Календарно-тематическое планирование по физической культуре 3 «А» класс
1 четверть ( 9 ч.)
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Количество часов |
Сроки изучения |
||||
По плану |
Фактически |
По плану |
Фактически |
||||
Олимпийские виды гимнастики(1ч) |
|||||||
1 |
Олимпийские виды спорта. Узнаем, кто готовит сборные команды России по видам гимнастики для выступлений на Олимпийских играх. |
Перечислять виды гимнастики, вошедшие в программу Олимпийских игр. Называть организации, которые отвечают за подготовку сборных команд России по видам гимнастики для участия в Олимпийских играх. |
1 |
|
|
|
|
Гимнастические упражнения (7ч) |
|||||||
2 |
С чего начинать разминку. |
Описывать методику выполнения упражнений по его «названию». Осваивать технику разучиваемых упражнений. Выявлять ошибки выполнения и исправлять их. Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений. Контролировать величину нагрузки. Выполнять упражнения. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Бег спиной. |
1 |
|
|
|
||
4 |
Упражнения для бедра. |
1 |
|
|
|
||
5 |
Упражнения для стоп. |
1 |
|
|
|||
6 |
Равновесие на полной стопе. |
1 |
|
|
|
||
7 |
Равновесие «Арабеск». |
1 |
|
|
|
||
8 |
Наклоны в стороны «Циркуль». |
1 |
|
|
|
||
Акробатические упражнения (6ч) |
|||||||
9 |
Совершенствование техники акробатических упражнений. |
Описывать технику разучиваемых упражнений. Осваивать технику разучиваемых упражнений. Выявлять ошибки выполнения и исправлять их. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений. |
1 |
|
|
|
2 четверть (7ч.)
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Количество часов |
Сроки изучения |
|||
По плану |
Фактически |
По плану |
Фактически |
|||
10 |
Совершенствование техники акробатических упражнений |
Описывать технику разучиваемых упражнений. Осваивать технику разучиваемых упражнений. Выявлять ошибки выполнения и исправлять их. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений. |
1 |
|
|
|
11 |
Совершенствование техники акробатических упражнений. |
Описывать технику разучиваемых упражнений. Осваивать технику разучиваемых упражнений Выявлять ошибки выполнения и исправлять их. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений. |
1 |
|
|
|
12 |
Освоение упражнения «Стойка на руках». |
1 |
|
|
|
|
13 |
Освоение упражнения «Мост» |
1 |
|
|
|
|
14 |
Освоение упражнения выход из «Моста». |
1 |
|
|
|
|
Хореографическая подготовка (6ч) |
||||||
15 |
Разучивание новых танцевальных движений. «Полька». |
Осваивать технику выполнения танцевальных движений. |
1 |
|
|
|
16 |
Разучивание новых танцевальных движений. «Полька». |
1 |
|
|
|
3 четверть (10 ч.)
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Количество часов |
Сроки изучения |
|||
По плану |
Фактически |
По плану |
Фактически |
|||
17 |
Разучивание новых танцевальных движений. «Полька». |
Осваивать технику выполнения танцевальных движений. |
1 |
|
|
|
18 |
Комбинирование танцевальных движений. |
Осваивать технику выполнения танцевальных движений. |
1 |
|
|
|
19 |
Комбинирование танцевальных движений. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Комбинирование танцевальных движений. |
1 |
|
|
|
|
Работа с предметами (6ч) |
||||||
21 |
Освоение вращения скакалки с различными типами сложения и удержания. |
Описывать технику разучиваемых упражнений. Осваивать технику выполнения элементов с предметами. Выявлять ошибки выполнения и исправлять их. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений. |
1 |
|
|
|
22 |
Освоение вращения скакалки с различными типами сложения и удержания. |
1 |
|
|
|
|
23 |
Освоение вращения скакалки с различными типами сложения и удержания. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Освоение вращения скакалки с различными типами сложения и удержания. |
Самостоятельно составлять комбинацию упражнений и выполнять её под музыкальный фрагмент (до 1 мин). |
1 |
|
|
|
25 |
Освоение вращения скакалки с различными типами сложения и удержания. |
1 |
|
|
|
|
26 |
Освоение вращения скакалки с различными типами сложения и удержания. |
1 |
|
|
|
4 четверть (9ч.)
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Количество часов |
Сроки изучения |
|||
По плану |
Фактически |
По плану |
Фактически |
|||
Музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры и спортивные эстафеты (6ч) |
||||||
27 |
Освоение музыкально-сценических игр. «Доктор Айболит». |
Выполнять без серьёзных ошибок подобранную комбинацию упражнений под музыкальный фрагмент. |
1 |
|
|
|
28 |
Освоение музыкально-сценических игр. «Доктор Айболит». |
Выполнять без серьёзных ошибок подобранную комбинацию упражнений под музыкальный фрагмент. |
1 |
|
|
|
29 |
Освоение музыкально-сценической игры. «Доктор Айболит». |
1 |
|
|
|
|
30 |
Освоение музыкально-танцевальной игры. «Танцуем Золушку». |
1 |
|
|
|
|
31 |
Освоение музыкально-танцевальной игры. «Танцуем Золушку». |
1 |
|
|
|
|
32 |
Освоение музыкально-танцевальной игры. «Танцуем Золушку». |
1 |
|
|
|
|
Подготовка к итоговому показательному выступлению и соревнованиям (2 ч)+ 1 ч |
||||||
33 |
Выбираем музыку. |
Выбирать музыку для вступления. |
1 |
|
|
|
34 |
Выбираем костюм. |
Выбирать костюм соответствующий теме выступления. |
1 |
|
|
|
35 |
Резервный урок. |
|
1 |
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа физическая культура- гимнастика для 3 «А» класса составлена на основе авторской программы физическая культура-гимнастика И.А.Винер, Н.М.Горбулиной, О.Д.Цыганковой. Данная программа взята из сборника рабочих программ «Перспектива», система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы, издательство «Просвещение» 2011 год. Уровень изучения программы базовый. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы по предмету «Физическая культура» (ФГОС НОО). В основу программы положена авторская методика обучения детей заслуженного мастера спорта И.А. Винер. Методика представляет собой общеразвивающий комплекс учебно-образовательных и игровых занятий гимнастикой.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре являются формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с расширением следующих образовательных задач:
— укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
— совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям;
— формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
— развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой;
— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.
Основное содержание обучения в программе представлено разделами:
— Олимпийские виды гимнастики;
— Гимнастические упражнения;
— Гимнастика с элементами акробатики;
— Хореографическая подготовка;
— Работа с предметами;
-Музыкально-сценические, музыкально –танцевальные игры и спортивные эстафеты.
Для обучения физической культуры учащихся 3 «А» класса выбрана содержательная линия учебно-методического комплекта «Перспектива» автора: И.А.Винер, Н.М.Горбулина, О.Д.Цыганкова. УМК по физической культуре состоит в том, что основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность. Особое внимание уделяется школьникам, имеющим подготовительную и специальную группы здоровья или недостаточный уровень физической подготовки. Таким учащимся даются индивидуальные задания. Нагрузка дозируется с учётом возраста, физического развития, подготовленности, состояния здоровья. Освобождённые по состоянию здоровья присутствуют на уроках и проходят программу в теоретической части. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков (дифференцированный подход). Календарно-тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год. Авторская программа рассчитана на 34 часа в год. Поэтому в программу внесены изменения, добавлен резервный урок №35 в 4 четверть.
Общая характеристика учебного предмета
Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная с 2-3 класса, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.
Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Для занятий по курсу «Физическая культура. Гимнастика», выделяется 1 час в неделю. Изучение гимнастики в 3 классе составляет 35 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Физическая культура. Гимнастика» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Гимнастика»:
– формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
–формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностью (овладение способностью может быть умением?) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной (почему музыкальной?) деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения физической культуры и ее составляющей – гимнастики отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности:
– формирование представления о роли физической культуры и необходимости регулярного выполнения гимнастических упражнений для укрепления здоровья (физического, социального и психического) человека; о позитивном влиянии физической культуры и использования методов гармоничного развития средствами художественной (ритмической) гимнастики на общее развитие организма (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное); о физической культуре и здоровье, как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьеформирующую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств, (координация, гибкость, быстрота);
– обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий,
отбор способов их исправления;
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игр и эстафет;
– планирование занятий гимнастическими упражнениями в режиме дня; организация отдыха и досуга с использованием предложенных методик развития средствами гимнастики, включая музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры и спортивные эстафеты;
– изложение фактов истории развития гимнастики, Олимпийских игр, характеристика роли гимнастики и ее значения в жизнедеятельности человека, ее места в спорте, физической культуре;
– измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных, для данной возрастной категории, физических качеств и специальных навыков;
– оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организация и проведение со сверстниками подвижных музыкальных и сценических игр, спортивных эстафет; подготовка собственных программ (комплексов) и показательных выступлений на базе изученных гимнастических упражнений, осуществление объективного судейства программ своих сверстников;
– анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
– видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
– оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
– выполнение технических действий с предметами без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением;
– нахождение отличительных особенностей в выполнении гимнастических упражнений разными учениками;
– выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Физическая культура (35ч)
Олимпийские виды гимнастики (1ч). Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и гимнастики. Виды современной гимнастики.
Гимнастические упражнения (7ч) (с предметами и без предметов). «Гимнастическая» ходьба, бег, прыжки, повороты, наклоны, вращения, упоры как жизненно важные способы передвижения и двигательных действий человека.
Акробатические упражнения их влияние на физическое развитие. Виды гимнастической разминки. Основные способы удержания и передачи предметов. Работа с предметами, как средство развития моторики.
Хореографическая подготовка(6ч). Основы хореографической подготовки и музыкального восприятия, как средства эстетического воспитания. Основные танцевальные движения. Ритм и пластика в движении под музыку.
Работа с предметами(6ч). Разучивание основных элементов с предметами.
Музыкально-сценические, музыкально-танцевальные игры и спортивные эстафеты (6ч). Проведение музыкально-сценических, музыкально-танцевальных игр, спортивных эстафет.
Подготовка к итоговому показательному выступлению(2ч)
Проведение показательного выступления.
Резервный урок (1ч).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Рабочая программа предмета «Физическая культура-гимнастика» И. А. Винер, Н. М. Горбулиной, О. Д. Цыганковой (издательство «Просвещение»):
-
Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Физическая культура. Гимнастика» 1-4 класс
-
Пособие для учителей «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики»
Учебно-практическое оборудование:
— мячи: мяч малый (мягкий), мяч гимнастический;
-гимнастические ленты;
— скакалка детская;
— аптечка.
Танцы:
-«Полька».
-«Золушка».
-«Доктор Айболит».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О.Е. Соколова «___» _____________2014 г
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
Каширского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП №2»
_________________ Е.А. Голева
«___» _____________ 2014__ г.
Рабочая программа по физической культуре
3а класс
(базовое изучение)
Составитель: Никифорова Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
2014-2015 учебный год