Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лихославльская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено на заседании педагогического совета МОУ «ЛСОШ №2» Протокол № 1 от «26 » августа 2014 г. |
Утверждаю Директор МОУ ЛСОШ №2 О.Ю.Патрикеева Приказ №36 от «26» августа 2014 г. |
ПРОГРАММА КРУЖКА
ДЛЯ 1 КЛАССА
«Познавательное развитие»
Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Программа составлена: О.С. Куртовой
учителем начальных классов
2014-2015
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Познавательное развитие» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность
Познавательное развитие — наиболее объемная, информативная и сложная область, которая включает в себя развитие основных познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, воображение и внимания. Операциональная сторона познавательных процессов — это те действия, те преобразования, которые ребенок может выполнить с получаемой им информацией. Так, он может использовать определенные действия для группировки предметов (например, классифицировать их); простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения представлений.
Цели:
Создание оптимальных условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
-
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
-
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;
-
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
-
Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни;
-
Психотерапевтическая задача: оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.
Основные направления:
-
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
-
Коррекционно-развивающее направление – предполагает коррекцию познавательных процессов и мыслительных операций учащихся, коммуникативных умений и навыков.
Общая характеристика курса.
Программа кружка «Познавательное развитие» предназначена для учащихся первых классов, испытывающих трудности в школьной адаптации. В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно — личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Данная программа приводит к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост успеваемости).
Основные виды деятельности учащихся:
-
тренинговые упражнения
-
диагностические процедуры
-
игры
-
беседы
Описание места курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 1 класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу (66 часов в год). Время проведения: вторник, четверг 13ч.45мин. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Ожидаемые результаты
-
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
-
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
-
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
-
Регулятивные УУД :
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
проговаривать последовательность действий.
-
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
-
учиться работать по предложенному учителем плану.
-
учится отличать верно выполненное задание от неверного.
-
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
-
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
делать предварительный отбор источников информации.
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
-
Коммуникативные УУД:
-
донести свою позицию до других.
-
слушать и понимать речь других.
-
Читать и пересказывать текст.
-
Учиться выполнять различные роли в группе.
-
Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:
-
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
-
сравнивать между собой предметы и явления
-
выделять существенные признаки предметов
-
обобщать, делать несложные выводы
-
классифицировать явления и предметы
-
определять последовательность событий
-
судить о противоположных явлениях
-
давать определения тем или иным понятиям
Содержание программы
1. Вводное занятие «Я-ученик». Учащихся нужно познакомить с правилами работы на занятиях «Познай себя», рассказать им о том, чем они будут заниматься на занятиях, а также необходимо провести с учащимися диагностическое обследование уровня готовности к школе.
2. Восприятие и ориентация в пространстве. Учащихся нужно познакомить с правилами ориентации в пространстве, закрепить понятия «вперед», «назад», «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дети научатся выполнять движения по заданию в определенном направлении, закрепят навыки ориентация в тетради, копирования с доски, из учебника. Учащиеся научатся работать по инструкции.
3. Произвольность. Дети получат элементарные знания о произвольности выполнения определенных действий, научатся организовывать простые виды деятельности.
4. Мышление. Учащиеся получат элементарные знания о правилах сравнения различных предметов, групп предметов, научатся анализировать и выделять главные (существенные) свойства предмета. Дети познакомятся с алгоритмом логического вывода.
5. Внимание. Ученики получат практические советы о развитии произвольности внимания, а также свойств внимания. Дети во время выполнения упражнений должны увеличить объем внимания, должны научиться концентрировать свое внимание на объекте, контролировать устойчивость, распределение и переключение внимания.
6. Память. Учащиеся через систему упражнений придут к выводу о необходимости развития своей памяти, познакомятся с видами памяти, а также получат практические советы по приемам запоминания текста.
7. Воображение. На занятиях учащиеся научатся представлять реальные предметы по их названию и описанию, получат знания о возможности представлять по образцу. Дети поработают над развитием абстрактного воображения.
8. Речь. Детей необходимо упражнять в выразительности речи, работать над ее содержательностью, понятностью.
9. Заключительное занятие «Каким я стал: мои достижения». Учить оформлять портфолио ученика.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
1 |
Вводное занятие «Я – ученик» |
1ч |
• диагностическое обследование уровня готовности к школе |
2 |
Восприятие и ориентация в пространстве
|
10ч |
• ориентация в пространстве; • движение по заданию в определенном направлении; • копирование с доски, учебника; • ориентация в тетради; • произвольность восприятия; • восприятие инструкции; • работа над свойствами восприятия: предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность. |
3 |
Произвольность |
2ч |
• произвольность познавательных процессов; • организация простых видов деятельности. |
4 |
Мышление |
10ч |
• сравнение; • анализ; • логика; • выделение существенного. |
5 |
Внимание |
18ч |
• произвольность внимания; • работа над свойствами внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение. |
6 |
Память |
11ч |
• произвольность памяти; • развитие визуальной и аудиальной памяти; • работа над свойствами памяти: запоминание, хранение, точность, объем. |
7 |
Воображение |
8ч |
• развитие конкретного и абстрактного воображения; • репродуктивность и продуктивность воображения. |
8 |
Речь |
6ч |
• особенности устной и письменной речи; • работа над свойствами речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность. |
Планируемые результаты изучения курса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
-
приобретение школьниками знаний об установлении дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании;
-
знания о правилах конструктивной индивидуальной и групповой работы;
-
приобретение знаний об особенностях психических свойств личности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
-
развитие ценностных отношений школьника к своему психическому здоровью и здоровью окружающих его людей;
-
развитие толерантности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
Школьник может приобрести
-
опыт способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;
-
опыт тренировочных упражнений для развития памяти, внимания и мыслительных операций;
опыт формирования позитивного образа «Я», самопринятия.
Материально-техническое обеспечение
-
Справочно-энциклопедическая литература.
-
Компьютер.
-
Мультимедийное оборудование.
-
Слайды. Презентации.
Литература
Для учителя:
1) М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997
2) Т.Н.Князева. Я учусь учиться. — М.: Аркти, 2004
3) Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль: 19993
4) Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.- М.:Сфера, 2005
5) А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996
6) Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997.
7) Е.К.Лютова, Г, Б.Монина. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000
8) Н.В.Клюева, И, В, Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995.
9) Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса» «Планета», Москва, 2011.
Для детей:
1) Галанов А.С. Про курочку Рябу: сказка с развивающими заданиями и играми. М.: Аркти, 2003 г.
2) Ежемесячный детский журнал «Розовый Слон».
3) Книжки-раскраски. От точки к точке. Для дошкольного и младшего школьного возраста. Минск, ООО «Сказ», 2009 г.
4) Тихомирова Л.Ф. Упражнения для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 1998 г.