.А., Смирнова И. А., Ванюшина О.Б. Зрительно-двигательно-пространственная
ориентировка. Тестирование и развитие. // Физическое воспитание детей с нарушением
зрения в детском саду и начальной школе.-2004. -№5.-С, 47-69.
З.Мишин М.А. Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала //
Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. —
2005. -№6.- С. 47-69.
-
Озеров В.П. Психомоторные способности человека. — Дубна: Феникс+, 2002. — 320с.
-
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей
с нарушением зрения.-М.: «ГороД», — 1998.-262 с.
б.Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников
с монокулярным зрением. Автореф. дисс ….док. пед. наук. — М, 2002.- 48 с.
7.Сведения о детях, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детях,
нуждающихся в длительных сроках лечения // Официальные документы в образовании.
-2005.-№20-С.78-81.