Рабочая программа кружка «Добру откроется мир»

Пода Татьяна Николаевна

МБОУ СОШ № 2 ст.Каневская Краснодарского края

Учитель начальных классов

Рабочая программа кружка

«Добру откроется мир»

Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Добру откроется мир» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 – 10 человек.

Занятия кружка «Добру откроется мир» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа включает в себя 135 занятий по 35 — 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Добру откроется мир»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Добру откроется мир» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

— развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

— строить сообщения в устной и письменной форме;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

— диагностика этики поведения;

— диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. — М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. — М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. — 14- 36.

  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994г.

План-сетка работы кружка «Добру откроется мир»

1 класс

Направления и задачи воспитательной работы

Содержание работы

Сроки

  1. Учимся правильно общаться и жить с людьми.

Задача: способствовать развитию коммуникативных качеств, составляющих культуру поведения; усвоению правил этикета (правдивость, честность, ответственность за родных и близких, отзывчивость на добро, вежливость, деликатность, исполнительность, инициатива, умение вести себя в различных ситуациях).

Беседа «Мы стали школьниками» (о правилах поведения в школе).

Беседа – игра «Как надо разговаривать со взрослыми».

Беседа «Кого мы называем добрым»?

Учебная игра «Что такое правила хорошего тона».

Беседа «Кого мы называем честным»?

Уроки этикета.

Разбор, проигрывание ситуаций:

  • по событиям, происходящим в жизни школьника (утреннее пробуждение, дорога в школу, урок, перемена, школьный завтрак, праздник, день рождения, неприятности, встреча гостей, ссора с другом, посещение родственников и друзей, рядом обижают слабого…)

  • по затруднительным случаям, с которыми приходится сталкиваться младшему школьнику (обидели, не понял вопроса, взрослые ссорятся, победил в соревнованиях, потерпел поражение, вижу нечестность, меня хвалят…)

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Март

В течение учебного года

  1. Что такое хорошо и что такое плохо. Задача: учить отличать хорошее от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях.

«Учимся дружить» (ролевые игры)

«Где нас подстерегает опасность»? (разбор ситуаций).

«Какие люди хорошие»? (беседа – диспут)

Ноябрь, декабрь

В течение года

Январь

  1. Наша «Малая Родина».

Задача: воспитывать любовь к «малой родине», развивать чувство патриотизма.

Экскурсии:

  • в школьный музей

  • «Вот и осень к нам пришла»

  • «Зимушка – зима»

  • «В гости к зелёной аптеке»

Классные часы:

«Моя малая Родина –станица Каневская»

«Мои земляки»

«Сказки моей бабушки»

Праздник «Масленица»

Конкурс сказок

КТД «Весна»

Октябрь

Сентябрь

Декабрь

Май

Январь

Апрель

Март

Март

Ноябрь

Апрель

  1. Люби и охраняй наш общий дом – планету Земля.

Задача: учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе.

«В природе должно быть чисто и красиво» (прогулка с пользой).

Экологические акции:

  • «Кормушка»

  • «Родничок»

Беседа «Человек и природа. Правила поведения человека в природе»

Участие в краевом экологическом марафоне «Сохраним биосферу».

Сентябрь

Ноябрь – апрель

Май

Ноябрь

Октябрь

Февраль

  1. Развиваем индивидуальные способности и таланты.

Задача: развивать интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению и предприимчивости.

Викторина – игра «Мои любимые уроки»

Математический КВН «Кто лучше считает»?

Поздравление – открытка «Мы уже писать умеем»!

Показательное занятие «Я люблю петь, а ты»?

Октябрь

Февраль

Декабрь

Апрель

  1. Чтение – вот лучшее учение!

Задача: развивать интерес и любовь к книге, чтению, учить пользоваться книгой.

Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»!

Беседа – выставка «Детские журналы»

Концерт в подарок «Выучи стих и подари его маме»!

Сентябрь

Февраль

Ноябрь

  1. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение гигиены.

Задача: учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщаться к спорту.

Классные часы:

«Как ты сидишь»?

«Про орехи, репку, зубную щетку»

Беседа с примерами из литературных произведений «Что такое режим дня?»

Игры на воздухе «Хорошо с горы катиться!»

Спортивные соревнования «Самые ловкие и умелые!»

Практическая игра «Чистота залог здоровья»

Праздник «Друзья Мойдодыра»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь, январь

Февраль

Декабрь

Апрель

  1. Моя семья.

Задача: учить уважительному отношению к семейным традициям, к старшим членам семьи, помогать им.

Выставка рисунков «Мои родные»

Классный час «Семейные праздники»

Викторина «О наших бабушках, мамах, сестричках»

Май

Май

Апрель

2 класс

  1. Учимся жить среди людей.

Задача: развивать навыки культурного поведения и соответствующие нравственные качества.

Беседа с играми «Как надо вести себя в школе»

Разбор ситуаций. Классный час «Волшебство вежливых слов»

Классный час «Урок улыбки»

Праздник «Вместе весело шагать»

Игра – путешествие по городу «Вежливости»

Классный час «Умей на себя обижаться»

Классный час «Дружба начинается с улыбки»

Мини-концерты «Весёлая переменка» (поздравление девочек и мальчиков)

Сентябрь

Ноябрь

Апрель

Май

Март

Октябрь

Январь

Февраль, март

  1. Хорошее и плохое.

Задача: учить правильно и быстро ориентироваться в трудных, необычных ситуациях, находить выход из любой ситуации

Творческие игры «Как лучше поступить?»

Чтение и обсуждение произведений В.А.Осеевой и Л.Н.Толстого

Беседа «Зимняя река и география безопасности».

Занятия – практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду» (разыгрывают различные ситуации).

«Что такое «красивый поступок?» (разбор примеров из жизни).

Игра – упражнение «Давайте говорить друг другу комплементы»

Поздравление пожилых людей села. Концерт ко Дню пожилого человека.

В течение года

Ноябрь, апрель

Октябрь

В течение года

В течение года

Сентябрь

Октябрь

  1. Наш дом – планета Земля. Россия – Родина моя.

Задача: учить относиться к природе и ко всему живому на Земле ответственно, развивать чувство прекрасного. Развивать чувство патриотизма, знакомить с общественно-политической жизнью страны.

Экскурсии:

«Славная осенняя пора»

«Эх, зимушка – зима!»

«Весна идёт!»

Беседа на прогулке «Скоро птички прилетят!»

Операции:

«Кормушка», «Родничок», «Муравейник»

Экологические субботники по уборке территории школы, мемориала Славы.

Акции:

«Первоцвет»

«Ёлочка»

Праздник урожая «Осенины»

Участие в краевом экологическом марафоне «Сохраним биосферу»

Классные часы:

«Россия – родина моя!»

«Ваши права»

«Символика России»

Конкурс чтецов «Наша страна Россия!»

Литературная композиция «Наша Армия родная»

Сентябрь

Декабрь

Март

Апрель

Зима, Весна,Лето

В течение года

Апрель

Декабрь

Октябрь

Ноябрь, март

Ноябрь

Апрель

Октябрь

Январь

Февраль

  1. Выявляем и развиваем способности и таланты.

Задача: выявлять интеллектуальные задатки учащихся, способствовать их развитию.

Конкурс – викторина «Кто что любит и умеет делать?»

Интеллектуальное соревнование «Кто лучше и быстрее?»

Интеллектуальная игра «Дорогу осилит идущий»

Классный час «Тысяча почему».

Ноябрь

Сентябрь

Декабрь

Апрель

  1. Книги читаешь – словно на крыльях летаешь.

Задача: прививать любовь к книге, чтению, учить пользоваться книгой, правильно её читать.

Литературные посиделки «Мои любимые книжки»

Участие в «Книжкиной неделе».

Экскурсия в сельскую библиотеку.

«Книжкина больница». Ремонт книг в школьной библиотеке.

Конкурс стихов и пословиц о маме.

Октябрь

Март

Сентябрь

В течение года

Март

  1. Береги здоровье смолоду!

Задача: учить правилам личной гигиены, одеваться по погоде, соблюдать режим дня, развивать спортивные умения, навыки, интерес к спорту.

Беседы:

«Наши друзья – расческа и носовой платок»

«Закаливание и оздоровление организма»

«Мыло и мыльные пузыри»

«Без сигарет – в XXI век».

«Почему надо умываться»

Подвижные игры на воздухе

«Все на лыжи и санки»

«Мой веселый, звонкий мяч»

Дни здоровья.

Военно-спортивная игра «Бравые солдаты»

День туризма. Общешкольный поход «Прекрасна вся моя Земля»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение года

1 раз в четверть

Февраль

Сентябрь

  1. Семейные традиции и обязанности.

Задача: продолжить работу по сохранению хороших семейных традиций, по выполнению своих обязанностей в семье.

Праздник «Мама – солнышко моё»

Устный журнал «О бабушках и дедушках»

Выставка рисунков «Мои родные и близкие»

Ноябрь

Май

Март, февраль, май

3 класс

  1. Искусство общения.

Задача: развивать качества общения: тактичность, умение слушать, убеждать, наблюдать, быть терпимее, душевнее.

Классные часы:

«Ты и твои товарищи»

«Старших надо уважать»

Практическое занятие «Школа леди и джентльменов»

Практические игры:

«Учимся правильно жить и дружить»

«Правила хорошего тона»

Беседа – соревнование «Учимся выигрывать и проигрывать»

Беседа – диалог «Мальчики и девочки»

Праздник «Научить своё сердце добру»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Апрель

Май

  1. Хорошее и плохое, красивое и безобразное.

Задача: учить видеть красоту, осуждать плохое и гадкое, правильно реагировать на происходящее.

Беседы – викторины

«А можно ли это детям?»

«Какому человеку можно доверять?»

Конкурс плакатов «Красота может многое»

Апрель

Октябрь

Ноябрь

  1. Плохо природе – плохо человеку!

Задача: развивать чувство ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы, учить ценить природу, видеть её красоту.

Выставка поделок из природного материала «Дары осени»

Игровой практикум «Художник в лесу»

Заочная прогулка по лесу «По тропинке в лес пойдём»

КВН «Весёлые грибники»

Экологические субботники, трудовые десанты.

Экологические операции: «Родничок», «Кормушка», «Дыши, рыбка», «Муравейник», «Зелёная аптека».

Викторины:

«Домашние животные»

«Цветы»

Классные часы:

«Красная книга Алтая»

«Растения и животные предсказывают погоду»

Конкурс рисунков и сочинений «Наши младшие друзья»

Участие в краевом экологическом марафоне «Сохраним биосферу»

Участие в краевом конкурсе детского рисунка «Люблю тебя, мой край, моё село родное»

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Сентябрь

Весна, осень

В течение года

Март

Апрель

Апрель

Май

Октябрь

Октябрь, февраль

Ноябрь

  1. Развитие способностей и талантов.

Задача: развивать интеллектуальные задатки, учить творческому самовыражению.

Анкетирование «Моё любимое занятие».

Творческая мастерская «Умелые ручки».

КВН по русскому языку «Самый грамотный у нас!».

Конкурс юных фантазёров.

Праздник «Путешествие по городу Мечты».

Мини-викторина «От былины до сказки»

Мини-концерты «Весёлая переменка»

Викторина «По Стране литературных героев»

Конкурс рисунков на снегу «Снежная фантазия».

Участие в краевом математическом конкурсе «Кенгуру».

Сентябрь

В течение года

Октябрь

Декабрь

Апрель

Январь

Февраль, март

Март

Январь

Март

  1. Книги – наши друзья и помощники.

Задача: прививать любовь к чтению, учить пользоваться справочной литературой.

Обучающая игра «Учебники – наши друзья»

Литературные посиделки «С книгой жить – век не тужить».

Задание на лето «Прочти и расскажи»

Октябрь

Февраль

Май

  1. Россия и россияне, наше Отечество.

Задача: развивать чувство патриотизма, знакомить с жизнью страны.

Урок – путешествие «Знания нужны мне и моей стране»

Заочное путешествие «Моё Отечество»

Участие в вахте памяти «Звучи, памяти набат!»

Ноябрь

Февраль

Май

  1. Чистота и спорт – залог здоровья.

Задача: учить соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своём здоровье, заниматься спортом.

Практикум «Режим дня – здоровый образ жизни»

Соревнования:

«Все на лыжи»

«Встречи по пионерболу»

Беседы:

«Как правильно одеваться осенью и зимой»

«Гигиена тела»

«Хорошие зубы – залог здоровья»

«Уход за волосами»

Игра «Банные сражения»

Беседа – викторина «Как уберечься от гриппа»

Дни здоровья.

Участие в соревнованиях «Папа, мама и я – спортивная семья».

Сентябрь

Февраль

Каникулы

Ноябрь

Апрель

Декабрь

Январь

Февраль

Ноябрь

1 раз в четверть

Февраль

  1. Воспитание в семье.

Задача: учить выполнять обязанности в семье, воспитывать точность и аккуратность.

Сочинение «А в нашей семье…»

Классный час «Солдаты из нашей семьи»

Беседа – диспут «Моя помощь родным»

Праздник «Восьмой день весны»

Май

Февраль

Апрель

Март

4 класс

  1. Коммуникабельность – это здорово!

Задача: развивать правильное отношение к окружающим на основе норм этики и нравственности, воспитывать толерантность.

Классный час «Общение в школе»

Творческая игра «Секреты волшебницы речи»

Викторина «Соблюдаем этикет»

Аукцион приветствий.

Игры: «Азбука имён», «Немудрен привет, а сердца покоряет», «Мы знакомы с вами?»

Классный час «Правила, обязательные для всех»

Сентябрь

Март

Февраль

Ноябрь

В течение года

Май

  1. Будем делать хорошо и не будем плохо!

Задача: разбираться в людях, правильно реагировать на замечания, искать выход из трудных ситуаций.

Сочинение «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит».

Диспут «Хорошие и плохие люди»

Дискуссия «Хотим быть…»

Деловой практикум «Как принять правильное решение»

Октябрь

Ноябрь

Март

Апрель

  1. Земля – наш общий дом.

Задача: формировать отношение к природе как общему дому, прививать ответственное отношение ко всему живому, учить разумно пользоваться дарами природы.

Экскурсии в лес:

«Золотая осень»

«Зимний лес»

Классные часы:

«Природа мира»

«По страницам «Красной книги мира»

Конкурсы рисунков:

«Береги природу – наш дом»

«Берегите лес»

Экологический КВН «Люби всё живое»

Постановка спектакля на экологическую тему «Приключения колобка»

Экологические операции: «Птичьи столовые», «Родничок», «Муравейник», «Дыши, рыбка», «Первоцвет», «Чистая река – чистая совесть»

Участие в экологическом краевом марафоне «Сохраним биосферу»

Сентябрь

Декабрь

Октябрь

Апрель

Март

Декабрь

Январь

Декабрь

В течение года

Ноябрь, февраль

  1. Развиваем умственные способности.

Задача: развивать интеллектуальные задатки, учить предприимчивости и самостоятельности.

Диспут «Как я готовлюсь по разным предметам?»

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

Участие в краевом математическом конкурсе «Кенгуру»

Конкурс юных сочинителей.

Сентябрь

Ноябрь

Апрель

Март

Октябрь

  1. С книгой жить – век не тужить!

Задача: прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.

Практическое занятия:

«Учебные книги и справочники»

«Детские периодические издания»

Задания на лето:

«И летом вместе с книгой»

Сентябрь

Ноябрь

Май

  1. Наше современное общество и наша страна.

Задача: знакомить с изменениями в общественно-политической жизни страны, развивать чувство патриотизма.

Утренник «Россия – мы дети твои!»

Диспут «Какое оно, наше общество?»

Концерт «Вспомним героев своих»

Ноябрь

Декабрь

Май

  1. Здоровый образ жизни.

Задача: продолжить работу по формированию здорового образа жизни.

Спортивные соревнования:

«Хорошо зимой на лыжах»

«Шашечный турнир»

«Встречи по пионерболу»

Беседы:

«Опрятная внешность»

«Нету глаз в запасе лишних»

«Здоровье – овощи + фрукты»

Классные часы:

«Твой второй букварь» (правила дорожного движения)

«Лекарственные растения»

Февраль

Каникулы

Каникулы

Октябрь

Декабрь

Январь

Апрель

Май

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *