Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида
г. Белая Холуница Кировской области
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы-интерната IV вида Директор школы-интерната ____________Н.В. Ушакова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по трудовому обучению
для 3 класса VIII вида
Составитель Е. А. Капранова
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
г. Белая Холуница
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по трудовому обучению для 3 класса VIII вида разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы»,под редакцией В.В.Воронковой,
М.: «Просвещение»,2010 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающихся, воспитанников VIII вида.
Обучение труду в 3 классе направлено на решение следующих задач:
-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
-сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
-формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
-значение производства товаров для жизни людей;
-сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
-демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
-соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
-знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
— технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
— знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
— санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
— самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
— самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
— самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
— выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
— анализировать свое изделие и изделие товарища;
— ориентироваться в пространстве;
— осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
— отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|
Знать |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
|
1) роль трудовой деятельности в жизни человека; 2) содержание труда людей ближайшего окружения; 3) область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стека, швейной иглы, булавки с колечком; 4) область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.
|
Уметь |
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
|
1)1)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 222) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 333)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
|
1) осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя; 2) составлять словесный план собственной трудовой деятельности; 3) получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях); 4) изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, альбомной бумаги, сухих листьев, веточек, семян, соцветий растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам; 5) соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя; 6) создавать модели несложных объектов из природных материалов; 7) осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, вышивкой «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», плетеным узором, природными материалами. |
Приме-нять |
1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 2) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
1)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 2)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео — и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 4)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. |
1) применения информации для решения различных задач; 2) выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды); 3) соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами; 4) создание различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина; 5)осуществление сотрудничества в совместной работе.
|
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов |
Кол-во часов |
|
|
Работа с природными материалами |
5 |
|
Работа с бумагой и картоном |
16 |
|
Работа с проволокой |
4 |
|
Работа с древесиной |
16 |
|
Работа с металлоконструктором |
13 |
|
Работа с текстильным материалом |
14 |
|
Итого |
68 |
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Количество часов за год — 68
Количество часов в неделю- 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Название раздела, темы урока |
Кол-во часов |
Технические сведения |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Тип урока |
Средства обучения. Информацион-ное сопровождение |
Дата проведения |
||
По плану |
Факт |
|||||||
|
Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия). |
4
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Введение. Техника безопасности на уроках труда.
|
1
|
|
Знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; -санитарно-гигиенические требования. Уметь: -соблюдать технику безопасности на уроках труда при работе с ножницами, иглами, пластилином. |
Урок повторения
|
|
4.09 |
|
2 |
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. |
1
|
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). |
Знать основные приемы работы с различными материалами; Знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; -санитарно-гигиенические требования. Уметь: — соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки; -рационально использовать случайные материалы; -выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно; -составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя; — самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно; — придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища. |
Комбиниро-ванный урок Экскурсия |
|
6.09 |
|
3 |
Изготовление по образцу жирафа из кочерыжек, моркови, палочек и бумажных деталей. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Природный материал, клей, ножницы
|
11.09 |
|
||
4 |
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
Природный материал, скорлупа грецкого ореха
|
13.09 |
|
||
|
Работа с бумагой и картоном. |
2 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Окантовка картона полосками бумаги и листом. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. |
1
|
Окантовка картона полосками бумаги, листом Изготовление по образцу подложек Квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя |
Знать: -основные приемы работы с различными материалами; -знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; -санитарно-гигиенические требования; -приемы обработки углов изделий при окантовке. Уметь: — выполнять разметку бумаги и картона по линейке под руководством учителя; — вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски; — подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно; — выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно; — придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища. |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Ножницы, клей, картон, цветная бумага, линейка, природный материал
|
18.09 |
|
6 |
Изготовление по образцу подложки квадратной формы (для крепления природного материала, наклеивания вырезок). |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Ножницы, клей, картон, цветная бумага, линейка, природный материал
|
20.09 |
|
||
|
Работа с проволокой |
4 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Экскурсия в слесарную мастерскую. |
1 |
Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. |
Знать: основные приемы работы с различными материалами; -знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; -санитарно-гигиенические требования. Уметь: — правильно держать инструменты; — сгибать проволоку плоскогубцами, молотком; — резать проволоку кусачками; — придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; -осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Комбиниро-ванный урок Экскурсия |
Проволока (медная, алюминиевая, стальная), Инструменты (плоскогубцы, молоток, кусачки)
|
25.09 |
|
8 |
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
27.09 |
|
|||
9 |
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб и птиц. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Проволока (медная, алюминиевая, стальная), Инструменты (плоскогубцы, молоток, кусачки)
|
2.10 |
|
||
10 |
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок зверей. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
4.10 |
|
|||
|
Работа с древесиной |
6 |
|
|
|
|
|
|
11 |
Экскурсия в столярную мастерскую. Инструктаж по ТБ. |
1
|
Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления. |
Знать: -основные приемы работы с различными материалами; -знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; -санитарно-гигиенические требования. Уметь: — правильно держать инструменты; -строгать, зачищать древесину напильником и наждачной бумагой; -выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно; — придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; -осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов; -соблюдать пропорции и размеры; правильно располагать детали. |
Комбиниро-ванный урок Экскурсия
|
Древесина Инструменты (напильник) наждачная бумага
|
9.10 |
|
12 |
Выполнение упражнений по изучению свойств древесины: сломать, расколоть ножом, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. |
1
|
Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Древесина Инструменты (напильник) наждачная цветная бумага, нож)
|
11.10 |
|
|
13 |
Изготовление подставок для изделий квадратной и прямоугольной формы из фанеры. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Древесина Инструменты (напильник) наждачная цветная бумага, нож) |
16.10 |
|
||
14 |
Изготовление по образцу флажков к празднику из бумаги и палочек. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
18.10 |
|
|||
15 |
Изготовление по образцу цветов к празднику из бумаги и палочек. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
Древесина Инструменты (напильник) наждачная цветная бумага, нож)
|
23.10 |
|
||
16 |
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
25.10 |
|
|||
|
Работа с природными материалами. |
1
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Изготовление по замыслу изделий из различных материалов. Инструктаж по ТБ. |
1
|
Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
|
Уметь: — компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток; — выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно; — придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; -осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Комбиниро-ванный урок
|
Природный материал, Инструменты: шило, нож, кисть, столярный клей, проволока, нитки.
|
30.10 |
|
|
Работа металлоконструк-тором |
6
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Упражнения в завинчивании гаек. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. |
1
|
Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. |
Уметь: -завинчивать гайки руками; собирать по образцу треугольник из трех плоских планок; -подбирать планки по счету отверстий; -устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками; — завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами; -правильно держать инструменты. |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Металлоконст- руктор «Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка. |
1.11 |
|
19 |
Сборка по образцу квадрата, прямоугольника. Разборка собранных изделий. |
1
|
Уметь: -собирать по образцу квадрат из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольник из двух планок 3 и двух планок 9; -составлять из собранных плоских фигур более сложные (домик, машина, паровоз); -разбирать собранные изделия; -собирать по образцу лопатку из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья); -разбирать изделия. Слабые учащиеся делают только лопатку.
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
«Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка.
|
|
|
|
20 |
Сборка по образцу лопатки и граблей. Разборка изделия. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Металлоконст-руктор Инструменты: ключ, отвертка.
|
|
|
||
21 |
Сборка по образцу лесенки. Разборка изделия. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями
|
Металлоконст-руктор «Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка. |
|
|
||
22 |
Сборка по образцу стола. Разборка изделия. |
1
|
|
Уметь : -собирать по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок; — разбирать лесенку. (слабые учащиеся выполняют работу по заделу) -собирать стол по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). -разбирать стол. (слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя). -собирать по образцу и техническому рисунку стул из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы; -разбирать изделие. |
Комбиниро-ванный урок
|
Металлоконст-руктор«Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка.
|
|
|
23 |
Сборка по образцу стула. Разборка изделия. |
1
|
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
||
|
Работа с бумагой и картоном. |
12
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Инструктаж по ТБ. |
1
|
Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. |
Уметь: — выполнять разметку картона и бумаги по шаблонам; — резать картон ножницами по кривым и прямым линиям; — прорезать отверстия в картоне; -самостоятельно ориентироваться в задании. — самостоятельно сравнивать изделие с образцом; -самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия; -выполнять первые изделия с помощью учителя, остальные — самостоятельно; — придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; -осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями
|
Бумага, картон, нитки, тесьма, материалоот-ходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др., ножницы, линейка, клейстер, клей
|
|
|
25 |
Изготовление елочных игрушек. |
1
|
Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Бумага, картон, нитки, тесьма, материалоот-ходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др., ножницы, линейка, клейстер, клей
|
|
|
|
26 |
Изготовление елочных игрушек. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
27 |
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги.
|
1
|
Знать: -технические термины; -основные приемы работы с различными материалами; работы с различными материалами; — знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; — санитарно-гигиенические требования. Уметь: -украшать изделия аппликативными украшениями; — самостоятельно ориентироваться в задании; -самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом; — самостоятельно составлять план работы и по вопросам учителя; — самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы; — выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; — осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
||
28 |
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги.
|
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями
|
|
|
|||
29 |
Отделка изделий аппликативными украшениями. |
1 |
Комбиниро-ванный урок
|
Бумага, картон, нитки, тесьма, материалоот-ходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др., ножницы, линейка, клейстер, клей
|
|
|
||
30 |
Изготовление из картона карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
|
|
|||
31 |
Отделка изделий аппликативными украшениями. |
1
|
Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. |
Комбиниро-ванный урок
|
Бумага, картон, нитки, тесьма, материалоот-ходы -поролон, обрезки кожи, фольги и др., ножницы, линейка, клейстер, клей
|
|
|
|
32 |
Разметка бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. |
1
|
Уметь: — выполнять разметку бумаги и картона по линейке; -наносить рицовки ножом по линейке с фальцем; — выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; — осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Бумага, картон, нитки, тесьма, материалоот-ходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др., ножницы, линейка, клейстер, клей |
|
|
|
33 |
Изготовление обложки для таблицы умножения. |
1
|
Комбиниро-ванный урок |
|
|
|||
34 |
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
35 |
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Бумага, картон, нитки, тесьма, материалоот-ходы -поролон, обрезки кожи, фольги и др., ножницы, линейка, клейстер, клей |
|
|
||
|
Работа с текстильными материалами. |
8
|
|
|
|
|
|
|
36 |
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнение на полоске тонкого картона по готовым проколам. |
1
|
Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. |
Знать: -технические термины; -основные приемы работы с различными материалами; — знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы. Уметь: -правильно пользоваться иглой и наперстком; -выполнять косой обметочный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо; -пришивать вешалки и обметывать боковые срезы мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками; — выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; — осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Нитки, ткани, иглы, ножницы, напёрсток, тесьма
|
|
|
37 |
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Нитки, ткани, иглы, ножницы, напёрсток, тесьма
|
|
|
||
38 |
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
|
|
|||
39 |
Изготовление кармашка из клеенки, бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
Нитки, ткани, иглы, ножницы, напёрсток, тесьма
|
|
|
||
40 |
Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым обметочным стежком. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
|
|
|||
41 |
Изготовление по образцу подушечки-прихватки. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Нитки, ткани, иглы, ножницы, напёрсток, тесьма, выкройка прихватки
|
|
|
||
42 |
Изготовление подушечки-прихватки. |
1
|
Комбиниро-ванный урок |
|
|
|||
43 |
Сметывание по краям и диагоналям, обметывание краев косым стежком. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
|
Работа с древесиной. |
6 |
|
|
|
|
|
|
44 |
Работа с древесиной. Вбивание, извлечение, распрямление гвоздей. Вбивание и извлечение гвоздя, ввертывание шурупа. |
1
|
Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы. |
Знать: -ТБ при работе с молотком, гвоздями, шурупами, гвоздодерами. Уметь: — вбивание и извлекать гвозди, ввертывать шуруп; -правильно держать инструменты; — работать буравчиком и отверткой; -подготавливать полуфабрикаты из древесины к работе (подбирать необходимые детали); -подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей; — соединять детали гвоздями и шурупами; — окрашивать древесину акварельными красками и гуашью; — выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Кукольная мебель, полуфабрикаты из древесины, Инструменты: молоток, гвозди, шурупы, гвоздодер, буравчик и отвертка, акварельные краски и гуашь
|
|
|
45 |
Изготовление из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях: стол.
|
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
|
|
|||
46 |
Изготовление из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (кресло). |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
|
|
|||
47 |
Изготовление из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (кровать). |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
48 |
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушки-лопатки. |
1
|
Урок закрепления знаний, умений и навыков |
Полуфабрикаты из древесины, Инструменты: молоток, гвозди, шурупы, гвоздодер, буравчик и отвертка, акварельные краски и гуашь |
|
|
||
49 |
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушки — кораблика. |
1
|
Урок закрепления знаний, умений и навыков |
|
|
|||
|
Работа с бумагой и картоном (изготовление объемных игрушек). |
2
|
|
|
|
|
|
|
50 |
Изготовление коробки из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. |
1
|
Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. |
Знать: -технические термины; -основные приемы работы с различными материалами; — знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; — санитарно-гигиенические требования. Уметь: -самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы; — выполнять изделия самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; — выполнять разметку развертки коробки по шаблону и по линейке; надрезать картон ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка); -сгибать картон и склеивать по стыкам; -оклеивать бумагой объемные изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Ножницы, клей, картон, цветная бумага, линейка
|
|
|
51 |
Изготовление коробки из тонкого картона. Склеивание двумя способами: с помощью клапанов и оклеивание бумагой. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
Ножницы, клей, картон, цветная бумага, линейка
|
|
|
||
|
Работа с текстильными материалами. |
6 |
|
|
|
|
|
|
52 |
Составление по образцу простейшего узора на листе бумаги в клетку. |
1
|
Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
|
Знать: -технические термины; -основные приемы работы с различными материалами; работы с различными материалами; — знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; — санитарно-гигиенические требования. Уметь: -вышивать по линиям рисунка ручными стежками; -оформлять изделие бахромой; -самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы; — выполнять изделия самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; -осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; -вышивать рисунок различными стежками (рисунок на ткань переводит учитель) |
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
Листы бумаги в клетку, нитки, ткани, иглы, ножницы, напёрсток, тесьма, выкройка прихватки
Нитки, ткани, иглы, ножницы, напёрсток, тесьма, выкройка прихватки |
|
|
53 |
Вышивание рисунка ручными стежками. |
1
|
Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями |
|
|
|||
54 |
Вышивание рисунка ручными стежками. |
1
|
Комбиниро-ванный урок |
|
|
|||
55 |
Вышивание рисунка ручными стежками. |
1
|
Комбиниро-ванный урок |
|
|
|||
56 |
Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
57 |
Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
|
Работа с металлоконструктором |
7
|
|
|
|
|
|
|
58 |
Самостоятельная сборка стола с перекрещенными полосками. |
1
|
Повторение сведений Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. |
Уметь: -завинчивать гайки руками; собирать по образцу треугольник из трех плоских планок; — подбирать планки по счету отверстий; -устанавливать скобы, -соединять детали винтами и гайками; -завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами; — правильно держать инструменты; —самостоятельно собирать по образцу и техническому рисунку стол, дорожный знак, различные видов тележки, с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних); -придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища. |
Комбиниро-ванный урок
|
Металлоконст-руктор «Школьник», «Металлический конструктор» Инструменты: ключ, отвертка
|
|
|
59 |
Самостоятельная сборка стола с перекрещенными полосками. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
60 |
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
61 |
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
Металлоконст-руктор «Школьник», «Металлический конструктор» Инструменты: ключ, отвертка
|
|
|
||
62 |
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.
|
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
63 |
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
64 |
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
|
Работа с древесиной. |
4 |
|
|
|
|
|
|
65 |
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению из полуфабрикатов вагончика. Инструктаж по ТБ.
|
1
|
Повторение: элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы. |
Знать: -ТБ при работе с молотком, гвоздями, шурупами, гвоздодерами. Уметь: — работать буравчиком и отверткой; -подготавливать полуфабрикаты из древесины к работе (подбирать необходимые детали); -подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей; — соединять детали гвоздями и шурупами; — окрашивать древесину акварельными красками и гуашью; — выполнять изделия самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; — анализировать свое изделие и изделие товарища; — ориентироваться в пространстве; -отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. |
Комбиниро-ванный урок
|
Полуфабрикаты из древесины, Инструменты: молоток, гвозди, шурупы, гвоздодер, буравчик и отвертка, акварельные краски и гуашь |
|
|
66 |
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению из полуфабрикатов тележки. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|||
67 |
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению из полуфабрикатов тележки. |
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|
||
68 |
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению из полуфабрикатов машины.
|
1
|
Комбиниро-ванный урок
|
|
|
|
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
— информационное, в том числе литература основная и дополнительная:
-
В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2010г.
-
О.Н. Крылова. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2 класс. Учебное пособие. М.: Издательств «Экзамен», 2006 г.
-
Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по технологии. 2 класс. .- М.: «ВАКО», 2013г.
-
И.К.Щеблыкина .«Аппликационные работы в начальных классах». М.: Просвещение, 1990г.
-
Технологические карты, образцы изделий.
— материально-техническое: — материально-техническое:
Пластилин, доска для работы с пластилином муляжи овощей, фруктов, иллюстрации предметов, цветная бумага, цветной, белый картон, клей ПВА,клей-карандаш, цветные нитки ,ножницы, иглы, ткань, цветные карандаши, простой карандаш, линейка-угольник и т.д.
Металлоконструктор «Школьник», «Металлический конструктор», инструменты(ключи, отвертка, молоток, гвоздодёр, шурупы, гвозди, плоскогубцы, кусачки) ,древесина, полуфабрикаты из древесины.
— медиаресурсы и пр.
-компьютер, компьютерные презентации,
-my@1september.ru. Журнал «Начальная школа»,
-Pro.Школу. ru.интернет- портал.
29