Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

46

Научно-методический .журнал

Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Realization of the Correction Tasks in the Physical Exercises with the Visually-impaired

Children of Kindergarten.

Realisierung von Korrektionsaufgaben durch korperliche Ubungen rnit sehgestorten

Vorschulkindern.

Смирнова ИЛ.

воспитатель no физической культуре ГОУ

детский сад №724 компенсирующего вида

ВОУО ДО г. Москвы

Smirnova LA. Smirnowa l.A.

На примере содержания одного из физкультурных занятий рассматривается реализация коррекционных задач в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с косоглазием и амблиопией.

Realization of the correction tasks of the visually-impaired children in the kindergarten of the compensation type for the visually-impaired children with strabism and smbliopia are considered on the example of a physical exercise.

Am Beispiel einer Korperkulturbeschaftigung wird die Realisierung von Korrektionsaufgaben in einer Vorschuleinrichtung kompensierender Art fur Kinder mit Schielen und Sehschwache dargestellt.

«По данным всероссийской диспансеризации детей и подростков, проведенной Минздравом России в 2002 году 32,1% детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,2%

— хронические заболевания (III, IV, V группы здоровья)». Среди выпускников,
заканчивающих общеобразовательные учреждения, ежегодно наблюдается около
80% тех, кто выходит в самостоятельную жизнь с различными нарушениями
здоровья [7].

Эти данные, а также анализ медицинских карт детей, поступающих в дошкольные учреждения нашего округа, свидетельствует, что в последние годы процент здоровых, а значит нормально развивающихся, детей в дошкольных учреждениях снижается и наблюдается рост числа детей, нуждающихся в том или ином виде коррекции. Такое же положение наблюдается в начальной школе, где создана сеть специальных (коррекционных) классов, в которые чаще всего и попадают «трудные»

— неуспевающие дети. Так по сравнению с 2004 годом, в 2005 году произошло
увеличение обучающихся в таких классах для детей с недостатками физического
развития на 1211 человек [7]. В этой связи коррекционные задачи ставятся перед
каждым педагогом детского сада, так как именно в дошкольном возрасте
необходимо выделить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Говоря о детских садах компенсирующего вида и, в частности, для детей с на­рушением зрения, можно сказать, что коррекционные задачи в таких учреждениях непосредственно связаны с первичным дефектом и вторичными отклонениями в

.)iuiii<iuitc <hi>Kit l нарушением цк’тгл и Ос/искам шоу и чача ibiioii шкап’

47

развитии. В этих учреждениях осуществляются специальные коррекционные Занятия: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, лечебная физкультура, ритмика, направленные на коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии и компенсацию зрительной недостаточности [5). Помимо этого все общеобразовательные занятия с детьми с нарушением зрения должны иметь коррекционную направленность. Это относится и к занятиям по физическому воспитанию.

«Особое значение в преодолении отклонений в физическом развитии имеет коррекционная направленность всех форм и средств физического воспитания, ибо компенсаторно-коррекционная направленность обучения и воспитания является основной сущностью содержания, методов и средств физического воспитания детей с нарушением зрения [6]», так как именно эта направленность позволяет психолого-педагогическими методами способствовать лечебному процессу и добиваться высокого процента абилитации и реабилитации детей с косоглазием и амблиопией Mixvi поступлением в массовую школу. В нашем учреждении:

Учебный год

Количество выпускников

Выпускники с полным выздоро­влением и бино­кулярным зрением

Выпускники с час­тичным улучше­нием зрительных функций

Выпускники без изменений зрительных функций

2002-2003

26

63%

25%

12%

2003-2004

30

50%

37,5%

12,5%

2004-2005

26

51%

42%

7%

Рассмотрим подробное содержание одного из физкультурных занятий и на анализе отдельных его частей покажем варианты решения некоторых коррекционных задач.

