Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Славный
Рассмотрен на заседании МО учителей Утверждаю Директор школы
Протокол №___ от «___» ___________ 201__г. «____» ______________ 201__г.
Согласовано ______________ Турбина А. В
/зам. Директора по УВР/
«_____» _______________________ 201___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
календарно-тематический план
по технологии ( 5 класс)
Составил учитель технологии
Беляй Дмитрий Иванович
годовое количество часов — ___
количество часов в неделю — ___
количество контрольных работ — ___
количество практических работ — ___
п.г.т. Славный
2012-2013 учебный год
Программное и учебно-методическое оснащение учебного планА
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы |
Реквизиты программы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
|||
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Школьный компонент |
||||
55 |
72 |
— |
— |
_______________________ ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию авторы:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменения согласованы с заместителем директора по УВР. дата:__________ _______________________ Турбина А. В.
|
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
пояснительная записка
В соответствии со структурой школьного образования в общем (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета технологий.
Базовый курс
Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта и программы начального и основного общего образования «Технология», издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год. Авторы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. представляет собой один из возможных вариантов построения курса изучаемого в 5-8 классах.
Содержание программы строится по принципу обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников, и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
-
овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определённого изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;
-
освоение компетенций – умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно предстовляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
-
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда;
-
овладение общетрудовыми и специальными умениями, для поиска использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
получение опыта их применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.
Программа также включает использование учащимися мультимедийных ресурсов, и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В целях реализации умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты. Определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплект для учеников
-
Программа начального и основного общего образования «Технология». Москва. Издательский центр «Вентана — Граф», 2008 год.
-
К.Л.Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 5 класс. Москва. «Вако». 2009 год.
-
К.Л.Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 6 класс. Москва. «Вако». 2009 год.
-
Ю.П.Засядько. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко. Мальчики. 7 класс. Волгоград. «Учитель», 2006 г.
-
Ю.П.Засядько. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко. Мальчики. 8 класс. Волгоград. «Учитель», 2007 г.
-
А.Емельянов. Резьба по дереву для начинающих. Секреты мастерства. Ростов н/Д. Владис. М.: РИПОЛ классик, 2009 г.
Учебно-методический комплект для учителя
-
В.Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П.С. Самородский. Технология 5 класс. Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2009 год.
-
В.Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П.С. Самородский. Технология. Технический труд. 6 класс. Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год.
-
В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 год.
-
В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Вариант для мальчиков. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
В результате изучения курса технологии ученик должен:
Учащиеся должны знать/понимать
-
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
-
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
-
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
-
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
-
о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
-
что такое текстовая и графическая информация;
-
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
-
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
-
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
-
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
-
виды пиломатериалов;
-
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
-
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
-
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
-
принципы ухода за одеждой и обувью.
Учащиеся должны уметь
-
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
-
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
-
обрезать штамповую поросль;
-
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
-
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
-
графически изображать основные виды механизмов передач;
-
находить необходимую техническую информацию;
-
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
-
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
-
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
