ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ 1 КЛАССА «Познавательное развитие»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лихославльская средняя общеобразовательная школа № 2»

Согласовано

Руководитель КМО учителей начальных классов

Е. В. Яковлева

Протокол № 1

от «25 » августа 2014 г

Рассмотрено

на заседании педагогического совета МОУ «ЛСОШ №2»

Протокол № 1

от «26 » августа 2014 г.

Утверждаю

Директор МОУ ЛСОШ №2

О.Ю.Патрикеева

Приказ №36

от «26» августа 2014 г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ 1 КЛАССА

«Познавательное развитие»

Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

Программа составлена: О.С. Куртовой

учителем начальных классов

2014-2015

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Познавательное развитие» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность

Познавательное развитие — наиболее объемная, информативная и сложная область, которая включает в себя развитие основных познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, воображение и внимания. Операциональная сторона познавательных процессов — это те действия, те преобразования, которые ребенок может выполнить с получаемой им информацией. Так, он может использовать определенные действия для группировки предметов (например, классифицировать их); простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения представлений.

Цели:

Создание оптимальных условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;

  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни;

  • Психотерапевтическая задача: оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.

Основные направления:

  • Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

  • Коррекционно-развивающее направление – предполагает коррекцию познавательных процессов и мыслительных операций учащихся, коммуникативных умений и навыков.

Общая характеристика курса.

Программа кружка «Познавательное развитие» предназначена для учащихся первых классов, испытывающих трудности в школьной адаптации. В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно — личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Данная программа приводит к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост успеваемости).

Основные виды деятельности учащихся:

  • тренинговые упражнения

  • диагностические процедуры

  • игры

  • беседы

Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 1 класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу (66 часов в год). Время проведения: вторник, четверг 13ч.45мин. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Ожидаемые результаты

  • Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются  формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Регулятивные УУД :

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий.

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • учится отличать верно выполненное задание от неверного.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации.

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

  • Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других.

  • слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Учиться выполнять различные роли в группе.

  • Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

  • сравнивать между собой предметы и явления

  • выделять существенные признаки предметов

  • обобщать, делать несложные выводы

  • классифицировать явления и предметы

  • определять последовательность событий

  • судить о противоположных явлениях

  • давать определения  тем или иным понятиям

Содержание программы

1. Вводное занятие «Я-ученик». Учащихся нужно познакомить с правилами работы на занятиях «Познай себя», рассказать им о том, чем они будут заниматься на занятиях, а также необходимо провести с учащимися диагностическое обследование уровня готовности к школе.

2. Восприятие и ориентация в пространстве. Учащихся нужно познакомить с правилами ориентации в пространстве, закрепить понятия «вперед», «назад», «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дети научатся выполнять движения по заданию в определенном направлении, закрепят навыки ориентация в тетради, копирования с доски, из учебника. Учащиеся научатся работать по инструкции.

3. Произвольность. Дети получат элементарные знания о произвольности выполнения определенных действий, научатся организовывать простые виды деятельности.

4. Мышление. Учащиеся получат элементарные знания о правилах сравнения различных предметов, групп предметов, научатся анализировать и выделять главные (существенные) свойства предмета. Дети познакомятся с алгоритмом логического вывода.

5. Внимание. Ученики получат практические советы о развитии произвольности внимания, а также свойств внимания. Дети во время выполнения упражнений должны увеличить объем внимания, должны научиться концентрировать свое внимание на объекте, контролировать устойчивость, распределение и переключение внимания.

6. Память. Учащиеся через систему упражнений придут к выводу о необходимости развития своей памяти, познакомятся с видами памяти, а также получат практические советы по приемам запоминания текста.

7. Воображение. На занятиях учащиеся научатся представлять реальные предметы по их названию и описанию, получат знания о возможности представлять по образцу. Дети поработают над развитием абстрактного воображения.

8. Речь. Детей необходимо упражнять в выразительности речи, работать над ее содержательностью, понятностью.

9. Заключительное занятие «Каким я стал: мои достижения». Учить оформлять портфолио ученика.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

«Я – ученик»

диагностическое обследование уровня готовности к школе

2

Восприятие и ориентация в пространстве

10ч

ориентация в пространстве;

движение по заданию в определенном направлении;

копирование с доски, учебника;

ориентация в тетради;

произвольность восприятия;

восприятие инструкции;

работа над свойствами восприятия: предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность.

3

Произвольность

произвольность познавательных процессов;

организация простых видов деятельности.

4

Мышление

10ч

сравнение;

анализ;

логика;

выделение существенного.

5

Внимание

18ч

произвольность внимания;

работа над свойствами внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение.

6

Память

11ч

произвольность памяти;

развитие визуальной и аудиальной памяти;

работа над свойствами памяти: запоминание, хранение, точность, объем.

7

Воображение

развитие конкретного и абстрактного воображения;

репродуктивность и продуктивность воображения.

8

Речь

особенности устной и письменной речи;

работа над свойствами речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Планируемые результаты изучения курса

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение школьниками знаний об установлении дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании;

  • знания о правилах конструктивной индивидуальной и групповой работы;

  • приобретение знаний об особенностях психических свойств личности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений школьника к своему психическому здоровью и здоровью окружающих его людей;

  • развитие толерантности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести

  • опыт способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;

  • опыт тренировочных упражнений для развития памяти, внимания и мыслительных операций;

опыт формирования позитивного образа «Я», самопринятия.

Материально-техническое обеспечение

  • Справочно-энциклопедическая литература.

  • Компьютер.

  • Мультимедийное оборудование.

  • Слайды. Презентации.

Литература

Для учителя:

1) М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997

2) Т.Н.Князева. Я учусь учиться. — М.: Аркти, 2004

3) Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль: 19993

4) Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.- М.:Сфера, 2005

5) А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996

6) Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997.

7) Е.К.Лютова, Г, Б.Монина. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000

8) Н.В.Клюева, И, В, Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995.

9) Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса» «Планета», Москва, 2011.

Для детей:

1) Галанов А.С. Про курочку Рябу: сказка с развивающими заданиями и играми. М.: Аркти, 2003 г.

2) Ежемесячный детский журнал «Розовый Слон».

3) Книжки-раскраски. От точки к точке. Для дошкольного и младшего школьного возраста. Минск, ООО «Сказ», 2009 г.

4) Тихомирова Л.Ф. Упражнения для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *