Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 56 г.Челябинска
Из опыта работы
«Реализация федерального базисного плана по технологии для среднего (полного) общего образования на основе создания собственного дела»
подготовила
учитель технологии
Молоканова Елена Юрьевна
Челябинск, 2012
-
Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявленных противоречий.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Особое внимание в педагогических исследованиях уделяется активной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Работы педагогов Б.Н.Есипова, И.Д.Зверева, Р.М.Микельсона, М.И.Моро, О.А.Нильсона, П.И.Пидкасистого, В.Г.Разумовского посвящены вопросам развития учащихся в процессе обучения, самостоятельности в работе обучаемых. Авторы отмечают, что если учитель ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации, то он искусственно сдерживает развитие познавательной активности обучаемого.
Вопросы экономического обучения в трудовой подготовке школьников рассматривались в трудах П.Р.Атутова, А.Ф.Аменда, Ю.К.Васильева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова, И.А.Сасовой, В.П.Шемякина и других педагогов.
В работах П.Р.Атутова и Ю.Л.Хотунцева рассматриваются различные подходы к трактовке термина «технология».
Общим является более широкое понимание модели технологического метода, содержащей такие элементы, как осознание нужд и потребностей, определение проблемы и разработка решений, воплощение в жизнь.
Отдельные аспекты использования проектной деятельности в практике предмета «Технология» описаны в работах Е.Г.Бараненкова, Е.Д.Волоховой, В.И.Глухова, В.А.Мигунова, М.Б.Павловой, М.П.Пастернак, А.И.Семенихина, А.Н.Сергеева, Е.В.Селезневой, Л.В.Петуховой, М.Б.Романовской и др.
Цель исследования: определить содержание, формы и методы организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения технологии.
Объект исследования – проектная деятельность учащихся 10-11 классов на уроках технологии.
Предмет исследования — содержание и методика организации проектной деятельности по разделам программы.
Гипотеза исследования: методика применения проектной деятельности на уроках технологии будет эффективна, если: при отборе содержания проектных заданий будет учитываться особенности разделов программы, возрастные возможности и индивидуальные особенности учащихся; будет предусмотрено включение учащихся в разнообразную по характеру и функциям самостоятельную деятельность (маркетинговую поисковую, конструкторскую, аналитическую, экономическую, дизайнерскую и т.п.); будет предусмотрена свобода выбора вариантов технологического процесса и способа его реализации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать значение и перспективность применения проектной деятельности на уроках «Технологии».
2. Определить содержание заданий по организации проектной деятельности учащихся.
3. Выявить эффективные формы и методы организации проектной деятельности учащихся.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями технологии в старшей школе, работающих по программе Технология (базовый уровень).
Основной целью образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является подготовка школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
-
освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации
производства и труда, методах творческой деятельности, снижение негативных
последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека,
путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; -
овладение умениями
— рациональной организации трудовой деятельности;
— использование методов решения творческих задач в технологической деятельности;
— проектирования проекта или услуги;
— оформление процесса и результатов проектной деятельности;
— выбора средств и метода реализации проекта;
— уточнения и корректировки профессиональных намерений;
• использование приобретенных знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
развитие
-
творческих способностей
-
способности к самостоятельному поиску и использованию
информации для решения практических задач, к анализу трудового
процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг;
— способности к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
• воспитание
— ответственного отношения к труду и результатам труда;
— формирование представления о технологии как части
общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
• подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Содержание программы предусматривает подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, освоение современных и перспективных технологий, обеспечивает развитие творческих способностей личности, художественного мышления, формирование экологического мировоззрения, навыков бесконфликтного общения.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» являются:
— Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
— Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
— Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
— Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
— Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
— Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
— Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Исходя из ситуации, что учащиеся 10-11 классов в нашей школе не делятся на подгруппы обслуживающего и технического труда, встала необходимость переосмысления изучения тем программы, то есть объединить их в одно направление, в котором было бы отражено все необходимое для прохождения программы.
Таким образом, я пришла к решению выполнять проектную деятельность, которая получила название «Мое собственное дело». В этой работе сохранялись все изучаемые разделы, работа шла с изучением учебника «Технология 10-11 кл.» под редакцией Симоненко В.Д.
Творческая, проектная деятельность такого плана необходима для знакомства с планированием и оформлением документов при создании собственной фирмы, так как в современном мире становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами, формирование преобразующего мышления, готовности к профессиональному образованию и перемене труда, на дальнейшее формирования способности самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы.
Вместе с тем эта работа направлена на расширение знаний национально-регионального компонента, так как в изучаемых темах есть возможность узнать много нового о своей малой родине. (Приложение 1 – Таблица содержание национально-регионального компонента).
-
Психолого-педагогическое обоснование.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:
1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной
2. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности
3. Формирование положительной мотивации к обучению
4. Использование современных педагогических технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % — из того, что слышит, 50 % — из того, что слышит и видит, 90% — из того, что делает сам.
Для реализации компетентного подхода и развития творческих способностей учащихся, предусмотрено широкое вовлечение их в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность.
Метод проектов помогает формировать разнообразные метапредметные знания и умения, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.
Проектная деятельность предусматривает совокупность приёмов и операций, направленных на самостоятельную творческую работу учащихся, побуждающую их обобщать, систематизировать и применять ранее полученные знания для успешного выполнения проекта, а также осуществляет профориентационную функцию. Использование творческой проектной деятельности в обучении способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. Они приобретают опыт коллективной и трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать её.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
-
Содержание опыта
В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности. Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:
-
необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;
-
нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;
-
следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.
Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме проектного обучения.
Проектное обучение одновременно решает три задачи:
1) учебно-познавательную (предельно конкретную);
2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Принципы проектной деятельности учащихся:
— принцип самостоятельной активности учащихся;
— принцип осознанности познания;
— принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Технология организации проектной деятельности школьников
Цели проектного обучения:
— способствовать повышению личной уверенности каждого школьника, его самореализации и рефлексии (через проживание «ситуации успеха», через осознание собственной значимости);
— развивать коммуникативные компетенции учащихся (важно не только высказать свою точку зрения, её аргументировать, но и выслушать и понять другие, конструктивно критикуя альтернативные подходы);
— развивать исследовательские умения учащихся (выявлять проблему, осуществлять отбор необходимой информации, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Организация проектной деятельности
Первый этап – поисковый
Второй этап – конструкторский
Третий этап – технологический
Четвертый этап – заключительный
Задачи, решаемые учащимися |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формы и методы обучения |
|
1. Поисковый |
— поиск и анализ проблемы; — выбор темы проекта; — планирование проектной деятельности по этапам; — сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта |
— обсуждают проблему с учителем и сверстниками; — формулируют задачи; — уточняют и анализируют информацию; — устанавливают цели и выбирают план действий; — проводят исследования, фиксируют результаты |
— мотивирует учащихся; — ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; — наблюдает, консультирует |
— проблемная беседа; — рассказ; — консультация; — самостоятельная работа; — экскурсия |
2. Конструкторский |
— поиск оптимального решения задачи проекта; — исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна; — выбор технологии изготовления; — экономическая оценка; — экологическая экспертиза; — составление конструкторской и технологической документации |
— работают с информацией; — проводят синтез, анализ и оценку идей; — выполняют графические работы; — оформляют документацию |
— организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; — высказывает предположения; — помогает в выборе решений; — советует (по просьбе); — рекомендует; — наблюдает; — консультирует |
— беседа; — дискуссия; — “мозговой штурм”; — морфологический анализ; — дизайн-анализ; — ТРИЗ; — ролевая игра; — самостоятельная работа |
3. Технологический |
— составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; — выполнение запланированных технологических операций; — текущий контроль качества; — внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию |
— выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие; — осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; — проводят контроль качества обработки деталей изделия |
— обеспечивает материальную базу; — косвенно руководит деятельностью учащихся; — организует и координирует процесс изготовления; — знакомит с новыми приемами обработки материалов; — консультирует, советует |
— беседа; — показ; — упражнение; — самостоятельная работа; — практическая работа |
4. Заключительный |
— оценка качества выполнения изделия; — анализ процесса и результатов выполнения проекта; — изучение возможности использования результатов проектирования |
— осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования — готовят документацию к защите; — защищают проект; — участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта |
— консультирует; — оказывает помощь; — организует защиту и обсуждение проектов; — слушает; — участвует в анализе и оценке результатов проекта; — аргументировано оценивает работу учащихся над проектом |
— беседа; — дискуссия; — консультация; — деловая (ролевая) игра; — имитационно–деятельностная игра |
В ходе проектной деятельности самым важным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта ответить на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?» (цель работы). Затем возникает вопрос «Что для этого следует сделать?» (задачи работы). Следующий шаг – как это делать.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации:
— урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок «Удивительное рядом», урок-защита исследовательских проектов;
— учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
— домашнее задание исследовательского характера, позволяющее провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
К числу наиболее распространенных интерактивных форм обучения относится групповая работа, в том числе и в малых группах. Развивающий и образовательный эффект работы в малых группах основан на преимуществах этого метода.
1. Высокая активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат.
-
Комфортность. Работая в маленькой группе, участники держатся более свободно, уверенно, снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой, устанавливается тесный психологический контакт.
-
Развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения, развить способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности, научиться подчинять личные интересы интересам общего дела, строить конструктивную коммуникацию.
-
Развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса (вырабатывается умение выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли).
-
Более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.
В 10 классе по программе учебного предмета «Технология» мы изучаем предпринимательскую деятельность и все, что с ней связано. Итогом этой работы является создание «собственного дела», то есть перед ними ставится вопрос: «Что бы я создал(а), если бы стал(а) предпринимателем?». Ребята создают свои фирмы по предоставлению услуг населению: косметические, продуктовые магазины, салоны тюнинга машин, психологические, косметические салоны, салоны цветов, кафе и другое. Ребят ориентирую на то, что у них есть возможность проявить себя, участвуя в будущем с разработками в Международной смене Форума «Селигер».
Международная смена Форума «Селигер» — это уникальная площадка, где каждый участник сможет подготовить и адаптировать свой проект к международным масштабам реализации.
Новым в 2011 году было то, что ребятам предложено создание презентации своего проекта. В силу того, что было бы накладно выводить все цветные иллюстрации, а на компьютере это можно сделать проще. Ребятам представилась возможность показать, как они владеют компьютерными навыками, умеют ли систематизировать информацию, и в презентациях использовать краткие сведения из всего написанного. Использование такой работы оказалось достаточно удобным, так данное задание перекликалось с учебной деятельностью учителя информатики (создание презентаций, видеофильмов), то есть ребята получали возможность получить оценки по технологии и по информатике за создание данной презентации.
Все работы мы просматривали и обсуждали. Было интересно видеть и слушать пояснения самих учащихся, их ответы на вопросы. (Приложение 2 — Презентации учащихся)
В 11 классе основными разделами программы являются «Организация производства», Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера». Они направлены на более подробное знакомство учащихся с профессиональной деятельностью в различных отраслях производства, для дальнейшего формирования способности самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы, реализации своего потенциала применительно к современным требованиям рынка труда. Особое значение в изучении имеет знакомство с промышленностью и учебными заведениями нашего города. (Приложение 1 – Таблица содержание национально-регионального компонента).
Мы также продолжаем работу по созданиям презентаций, но уже настрой идет на самореализацию, самообразование, составление резюме, то есть вступление во взрослую жизнь. (Приложение 2 — Презентации учащихся)
Учащиеся в процессе работы над проектами знакомятся с современным состоянием рынка труда в России и Челябинской области, с требования к квалификации специалистов разных отраслей, к условиям труда, формами оплаты труда в государственных и коммерческих организациях, учатся сопоставлять уровень профессиональных притязаний с учетом состояния здоровья, образовательным потенциалом и личностными особенностями. Узнают о роли резюме в успешном трудоустройстве.
-
Результативность реализации опыта.
1. Проектный метод обучения позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
2. Проектное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В проектном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
3. Как известно, опыт не передается, но проектный метод обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний.
4. Одно из назначений проектного обучения — изменять не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как часто этот метод обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности, применяемых в общественной и государственной практике демократического общества.
Что же дает внедрение проектного обучения различным субъектам образовательного процесса?
Конкретному обучающемуся:
-
опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
-
развитие личностной рефлексии;
-
освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
-
развитие толерантности.
-
Учебной микрогруппе:
-
развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
-
формирование ценностно-ориентационного единства группы;
— поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости
от ситуации;
-
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
-
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
-
развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
Системе «учитель—группа»:
-
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
-
многомерное освоение учебного материала;
-
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
Итак, что дает мне и детям используемая технология обучения:
-
Совместно добывать, а не выдавать знания.
-
Убеждать и советовать, а не запрещать и требовать.
-
Выяснять как надо делать, а не указывать что.
-
Развивать способности ребенка, а не реализовываться за счет детей.
-
Позволить ученику быть собой, не во вред ему же и окружающим.
Таким образом, проектное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.
Литература
Атутов П.Р., Поляков В.А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни//Сов. Педагогика. -1989. -№3. -С.3-10.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, -1995-208с.
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, -1982.
Сасова И.А., Третьякова JI.P. Изучение раздела «Экономика семьи и домашнего хозяйства» //Школа и производство. -1993. -№5.
Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень:10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д.Симоненко, О.П.Очинин,Н.В.Матяш; под ред.В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2011
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по технологии. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008 (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart ).
Хотунцев Ю.Л. Метод проектов в школьном курсе «Технология» //Школа и производство. -1993. -№4-5.
Хотунцев Ю.Л. Проекты в школьном курсе «Технологии» //Директор школы. -1994. -№4.
http://festival.1september.ru/articles/417329/
http://www.innovaterussia.ru/news/9467 — «Селигер-2011»
http://peopleseliger.ru/novosti/forum-seliger-2011-podvel-itogi.html — «Селигер-2011»
http://irina-vrn.livejournal.com/252671.html — «Селигер-2012»
Приложение 1
Содержание национально-регионального компонента
10 класс
Содержание НРК |
Оснащение
|
|
Автоматизация технологического процесса. (экскурсии на предприятия города) |
Автоматизация производств региона Характеристика уровня квалификации работников разных профессий. |
Видеоролики о профессиях |
Экскурсия на завод АМЗ. |
Комплекс мероприятий по охране окружающей среды на заводе АМЗ. Выявление мероприятий по охране труда на заводе. |
Перечень мероприятий по охране труда и окружающей среды |
Рынок потребительских товаров и услуг. |
Рынок потребительских товаров и услуг в регионе. Ознакомление с Законом об охране прав потребителей. Чтение маркировок товаров. |
Товары со штрихкодами |
Проектирование в профессиональной деятельности |
Возможные направления инновационной деятельности в рамках школы (п.АМЗ,города). Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках школы (района, города). |
Темы проектов |
Анализ востребованности изделия потенциальными потребителями. |
Анализ востребованности изделия в рамках школы, п.АМЗ, города. Проведение опросов, их анализ. |
Опросники |
Игра «Реклама и менеджмент»
|
Виды реклам. Способы воздействия на потребителя. Использование рекламы на практике. |
Таблица с описанием видов реклам. |
Расчет себестоимости изделия.
|
Цены на материалы в г.Челябинске. Расчет себестоимости изделия. Оценка проекта |
Каталоги на товары |
Игра «Бизнес-план» |
Основы составления бизнес-плана |
Структура бизнес-плана |
Содержание национально-регионального компонента
11 класс
Содержание НРК |
Оснащение
|
|
Структура современного производства
|
Предприятия легкой промышленности Челябинска и Челябинской области.
|
Картотека |
Нормирование и оплата труда
|
Изучение и анализ форм трудового контракта (на примере предприятия города Челябинска). |
Образцы трудовых контрактов, трудовых соглашений |
Рынок труда и профессии. Проект «Твоя профессиональная карьера» |
Изучение профессий, наиболее востребованных в городе Челябинске, |
Данные центра занятости г.Челябинска (Советский р-н) |
Изучение регионального рынка труда и профессии
|
Изучение профессий, наиболее востребованных в городе Челябинске и Челябинской области |
Данные центра занятости г.Челябинска (Советский р-н) |
Виды и формы получения профессионально го образования |
Знакомство с работой центров профконсультационной помощи. Изучение рынка образовательных услуг города Челябинска. |
Справочники учебных заведений Челябинской области |
Профессиональная деятельность в сфере агропромышленного производства |
Изучение справочников для поступающих в учебные заведения |
Справочники учебных заведений, ЧГАУ |