-
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
-
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
-
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
-
набирать и редактировать текст;
-
создавать простые рисунки;
-
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
календарно-тематическое планирование ТЕХНОЛОГИИ
5 класс По учебнику В. Д. Симоненко 5 класс
№№ ур |
Содержание (тема урока) |
№№ п//р |
Вид контроля |
Дата проведения |
Примечание |
||
Общетехнологическая подготовка |
|||||||
(1 час) Вводное занятие. |
|||||||
1 |
1 |
Содержание курса «Технология. 5 класс». Правила безопасного поведения в мастерской. Инструктаж по охране труда |
|
Ответы на вопросы |
___.___.___ |
|
|
(27 час) Технология обработки древесины элементы машиноведения. |
|||||||
1 |
2 |
Практические работы. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака |
№1 |
Ответы на вопросы. Контроль над выполнением практического задания |
___.___.___ |
|
|
2 |
3 |
Древесина как природный конструкционный материал. РК Породы доминанты нашего малого лесного фонда. |
|
Ответы на вопросы. Распознава- ние пород древесины |
___.___.___ |
|
|
3 |
4 |
РК Практические работы. Распознавание лиственных и хвойные пород древесины нашей местности, по внешним признакам: цвету и текстуре. |
№2 |
сфера применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. |
___.___.___ |
|
|
4 |
5 |
Древесные материалы. Пиломатериалы. Природные пороки пиломатериалов |
|
Ответы на вопросы |
___.___.___ |
|
|
5 |
6 |
РК Практические работы. Распознавание видового состава древесины нашего края. Выявление природных пороков. |
№3 |
Лабораторная работа «Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам» |
___.___.___ |
|
|
6 |
7 |
Понятие об изделии и детали. Графическая документация |
|
Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. |
___.___.___ |
|
|
7 |
8 |
Практические работы. Изучение различий разных типов графических изображений; видов проекций; чтение чертёжа плоскостной детали |
№4 |
Чтение чертежа детали |
___.___.___ |
Выполнение чертежей плоскостных детей |
|
8 |
9 |
Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта |
|
Ответы на вопросы |
___.___.___ |
|
|
9 |
10 |
Практические работы. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте |
№5 |
Зарисовка технологической карты будущего проекта |
___.___.___ |
|
|
10 |
11 |
Разметка заготовок из древесины |
|
Ответы на вопросы. Правила разметки заготовок из древесины. |
___.___.___ |
|
|
11 |
12 |
Практические работы. разметка заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала |
№6 |
Ответы на вопросы. Разметка заготовки по чертежу |
___.___.___ |
|
|
12 |
13 |
Пиление столярной ножовкой |
|
Ответы на вопросы. Правила безопасной работы ножовкой. |
___.___.___ |
|
|
13 |
14 |
Практические работы. Выпиливание заготовки столярной ножовкой; контроль качество выполненной операции |
№7 |
Правила безопасной работы ножовкой. Выпиливание заготовки |
___.___.___ |
|
|
14 |
15 |
Строгание древесины. Правила безопасной работы при строгании |
|
Ответы на вопросы. Словарный диктант |
___.___.___ |
|
|
15 |
16 |
Практические работы. Выполнение сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы |
№8 |
Правила безопасной работы при строгании |
___.___.___ |
|
|
16 |
17 |
Сверление отверстий. Правила безопасной работы при сверлении |
|
Ответы на вопросы. Правила работы при сверлении; последовательность действий при сверлении. |
___.___.___ |
|
|
17 |
18 |
Практические работы. Закрепление свёрла в коловороте и дрели; разметка отверстия; просверливание отверстия нужного диаметра |
№9 |
Сверление отверстий в заготовках |
___.___.___ |
|
|
18 |
19 |
РК Виды гвоздей и шурупов постовляемые в МАгазины нашего городка. Соединение деталей гвоздями и шурупами |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
19 |
20 |
Практические работы. Выбор гвоздей и шурупов для соединения деталей из древесины; выполнение соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами |
№10 |
Контроль качества соединения деталей |
___.___.___ |
|
|
20 |
21 |
Соединение деталей изделия на клей. Зачистка изделий из древесины |
|
Ответы на вопросы. Правила безопасной работы с клеем. |
___.___.___ |
|
|
21 |
22 |
Практические работы. Выполнение операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединение детали изделия клеем |
№11 |
Контроль качества соединения деталей |
___.___.___ |
|
|
22 |
23 |
ИКТ Просмотр презентации. ,,Защитная и декоративная отделка изделия,, РК Декоративная отделка изделия используемая в ЧПК п. Чернь |
|
Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины |
___.___.___ |
|
|
23 |
24 |
Практические работы. Выполнение защитной и декоративной отделки изделия |
№12 |
Контроль качества выполненных операций |
___.___.___ |
|
|
24-25 |
25-26 |
ИКТ Просмотр презентации. ,,Работа над творческим проектом,, РК Этапы выполнения творческого проекта. критерии предявляемые к проекту в нашей школе |
№13-14 |
Ответы на вопросы. Изготовление изделия декоративно-прикладного назначения |
___.___.___ |
|
|
26 |
27 |
Понятие о механизме и машинах |
|
Ответы на вопросы. Построение кинематических схем и чтение кинематических схем |
___.___.___ |
|
|
27 |
28 |
Практические работы. Чтение кинематических схем; построение простых кинематических схем |
№15 |
чтение кинематических схем |
___.___.___ |
|
|
(19 час) Технология обработки металлов элементы машиноведения. |
|||||||
1-2 |
29-30 |
Рабочее место для ручной обработки металла. Устройство и назначение слесарного верстака. Правила безопасности труда при ручной обработке металла. |
|
Регулировка высоты верстака в соответствии с ростом учащихся |
___.___.___ |
|
|
2 |
31 |
Тонколистовой металл и проволока РК история получения метала в тульской области. (по материалам ,,Музей древности,,) |
|
Ответы на вопросы. Распознавание видов металла |
___.___.___ |
Роль металлов в развитии цивилизации |
|
3 |
32 |
Практические работы. Распознавание цветных и чёрных металлов, виды листового металла и проволоки. Выполнение простейших изделий. |
№16 |
Ответы на вопросы. Распознавание видов металла |
___.___.___ |
|
|
4-5 |
33-34 |
Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки |
|
Ответы на вопросы. Терминологический диктант |
___.___.___ |
|
|
6 |
35 |
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
7 |
36 |
Практические работы. правка тонколистового металла и проволоки |
№17 |
Контроль над выполнением практической работы |
___.___.___ |
|
|
8 |
37 |
Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
9 |
38 |
Практические работы. выполнение разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки |
№18 |
Контроль качества выполнения операции разметки |
___.___.___ |
Изготовление шаблона для разметки детали из тонколистового металла |
|
10 |
39 |
Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
11 |
40 |
Практические работы. выполнение резания заготовок; зачистка (опиливание) заготовок из тонколистового металла и проволоки |
№19 |
Контроль качества выполнения операции резания и зачистки |
___.___.___ |
|
|
12 |
41 |
Сгибание тонколистового металла и проволоки |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
13 |
42 |
Практические работы. выполнение операции сгибания тонколистового металла и проволоки |
№20 |
Контроль качества выполнения операции сгибания |
___.___.___ |
|
|
14 |
43 |
Пробивание и сверление отверстий |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
15 |
44 |
Практические работы. пробивание и сверление отверстия в тонколистовом металле |
№21 |
Контроль качества выполнения операции сверления и пробивания |
___.___.___ |
|
|
16 |
45 |
Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
17 |
46 |
Практические работы. выполнение операции сверления на сверлильном станке |
№22 |
Контроль качества выполнения операции сверления |
___.___.___ |
|
|
18 |
47 |
Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
19 |
48 |
Практические работы. выполнение соединения деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделка изделия |
№23 |
Контроль качества выполненной работы |
___.___.___ |
|
|
(10 час) Культура дома. |
|||||||
1 |
49 |
Интерьер дома РК Приемлемая планировка дома в нашем городке |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
Выполнение эскиза интерьера жилого помещения |
|
2 |
50 |
Практические работы. анализиз дизайна интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики |
№24 |
Творческие задания |
___.___.___ |
|
|
3 |
51 |
Уход за одеждой и книгами |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
Создание семейной библиотеки. Систематизация книг. Каталог |
|
4 |
52 |
Практические работы. Разработка предмета интерьера |
№25 |
Разработка предмета интерьера |
___.___.___ |
|
|
5-6 |
53-54 |
Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Планирование своего дня; |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
7-8 |
55-56 |
Культура поведения в семье. Использование знаний правил поведения на практике |
|
Ответы на вопросы. Тестирование |
___.___.___ |
|
|
9-10 |
57-58 |
Семейные праздники. Подарки. Переписка. Правила приёма гостей; выбора подарков; поведения в гостях; дарить подарки |
|
Ответы на вопросы. Тестирование. Ситуативные задачи |
___.___.___ |
|
|
(6 час) Информационные технологии. |
|||||||
1 |
59 |
Информационные технологии. Графический редактор |
|
Выполнение рисунка или эскиза с помощью компьютера |
___.___.___ |
|
|
2 |
60 |
Практические работы. Выполнение рисунков, эскизов с помощью графического редактора |
№26 |
Выполнение рисунка или эскиза с помощью компьютера |
___.___.___ |
|
|
3 |
61 |
Текстовый редактор |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
4 |
62 |
Практические работы. Выбор макета страницы; набор текста; форматирование текстового документа |
№27 |
Набор текста. Оформление титульного листа реферата, Проекта |
___.___.___ |
|
|
5 |
63 |
Калькулятор |
|
Ответы на вопросы. |
___.___.___ |
|
|
6 |
64 |
Практические работы. Выполнение расчётов с использованием компьютерной программы «Калькулятор» |
№28 |
Выполнение расчёта |
___.___.___ |
|
|
Специальная технологическая подготовка |
|||||||
(4 час) Проектная деятельность учащихся |
|||||||
1 |
65 |
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности. |
№29 |
Выполнение творческого проекта. |
___.___.___ |
|
|
2 |
66 |
Практическая деятельность по выполнению проекта. |
№30 |
Выполнение творческого проекта. |
___.___.___ |
|
|
3 |
67 |
Корректировка деятельности. Консультации по выполнению практической части проекта. |
№31 |
Оценка качества выполненного проекта |
___.___.___ |
|
|
4 |
68 |
Подготовка к защите. Защита проекта |
№32 |
Защита творческого проекта. |
___.___.___ |
|
|
ИТОГО: 68 часов по 2 часа в неделю |
|
|
|