Планирование решения коррекционных задач на физкультурном занятии

Коррекционная задача

Способ реализации

Обозначение в

содержании

занятия

Профилактика правильной осанки

Укрепление мыши туловища

1

Профилактика плоскостопия

Укрепление мышц стопы

2

48

Научно-методический .журит

Коррекционная задача

Способ реализации

Обозначение в содержании занятия

3

Развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки [2]

Упраж: ♦ на локализацию зрения в процессе движения

Упраж: ♦ зрительного поиска цветных объектов

Упраж: ♦ глазодвигательной гимнастики в динамической форме

совместные двигательные действия в пространстве

3.1 №3.2 № 3.3

3.4

4

Развитие прocтранственной

ориентировки

составление на схеме спортзала плана размещения оборудования для полосы препятствий

расстановка спортивного оборудо­вании по составленному плану

4.1 №4.2

5

Развитие моторики

укрепление мышц кисти

пальчиковая гимнастика

5.1 №5.2

Некоторые коррекционные задачи на занятии по физическому воспитанию схожи с теми, которые решаются на специальных коррекционных занятиях, например, на занятиях по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и др. Такое положение ни в коем случае не следует рассматривать как дублирование обучения. Его надо рассматривать, как реализацию общей коррекционной задачи другими средствами для достижения наилучшего (суммарного) эффекта в развитии ребенка. Особенностью физического воспитания является динамическая сос­тавляющая проведения занятий, положительный эмоциональный фон, наличие спортивного оборудования и большого пространства. Включение в таких условиях в содержание занятий нескольких заданий по мелкой моторике, пространственной ориентировке с использованием схемы обосновано.

Часть

заня­тия

Содержание

Дози­ров­ка

Методические указания

Реали­зация коррек-ционных задач

ввод­ная

6 мин.

1. Построение в шеренгу

2. Равнение и приветствие.

3. Расчет по порядку. 4.Перестроеыие в колонну.

5. Ходьба обычная.

1 круг

Следить за осанкой детей.

Отмечать лучших, указывать на ошибки.

1

1,2

50

Научно-методический

6. Ходьба на носках с

1-2

Добиваться четкости

Вари-

упражнениями для рук;

круга

выполнения команд.

анты

-на пояс;

выпол-

-в стороны;

Оценивать осанку каждого

нения:

— вперед;

ребенка. Соответствующей

ходьба

— к плечам;

словесной инструкцией или

с

— вверх.

тактильно корригировать

различ-

7. Ходьба с ускорением в

20-

ошибки.

ным

чередовании с обычной ходьбой.

30

поло-

8. Бег обычный.

сек.

Следить за соблюдением

жением

9. Бег со сменой направления (по

интервала между детьми во

стопы.

сигналу в противоположную

время ходьбы с ускорением и

сторону).

бега.

3.l,3.2

10. Бег «змейкой».

Добиваться от детей

Сигна-

11. Бег с выполнением заданий, по

своевременного реагирования

лом

звуковому или цветовому сигнал)1:

па сигналы и действия

является

— перескок;

товарищей. При необходимости

показ

— прыжок на двух ногах (на одной) с

использовать

цветных

продвижением;

подготовительные команды.

пред-

кружение с продвижением.

метов

12. Ходьба с выполнением

1

Наблюдать за физическим

(фото

упражнений на восстановление

круг

состоянием детей, добиваться

814).

дыхания.

восстановления дыхания.

13. Ходьба обычная, во время

1

Каждый утяжелитель (цилиндр

Корзина

которой дети, проходя мимо

круг

диаметром 2см) находится в

из кот.

корзины, берут из неё по два

пластмассовом футляре (или

дети

утяжелителя (фото№ 823 на

зашит в чехле).

берут

стр.49) для ОРУ.

Во время перестроения.

утяжели-

14. Перестроение через центр зала

движение в колонне не

тели

в две колонны.

прерывается. Если происходит

готовит-

15. Упражнение «Перекат» стоя па

задержка, детям следует

ся

месте (фото № 826).

маршировать на месте, а те, кто

заранее.

перестроились первыми.

ОС-

ОРУ с утяжелителями (7мин)

выполняют «Перекат»

2. 5.1

нов-

1. «Выпад вперед».

8 ■

(фото № 826).

Полож

ная

И. п.: О.С, в каждой руке

раз

кисти с

утяжелитель.

Упражнения может показывать

утяжел.

20

На счет: 1 — выпад правой вперед,

ребенок (фото № 827).

во

мин.

руки вперед; (фото № 827)

Дети должны выполнять

время

2-О.С:

упражнения ритмично под счет

упраж.

3 — выпад левой вперед, руки

педагога, полностью

может

вперед;

выпрямлять руки, смотреть

быть

4-0.С

вперед.

различ.:

2. «Шаге поворотом в сторону».

8

вертик.

И.п.: О.С., руки согнуты в локтях.

раз

гор из он.

Hа счет: 1 — шаг ппявой порой в

Для

Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе

51



фото 827

фото № 826

сторону, поворот туловища, обе

ЭТОГО

руки вытянуть вправо;

Делая шаг в сторону держать

воспи-ль

2-И.п.;

стопы параллельно друг другу,

может

3 — шаг левой ногой в сторону,

от пола не отрывать.

давать

поворот туловища, обе руки влево;

команды

4-О.С.

полож-м

3. «Приседание».

предмета

И.п.: О.С, взгляд на педагога.

6 раз

в своей

На счет: 1 — присесть, руки вперед,

Спина прямая, колени развести в

руке.

Л|* 1 -«1

взгляд на утяжелители.

стороны, отрывая пятки от пола.

1,2,

2-О.С.

3.3

4. «Наклон вперед».

И.п.: Сидя на полу, ноги вытянуты

6 раз

вперед, руки с утяжелителями лежат

на бедрах, спина прямая.

Во время наклона колени не сгибать, а прогибаясь стараться

1,2

На счет: 1 — наклониться вперед и

соединить лопатки.

положить утяжелители по обе

стороны стоп;

2 — выпрямиться, руки поставить в

упор сзади, поднять таз, прогнуться.

посмотреть назад; носки стоп

вытянуть.

3 — наклониться вперед и взять

утяжелители;

А Т Т

4-И.п. 5. «Рыбка».

6 раз

Удерживать руки и ноги

№1,2

И.п.: лежа на животе, руки с

прямыми, стопы вытянуть.

1,2

утяжелителями и ноги вытянуты.

Мягко опускать руки и ноги на

На счет: 1 — прогнуться, приподняв

гтпгт

прямые руки и ноги от земли;

1IKJJ1.

2 — 3 — удерживать положение рук и

ног на весу;

4-И.п.

6. «Неваляшка».

6 раз

И п ■ лежа на спине ноги согнуты в

52

Научно-методический журнал

коленях и разведены, ступни

Ноги от пола не отрывать.

прижаты к полу, руки с утяжели-

Опускаться на пол плавно,

телями лежат скрестно на груди.

слегка прижимая подбородок

На счет: 1 — сед рывком;

к груди (фото №828).

2 -развести руки в стороны,

Дыхание: на счет: 1 -выдох;

прогнуться;

2 -вдох;

3 — скрестить руки на груди;

3 -выдох;

4-и.п.

4-вдох;

7. «Повороты за рукой».

Руки прямые, взгляд на

И.п.: стоя на коленях, руки с

8 раЗ

утяжелители. Во время

3.1,

утяжелителями вдоль туловища.

отведения руки, взгляд на

3.3

Насчет: 1 -руки вперед;

утяжелитель, в конце поворота

2 — правая рука с поворотом

(в предельном отведении руки

туловища вправо и назад, (поворот

назад) — посмотреть вдаль, на

туловища следует за движением

игрушку (реально

руки); левая — на месте;

расположенный вдали предмет).

3-руки вперед;

4-И.п.;

5 — 8 — то же левой рукой в левую

сторону.

8. «Серии прыжков в чередовании с

ходьбой».

1-2

Прыжки выполнять ритмично в

1,2

1. Прыжки: И.п.: о.с.

серии 15-20

быстром (медленном) темпе,

На счет: 1 — руки в стороны,ноги

четко фиксируя положение рук и

врозь; на счет: 2- о.с.

ТТ*ЛТ_ I’VY1

ног в стороны или скрестно.

2. Ходьба и упражнение на

11рЬ]Ж

4

восстановление дыхания

«Дровосек».

раза

З.Прыжки: И.п.: ох.

15-

На счет: 1 — руки в сторону, ноги

20

врозь.

2 — руки скрестно вперед, ноги

прыж

скрестно.

4

4.Ходьба и упражнение на

раза

фото № 828

фото 829

фото № 829А

Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе

53

восстановление дыхания

«Дудочка».

Перестроение через центр зала в

Во время ходьбы

колонну по одному.

2

восстановление дыхания

3.4

Ходьба. Дети идут по Kpvrv.

круга

Проходя мимо корзины, каждый

ребенок не останавливаясь, кладет в

3.1,

нее утяжелители и продолжает

3.3

движение по кругу. На следующем

круге дети в процессе движения

берут карточки, на каждой из

которых изображен спортивный

снаряд (фото № 816 на стр.49).

Работа со схемой. По сигналу

Педагог контролирует

4.1

ребята подходят к схеме

правильное расположение

спортивного зала и раскладывают

карточек на схеме и направляет

(прицепляют) па ней карточки в том

действия детей в случае их

месте, где по их представлению

ошибок. Варианты выполнения:

(прошлому опыту) должно

Схема может располагаться как

располагаться это оборудование

горизонтально (фото №815 на

(фото № 815 на стр.49).

стр.49), так и вертикально.

Расстановка оборудования для

Вертикальное расположение

полосы препятствий

более удобно, так как может

3.4,

Дети расставляют «свое»

оставаться в виде образца во

4.2

оборудование в том месте зала,

время расстановки оборудо-

которое было отмечено ими

вания и быть подсказкой.

карточкой в «построенном» плане

на схеме.

1,

Основные виды движений при

Метод прохождения «полосы

2,3.1,

преодолении полосы препятствий

препятствий» — поточно-

3.2,

(10 мин)

круговой.

3.3,

1. Ползание, лежа па спине с

3

Следить, чтобы дети не

3.4

продвижением вперед по

раза

отталкивались руками.

гимнастическому мату,

отталкиваясь ступнями и

плечевым поясом.

2. Подтягивание на руках по

3

Полностью вытягивать руки.

5.1

гимнастической скамейке, лежа

раза

на животе с продвижением

вперед.

3. Чередующиеся прыжки из

3

Правило: для одной ноги -один

одного в два обруча с

раза

обруч.В одном обруче —

продвижением вперед (фото №

прыжок на одной ноге (фото

829 на стр.52).

829), в двух — на двух ногах.

4. Ходьба по мягкому модул ю-

раза

На модуле и скамейке

54

Научно-методический журна:1

«уголки», высоко поднимая

неооходимо сохранять правиль-

колени.

ную осанку и смотреть перед

5. Ходьба по гимнастической

3

собой.

скамейке со стойкой на одной

раза

Воспитатель по физ. культ, осу-

ноге (фото № 817 на стр.49) и

ществляет страховку во время

соскоком на мат.

стойки на одной ноге и соскока.

6. Ходьба по коррекционной

3

Идя по корр. дорожке ребенок

дорожке (профилактика плоскос-

раза

должен сохранять правильную

топия) спиной вперед, руки на

осанку и смотреть прямо вдаль.

поясе.

Воспитатель группы осущест-

7. Прыжки в высоту через веревку

3

вляет страховку при выполнении

(40см) с места на мат.

раза

прыжков в высоту, следит за мяг-

ким приземлением.

8. Прыжки между ориентирами в

3

Во время прыжков держать руки

глубоком приседе (фото

раза

на бедрах.

829А).

По команде воспитателя: «Убираем

оборудование», дети убирают то

оборудование, которое они

расставляли, используя карточки.

Учить детей следить за своей

Подвижная игра: «Чье звено

осанкой при выполнении прыж-

1,2. 1 1

скорее соберется?» Змин

ков на мяче. И.п.должно быть

3.1

Правила: Дети делятся на звенья (по

правильным (фото № 821 на

3.2,3.3,

1 Л ^ 1

три, четыре человека). Каждое звено

стр.49). В И.п., когда дети

3.4,5. 1

выбирает мячи одного цвета и

распологаются вокруг обруча,

располагается на них вокруг обруча

расстояние между ними должно

того же цвета (фото № 818 на

быть одинаковым.

стр.49). По сигналу дети

Следить за соблюдением

передвигаются на мячах по залу

интервалов между детьми во

(фото № 820 па стр.49). В это время

время движения на мячах.

педагог меняет обручи местами

Поддерживать у ребят желание

(фото№ 819 на стр.49). По второму

выполнять правила игры.

сигналу каждое звено возвращается

доброжелательно относиться ко

к своему обручу. Побеждает звено,

всем ее участникам.

которое первым займет И.п. Далее

Дети самостоятельно подготав-

дети меняются мячами (фото№ 822

ливаются к игре, а после завер-

на стр.49) и игра повторяется.

шения убирают на место мячи-

«Нор» и спокойно идут по залу,

восстанавливая дыхание.

odK

лю-

Спокойная игра: «Собери

чи-

гусеницу»

3.1.

гел fa-

Правила: Из рассыпанных колец

Предоставить детям

3.2,3.3.

Han

(фото№824) собрать гусениц)’ по

возможность сравнить свою

3.4.5.2

4

образцу (фото 825 па стр.49).

гусеницу с образцом.

мин.

Фитческое подпишите demeii с нарушением зрения а аетскам саду и начальной школе Ъ J

Таким образом, «коррекционные образовательные задачи направлены на преодоление недостаточности двигательных умений и способностей, без которых ребенку трудно адаптироваться к условиям жизни. Содержание образовательного процесса с учетом зрительных возможностей ребенка и состояния его здоровья … позволяет решать» такие задачи [6]. Это возможно при использовании специфических средств и методов, которые предусматривают «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами [1].

Другими словами, решение коррекционных задач любого занятия обеспе­чиваются его коррекционной направленностью, которая «выражается в применении в нем специального приема, способа, технического средства, оформления, действующего в рамках общеобразовательного процесса и нацеленного на исправление вторичных отклонений, развитие зрительно-двигательно-пространственной ориентировки, пропедевтику здорового образа жизни, эффек­тивное усвоение учебного материала» [3].

Литература:

1Малофесв Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми

образовательными потребностями в России./ В кн.: Актуальные проблемы

интегрированного обучения./ Материалы Международной научно-практической

конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января

2001 года. — М.: Изд-во «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА», -2001. — С.30-46.

2.МишинМ.А., Смирнова И. А., Ванюшина О.Б. Зрительно-двигательно-пространственная

ориентировка. Тестирование и развитие. // Физическое воспитание детей с нарушением

зрения в детском саду и начальной школе.-2004. -№5.-С, 47-69.

З.Мишин М.А. Визуально-развивающая среда в оформлении спортивного зала //

Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. —

2005. -№6.- С. 47-69.

  1. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. — Дубна: Феникс+, 2002. — 320с.

  2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей
    с нарушением зрения.-М.: «ГороД», — 1998.-262 с.

б.Сековец Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников

с монокулярным зрением. Автореф. дисс ….док. пед. наук. — М, 2002.- 48 с.

7.Сведения о детях, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детях,

нуждающихся в длительных сроках лечения // Официальные документы в образовании.

-2005.-№20-С.78-81.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *