ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Школа вежливых наук» для 3 класса

МКОУ «Александровская СОШ»

Утверждено

Директор

МКОУ «Александровская СОШ»

«___»______________201 г.

____________/Гебель И.А./

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Школа вежливых наук»

Направление: духовно-нравственное

Класс: 3 (8 – 9лет)

Срок реализации: 2013-2014 уч. год

Автор: Клизе Л.Н.

с. Александровка

2013 год

Пояснительная записка

Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. продолжать знакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

  2. развивать коммуникативные способности школьников;

  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

  4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

2. Общая характеристика курса

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися

необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство

учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах,

отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий

ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым , агрессивный – добрым,

несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности,

которые получают в обществе моральную оценку.

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:

отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

отношение к труду ( трудолюбивый – ленивый);

отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

честность ( честный – лживый);

смелость (смелый – трусливый).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам

литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого,

присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим

в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтоб

перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве,

взаимопомощи.

Методические приемы программы:

чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;

проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);

проведение развивающих и словесных игр;

рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;

проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»).

Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, сюжетно — ролевые игры, просмотр мультфильмов, праздники и др.

Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.

При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.

3. Место предмета в учебном плане

«Школа вежливых наук» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 68 часов, 2 часа занятий в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания курса

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

— доброжелательность, доверие и внимание к людям;

— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

2. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

— готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

— критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

— готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

— умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

5. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностные результаты

Самоопределение

Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

— Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей.

— Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве.

— Понимание чувств других людей и сопереживание им.

— Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного

в преобладании учебно-познавательных мотивов.

— Понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни.

— Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие.

Смыслообразование

Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.

Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Толерантное отношение и уважение к культуре других народов.

Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов.

Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.

Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.

Морально-этическая ориентация

Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя).

— Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков — как собственных, так и других людей.

Способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.

Сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

— Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы.

Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные

Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.

Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

Умение находить наиболее эффективные способы решения.

Умение адекватно использовать речь и речевые средства.

Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.

Использование речи для регуляции своего действия.

Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.

Познавательные

Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет.

Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха.

Понимание причин своего успеха/ неуспеха.

Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Умение осуществлять анализ объектов.

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты

— понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

— формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

— умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

— умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 Планируемые воспитательные результаты:

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

6. Содержание курса

Количество теоретических часов – 36, практических часов – 32.

Введение. Этика – наука о морали (8 часов)

Как я выгляжу. Мой внешний вид.

Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.

Как я выгляжу. Мимика и жесты.

Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.

Школьный этикет( 3 часа)

Внешний вид школьника. Порядок.

Поведение в школе.

Зачем быть вежливым(2 часа)

Зачем быть вежливым.

Сказка о вежливости (8 часов)

Вежливое поведение в природе.

Вежливые и невежливые поступки.

О дружбе и взаимопомощи людей.

Как исправить плохой поступок?

Добро и зло в сказках.

(2 часа)

Добро побеждает зло.

Добро и зло в сказках.

Этическая грамматика(7 часов)

Вежливость как основа воспитанности.

Какого ты рода, племени?

Точность, обязательность, аккуратность.

Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

Если бы вещи умели говорить.

Твои поступки и твои родители (2 часа)

Твои поступки и твои родители.

Обязанности ученика в школе и дома (3 часа)

Обязанности ученика в школе и дома.

Твои обязанности по отношению к родителям.

Чем богат человек (2 часа)

Чем богат человек.

Ты и твое здоровье (4 часа)

Ты и твое здоровье.

Твое здоровье в твоих руках.

Праздничный этикет (4 часа)

Праздничный этикет.

Наш класс ( 4 часа)

Толерантность- путь к миру.

«Этика общения» (10 часов)

Если песни петь, с ними веселей.

Добрым жить на белом свете радостно.

Добро творить – себя веселить.

Подумай о других.

Подарок коллективу.

Делу – время, потехе – час.

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

«Подведение итогов работы» (2 часа)

«Мой творческий проект».

Что узнали? Чему научились? (2 часа)

Резервные часы.

Тематическое планирование

п/п

Раздел, тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

аудиторных

внеаудиторных

1

Введение. Этика – наука о морали (8 часов)

Как я выгляжу. Мой внешний вид.

2

1

1

Овладевать понятием «я», «внешний вид». Отличать людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Как я выгляжу. Этикет вежливого общения.

2

1

1

Усваивать понятия «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении

Как я выгляжу. Мимика и жесты.

2

1

1

Познакомить с понятием «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Как я выгляжу. Я – мальчик. Я – девочка.

2

1

1

Составить требования к классному коллективу. Обсудить советы для мальчиков и девочек. Выбрать ответственных за выполнение этих советов.

2

Школьный этикет. (3 час)

Внешний вид школьника. Порядок.

Поведение в школе.

3

2

1

Понять необходимость соблюдения школьной формы и выполнения внутреннего распорядка. Составить памятку поведения в школе.

3

Зачем быть вежливым. (2 часа)

Зачем быть вежливым.

2

1

1

Понять необходимость вежливого поведения, организовать работу в группах

Уметь доказывать своё мнение.

4

Сказка о вежливости. (8часов)

Вежливое поведение в природе.

2

1

1

Соблюдать правила поведения в природе, придумать сказку о вежливости. Работа в парах.

Вежливые и невежливые поступки.

2

1

1

Различать вежливые и невежливые поступки, характеризовать поступки сказочных героев.

О дружбе и взаимопомощи людей.

2

1

1

Определять понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и

взаимопомощь.

Как исправить плохой поступок?

2

1

1

Находить выход из сложных ситуаций, оценивать поступки на примере практических ситуаций.

5

Добро и зло в сказках.

(2 часа)

Добро побеждает зло.

1

0,5

0,5

Различать добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

Добро и зло в сказках.

1

0,5

0,5

Организовать инсценирование отрывка из сказки. Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте.

6

Этическая грамматика.

(7 часов)

Вежливость как основа воспитанности.

1

0,5

0,5

Создавать памятки. Вести обсуждение.Выявлять ошибки, планировать свои действия в различных ситуациях.

Какого ты рода, племени?

2

1

1

Характеризовать понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Точность, обязательность, аккуратность.

2

1

1

Характеризовать положительные качества характера человека, соотносить со своими личными.

Внешняя и внутренняя воспитанность человека

1

0,5

0,5

Толковать понятия внешняя и внутренняя воспитанность. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении.

Если бы вещи умели говорить.

1

0,5

0,5

Обыгрывать ролевую игру, распределять роли. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города».

7

Твои поступки и твои родители. ( 2 часа)

Твои поступки и твои родители.

2

1

1

Уточнять понятия: семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

8

Обязанности ученика в школе и дома. ( 3 часа)

Обязанности ученика в школе и дома.

1

0,5

0,5

Наблюдать, слушать рассказ сотрудника музея.Задавать вопросы. Вести диалог. Соблюдать правила поведения в общественном месте.

Твои обязанности по отношению к родителям.

2

1

1

Выполнять правила вежливости по отношению к родителям, оказывать внимание и заботу.

9

Чем богат человек. ( 2 часа)

Чем богат человек.

2

1

1

Организовать путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуреповедения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

10

Ты и твое здоровье. ( 4 часа)

Ты и твое здоровье.

2

1

1

Понимать важность сохранения своего здоровья, характеризовать факторы закаливания организма.

Твое здоровье в твоих руках.

2

1

1

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.

11

Праздничный этикет.

(4 часа)

Праздничный этикет.

4

3

1

Объяснять, зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении, вести диалог, высказывать своё мнение.

12

Наш класс. (4 часа)

Толерантность- путь к миру.

2

1

1

Толковать понятие «толерантность», вести диалог, уметь договариваться и уступать друг другу.

Толерантность- путь к миру.

2

1

1

Изготавливать значки — вежливости. Работа в группах.

13

«Этика общения»( 10 часов)

Если песни петь, с ними веселей.

2

1

1

Разучивать песни, просмотр и обсуждение музыкальных мультфильмов.

Добрым жить на белом свете радостно.

1

0,5

0,5

Организовать разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях.

Добро творить – себя веселить.

2

1

1

Различать добрые и злые поступки, их последствия, добро и зло в отношениях между людьми.

Подумай о других.

2

1

1

Проявлять чуткость и уважение, заботу и сострадание, помощь в повседневной жизни.

Подарок коллективу.

1

0,5

0,5

Разыгрывать ситуации. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки.

Делу – время, потехе – час.

1

0,5

0,5

Уметь толковать пословицы, находить в Интернете и других источниках информации пословицы по данной теме.

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

1

0,5

0,5

Заучить волшебное правило: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

14

«Подведение итогов работы»

( 2 часа)

«Мой творческий проект».

2

1

1

Подготовить проект: познакомить с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Защита творческого проекта на избранную тему.

15

Что мы узнали и чему научились?(2 часа)

2

1

1

Совершить заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят.

Резерв

5

3

2

Всего

68

36

32

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература для педагога:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

  5. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем необычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне — Уральское издательство, 1996.

  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

  12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

  14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

  15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

  16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

  17. Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

  18. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

  19. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  20. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

  21. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. — М.: Школа-Пресс, 1999.

  22. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.:

ТЦ Сфера, 2010.

  1. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

  2. Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

  4. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

27. Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.

28. Подборка журналов «Начальная школа».

29. Подборка журналов «Воспитание школьников».

Интернет-ресурсы:

1.Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан

http://mon.tatar.ru

2.http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

3.Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

4.Законодательство Республики Татарстан http://www.tatarkodeks.ru/

5.Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/

6.Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/

7.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

8. Каталог детских ресурсов. http://www.kinder.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика по адаптации детей кружка «Школа вежливых наук».

  1. Адаптация.

Проследить эффективность адаптационного периода, диагностировать эмоциональное состояние ребенка, руководителю кружка помогут следующие методики.

1.Диагностика по изучению настроения в начале и в конце занятия. «Солнышко» — хорошее настроение, « тучка» — плохое настроение.

2.Методика «Цветопись настроения». Проводится 1 раз в четверть на последнем занятии.

Основа методики цветодиагностики – существующая связь между выбором человеком цвета и его эмоциональным состоянием. Каждый цвет спектра является условным знаком определенного состояния настроения (по Люшеру):

Синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, уравновешенности.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, может быть агрессивность.

Желтый – веселость, активность, стремление к общению, раскованность.

Фиолетовый – тревожность, напряженность.

Коричневый – стресс.

Черный – полный упадок, уныние, переживание страха.

Руководителю необходимо подготовить полоски бумаги указанных выше цветов. Детям дается следующая инструкция: «Посмотрите внимательно на цветные полоски и выберете ту, которая похожа на твое настроение в данное время». Проследить динамику настроения руководитель кружка сможет если будет проводить эту методику в начале занятия и в конце. Можно заполнять карту настроения, приклеивая цветные полоски напротив имени ребенка.

Карта настроения

Динамика настроения

во время занятия

Ф.И. учащегося

Дата

Дата

В начале

В конце

В начале

В конце

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Диагностика нравственной воспитанности

Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны — оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны — оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны — оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Пример: 1. — 3; 2. — 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала — 2 единицы,

в 2 бала — 3

единицы, в 1 бал — 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала — это 4 единицы, 3 бала — 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц — нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть» Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов — высокий уровень.

4-е, 3-й — средний уровень.

2-а — ниже среднего уровня.

0-1 — низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала — высокий уровень 2, 3 бала — средний уровень, 1 бал — низкий уровень

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

  3. Как тебя поощряют, за что?

  4. Как тебя наказывают, за что?

  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

  3. Каких поощрений ждешь от родителей?

  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

  5. Хватает ли тебе общения с родителями?

  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *