Развитие смыслового мышления как средство формирования осознанного поведения школьников

Бюнгер Валентина Петровна

ГБОУ ДОД «Молодёжный творческий Форум «Китеж плюс»

г. Санкт-Петербург

Педагог дополнительного образования

Развитие смыслового мышления

как средство формирования

осознанного поведения школьников

Цель: воспитание способности к осмысленному восприятию действительности через развитие смыслового мышления.

Задачи:

Образовательные: расширение знаний и представлений о честности, доброте, трудолюбии, взаимовыручке.

Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления, связной речи.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, сочувствия, сопереживания, уважения к другим людям.

Ход занятия

  1. Рассказ педагогом художественного произведения

  2. Воспроизведение детьми услышанного рассказа

    1. Коллективное

    2. Индивидуальное

    3. Парами

    4. В группах

  3. Наводящие вопросы для восстановления смысловых моментов или упущенных фактов.

  4. Выводы. Нравственная копилка.

  5. Подведение общего итога.

Требования к литературным произведениям.

Весь используемый в работе материал должен быть высокохудожественным, реалистическим, гуманистическим, оптимистическим и завершённым.

  • Требования к ведущему: педагог не читает, а рассказывает литературное произведение.

Рассказ, басня или отрывок произведения не должен быть заученным механически, (т.е. близко к тексту), а рассказан детям как потребность поделиться впечатлениями после «просмотра кинофильма, который оставил яркие впечатления, или, как говорят, «тронул за душу».

  • Требования к ведению занятия:

Перед тем, как рассказать рассказ, педагог даёт детям совет: «Внимательно послушайте рассказ и постарайтесь мысленно увидеть всё, о чём говорится, как будто вы одновременно слушаете и смотрите кинофильм».

Требование к воспроизведению услышанного рассказа:

На первых порах с помощью педагога дети коллективно восстанавливают все события, происходящие в литературном произведении. После нескольких коллективных пересказов необходим переход на индивидуальное воспроизведение текста (дети по очереди рассказывают его педагогу).

Если навык умения слушать и слышать сформирован, т.е. если дети в состоянии выслушать друг друга, не перебивая, не подсказывая, а давая возможность товарищу самостоятельно вспомнить блок информации, понимая, что это очень важно для каждого человека, можно переходить на тренинги в парах и четвёрках.

Несколько слов о наводящих вопросах.

Наводящие вопросы задавать только в том случае, когда дети упускают некоторые смысловые моменты, это поможет детям восстановить все факты. Необходимо научить детей самостоятельно и корректно формулировать вопросы по содержанию.

  • Вопросы на осмысление текста.

Вопросы на осмысление текста формируют осознанное понимание не только литературных произведений, но и жизненных ситуаций. Развитию осознанности способствуют вопросы, ответы на которые не лежат на поверхности текста, а кроются между строк. Иногда уместно задавать вопросы с выходом за пределы рассказа.

Практический материал для занятия

Лев Николаевич Толстой

КОСТОЧКА

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

– Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

– Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

– Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Наводящие вопросы и вопросы на осмысление текста

— Кто помнит, с чего начинается рассказ?

— Кто купил детям сливы?

— Когда было решено есть сливы?

— Где стояла тарелка со сливами?

— Кому из детей очень понравились сливы? почему?

— Как выдумаете, сколько лет было Ване?

— Кто обнаружил, что не все сливы на месте? Как образом? Что сделала мать?

— Когда произошёл разговор отца с детьми?

— Что спросил у детей отец?

— Почему Ваня сказал неправду?

— Почему никто не видел, кто именно съел сливу?

— Чего боялся отец?

— Что сказал отец детям для того, чтобы узнать правду?

— Как отец определил, кто из детей съел сливу?

— Почему все дети засмеялись?

— Почему Ваня заплакал?

— Как вы думаете, дружная ли эта семья?

— Что могло произойти потом?

— Чему учит рассказ?

— Что было для вас новым?

— Что можно применить в жизни?

СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ

Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:

Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.

Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.

Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.

Работник вернулся к хозяину.

Хозяин и говорит:

Много там было людей? Работник говорит:

Всего один был и та старуха.

Отчего так?

А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.

— Почему собралось много народа?

— Чей сосед позвал работника?

— С какой просьбой обратился сосед к работнику?

— Выполнил ли работник просьбу соседа?

— Что сделал работник?

— Как он решил сосчитать людей?

— Почему всех гостей, кроме старухи, работник не счёл людьми?

— Как он это объяснил?

— Как поступают люди?

— Встречались ли вам настоящие люди?

— Как вы себя чувствовали при встрече с ними?

— Всегда ли нужно поступать, как люди?

— Можно ли определить, хорош ли человек другим способом?

— Всегда ли люди задумываются о своих поступках?

— Как понимать слова: не гонись за похвалами, но старайся действовать похвально?

— Согласны ли вы с таким высказыванием: когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то значит тебя осмеяли?

— Какой вывод можно сделать?

ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил:

Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

Я.

Отец сказал:

Спасибо, что правду сказал. 

— Что делал мальчик?

— Что произошло потом?

— Кто обнаружил разбитую чашку?

— Почему мальчик испугался?

— Что ответил мальчик отцу?

— Почему мальчик сказал правду?

— Почему отец не наказал мальчика?

— Как вы думаете, видел ли отец, что мальчик переживает?

— Жалко ли было отцу разбитой чашки?

— А мальчику?

— За что отец поблагодарил сына?

— Как называется рассказ?

— Почему он так назван?

— Почему правду называют горькой?

— Что чувствует человек, которому необходимо сказать о случившихся неприятностях?

— Что нового для себя вы сегодня узнали?
— Какой вывод можно сделать?


ПАВЛИН

Собрались птицы себе царя выбирать.

Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари.

И все птицы за его красоту выбрали его царём.

Сорока и говорит:

Скажи же ты нам, павлин: когда ты царём будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?

Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин.

И не взяли его царём, а взяли орла.

— По какому поводу собрались птицы?

— Кто предложил выбрать павлина?

— Почему павлин решил быть царём?

— За что выбрали павлина царём?

— Кто задал вопрос будущему царю?

— О чём спросила сорока?

— Что ответил павлин?

— О чём задумались птицы?

— Знали ли птицы, каким должен быть царь до этого?

— Какими качествами должен обладать царь?

— Почему птицы выбрали орла?

— Случается ли у людей подобные ситуации?

— Приходилось ли вам менять своё мнение?

— Чему учит рассказ?

Перечень рекомендуемых рассказов Л.Н. Толстого:

Старый дед и внучек

Отец и сыновья

Лгун

Как мужик убрал камень

Слон

Лев и лисица

Муравей и голубка

Умная ворона

Лев и мышь

Галка и голуби

Список использованной литературы:

  1. Л.Н. Толстой. Собрание сочинений. Повести и рассказы. т.10 — М.: «Государственное издательство художественной литературы» — 1963г.

  2. Сборник статей «Интегральная социальная педагогика – развивающему обучению» — СПб.: Аполлон,1997г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *