Бюнгер Валентина Петровна
ГБОУ ДОД «Молодёжный творческий Форум «Китеж плюс»
г. Санкт-Петербург
Педагог дополнительного образования
как средство формирования
осознанного поведения школьников
Цель: воспитание способности к осмысленному восприятию действительности через развитие смыслового мышления.
Задачи:
Образовательные: расширение знаний и представлений о честности, доброте, трудолюбии, взаимовыручке.
Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления, связной речи.
Воспитательные: воспитание доброжелательности, сочувствия, сопереживания, уважения к другим людям.
Ход занятия
-
Рассказ педагогом художественного произведения
-
Воспроизведение детьми услышанного рассказа
-
Коллективное
-
Индивидуальное
-
Парами
-
В группах
-
-
Наводящие вопросы для восстановления смысловых моментов или упущенных фактов.
-
Выводы. Нравственная копилка.
-
Подведение общего итога.
• Требования к литературным произведениям.
Весь используемый в работе материал должен быть высокохудожественным, реалистическим, гуманистическим, оптимистическим и завершённым.
-
Требования к ведущему: педагог не читает, а рассказывает литературное произведение.
Рассказ, басня или отрывок произведения не должен быть заученным механически, (т.е. близко к тексту), а рассказан детям как потребность поделиться впечатлениями после «просмотра кинофильма, который оставил яркие впечатления, или, как говорят, «тронул за душу».
-
Требования к ведению занятия:
Перед тем, как рассказать рассказ, педагог даёт детям совет: «Внимательно послушайте рассказ и постарайтесь мысленно увидеть всё, о чём говорится, как будто вы одновременно слушаете и смотрите кинофильм».
• Требование к воспроизведению услышанного рассказа:
На первых порах с помощью педагога дети коллективно восстанавливают все события, происходящие в литературном произведении. После нескольких коллективных пересказов необходим переход на индивидуальное воспроизведение текста (дети по очереди рассказывают его педагогу).
Если навык умения слушать и слышать сформирован, т.е. если дети в состоянии выслушать друг друга, не перебивая, не подсказывая, а давая возможность товарищу самостоятельно вспомнить блок информации, понимая, что это очень важно для каждого человека, можно переходить на тренинги в парах и четвёрках.
• Несколько слов о наводящих вопросах.
Наводящие вопросы задавать только в том случае, когда дети упускают некоторые смысловые моменты, это поможет детям восстановить все факты. Необходимо научить детей самостоятельно и корректно формулировать вопросы по содержанию.
-
Вопросы на осмысление текста.
Вопросы на осмысление текста формируют осознанное понимание не только литературных произведений, но и жизненных ситуаций. Развитию осознанности способствуют вопросы, ответы на которые не лежат на поверхности текста, а кроются между строк. Иногда уместно задавать вопросы с выходом за пределы рассказа.
Практический материал для занятия
Лев Николаевич Толстой
КОСТОЧКА
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Наводящие вопросы и вопросы на осмысление текста
— Кто помнит, с чего начинается рассказ?
— Кто купил детям сливы?
— Когда было решено есть сливы?
— Где стояла тарелка со сливами?
— Кому из детей очень понравились сливы? почему?
— Как выдумаете, сколько лет было Ване?
— Кто обнаружил, что не все сливы на месте? Как образом? Что сделала мать?
— Когда произошёл разговор отца с детьми?
— Что спросил у детей отец?
— Почему Ваня сказал неправду?
— Почему никто не видел, кто именно съел сливу?
— Чего боялся отец?
— Что сказал отец детям для того, чтобы узнать правду?
— Как отец определил, кто из детей съел сливу?
— Почему все дети засмеялись?
— Почему Ваня заплакал?
— Как вы думаете, дружная ли эта семья?
— Что могло произойти потом?
— Чему учит рассказ?
— Что было для вас новым?
— Что можно применить в жизни?
СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ
Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:
— Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.
Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.
Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.
Работник вернулся к хозяину.
Хозяин и говорит:
— Много там было людей? Работник говорит:
— Всего один был и та старуха.
— Отчего так?
— А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.
— Почему собралось много народа?
— Чей сосед позвал работника?
— С какой просьбой обратился сосед к работнику?
— Выполнил ли работник просьбу соседа?
— Что сделал работник?
— Как он решил сосчитать людей?
— Почему всех гостей, кроме старухи, работник не счёл людьми?
— Как он это объяснил?
— Как поступают люди?
— Встречались ли вам настоящие люди?
— Как вы себя чувствовали при встрече с ними?
— Всегда ли нужно поступать, как люди?
— Можно ли определить, хорош ли человек другим способом?
— Всегда ли люди задумываются о своих поступках?
— Как понимать слова: не гонись за похвалами, но старайся действовать похвально?
— Согласны ли вы с таким высказыванием: когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то значит тебя осмеяли?
— Какой вывод можно сделать?
ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришёл и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
— Что делал мальчик?
— Что произошло потом?
— Кто обнаружил разбитую чашку?
— Почему мальчик испугался?
— Что ответил мальчик отцу?
— Почему мальчик сказал правду?
— Почему отец не наказал мальчика?
— Как вы думаете, видел ли отец, что мальчик переживает?
— Жалко ли было отцу разбитой чашки?
— А мальчику?
— За что отец поблагодарил сына?
— Как называется рассказ?
— Почему он так назван?
— Почему правду называют горькой?
— Что чувствует человек, которому необходимо сказать о случившихся неприятностях?
— Что нового для себя вы сегодня узнали?
— Какой вывод можно сделать?
ПАВЛИН
Собрались птицы себе царя выбирать.
Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари.
И все птицы за его красоту выбрали его царём.
Сорока и говорит:
— Скажи же ты нам, павлин: когда ты царём будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?
Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин.
И не взяли его царём, а взяли орла.
— По какому поводу собрались птицы?
— Кто предложил выбрать павлина?
— Почему павлин решил быть царём?
— За что выбрали павлина царём?
— Кто задал вопрос будущему царю?
— О чём спросила сорока?
— Что ответил павлин?
— О чём задумались птицы?
— Знали ли птицы, каким должен быть царь до этого?
— Какими качествами должен обладать царь?
— Почему птицы выбрали орла?
— Случается ли у людей подобные ситуации?
— Приходилось ли вам менять своё мнение?
— Чему учит рассказ?
Перечень рекомендуемых рассказов Л.Н. Толстого:
Старый дед и внучек
Отец и сыновья
Лгун
Как мужик убрал камень
Слон
Лев и лисица
Муравей и голубка
Умная ворона
Лев и мышь
Галка и голуби
Список использованной литературы:
-
Л.Н. Толстой. Собрание сочинений. Повести и рассказы. т.10 — М.: «Государственное издательство художественной литературы» — 1963г.
-
Сборник статей «Интегральная социальная педагогика – развивающему обучению» — СПб.: Аполлон,1997г.