Олимпиады по русскому языку 9, 10 класс

Олимпиады по русскому языку 9, 10 класс

1.
Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры.

Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий.

2.
Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы В. В. Маяковского: прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец.

3.
Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова?

4.
Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?

5.
Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Свое мнение обоснуйте.

а) Вообрази: я здесь одна. Никто меня не понимает…

б) Выхожу один я на дорогу.в) В одном из городов Италии счастливой. Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

г) Еще одно последнее сказанье. И летопись окончена моя.

д) Науки, чуждые музыке, были. Постылы мне. Упрямо и надменно. От них отрекся я и предался. Одной музыке…

Напишите доверенность на получение какого-либо документа.

Попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный), используя прием звукописи. Тема: «Колокола».

6.
Назовите автора и произведение, откуда приведен этот отрывок. Какие выразительные средства использованы в тексте. Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.

7.
Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени?

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.



  Ответы олимпиады по русскому языку 10 класс

1.
[С] /коса/, [с’] /косить/, [з] /сгиб/, [з’] /косьба/, [ш] /сшить/, [ш `/счастье/, [ц] ‘ /мыться/, [с]/ссылка/, [с’] /иссякнуть/

2, 3.
Пошляпно — приставочно-суффиксальным, щен — бессуффиксным /от щенок/,

раздождиться — приставочно-суффиксальным.

4.
Слова-паронимы. Виноватый — I. Виновный в чем-нибудь, совершивший проступок. 2. Выражающий сознание виновности в чем-нибудь /виноватый взгляд/. Виновный — такой, на котором лежит вина, совершивший проступок

Прил. виновный, в отличие от виноватый, употребляется тогда, когда речь идет о серьезном проступке, преступлении.

Прил. виноватый сочетается с сущ. одушевленными, а также со словами, обозначающими понятия, связанные обычно с человеком.

Прил. виноватый, виновный, выступая в краткой форме в качестве сказуемого, могут иметь при себе дополнение в предложном падеже с предлогом в: виноват в проигрыше, виновен в преступлении.

5.
Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?

В смысловом — называют признак предмета по принадлежности: хвост (чей?) лисий, ср. хвост лисы.

В морфемном — содержат особые словообразовательные суффиксы с притяжательным значением: -в- (отц-ов&), -ин- (пап-ин&), -ий- (лис-ий&). В грамматическом — имеют особую систему падежных окончаний, изменяются иначе, чем качественные и относительные. Им.: отцов, папин, лисий — ср. белый Р.: отцов-а, папин-а, ср. белого. Д.: Отцов-у, папин-у,-ср. белому. В.: как им. или род. падежи Т. отцов-ым, папин-ым, — ср. бел-ым. П.: об отцов-ом (е), папин-ом (е), — ср. бел-ом

6.
Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Своё мнение обоснуйте

а) Вообрази: я здесь одна. Никто меня не понимает…

Слово одна — называет признак предмета: я (какова?) одна,

соотносится с подлежащим Я, выполняет функцию именной части сказуемого;

можно заменить кратким прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

б) Выхожу один я на дорогу.

Слово один называет признак действия: выхожу (каким образам?} один;

Зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства образа действия,

Можно заменить наречием одиноко или предложно-падежным сочетанием без кого-либо (людей, друзей и т. п.)

Вывод: слово употреблено в значении наречия.

в) В одном из городов Италии счастливой. Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

Слово один указывает на неопределенный признак предмета: властвовал (где?} в одном из городов.

Согласуется с существительным город в числе и в роде, вместе с этим существительным зависит от сказуемого властвовал, выполняет функцию обстоятельства места. Можно заменить неопределённым местоимением какой-то. Вывод: слово употреблено в значении неопределённого местоименного прилагательного.

г) Еще одно последнее сказанье. И летопись окончена моя. Слово один называет количество предметов (ср. два, три последних сказанья), соотносится с существительным сказанья, вместе с ним выполняет функцию главного члена назывного предложения. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

д) Науки, чуждые музыке, были. Постылы мне. Упрямо и надменно. От них отрекся я и предался. Одной музыке… (ср.: только — частица)

Соотносится со словом музыка, служит для выделения его в предложении, может быть заменено частицей только.

Вывод: слово употреблено в значении выделительной частицы.

7.
Доверенность обычно составляется по следующей форме:

I/ наименование документа;

2/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/ доверителя;

З/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/доверенного лица;

4/ содержание доверенности /что конкретно доверяется/;

5/ подпись доверителя;

6/ дата выдачи доверенности;

7/ наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

8/ дата удостоверения подписи и печать.

9.
М.А. Гончаров «Обломов». Характеристика героя дается чеез описание деталей интерьера. Манера Гончарова М.А. отличается детальным, подробным, замедленным повествованием. Все описываемые предметы отражают характер героя (его апатию, лень. И др.)

10.
Сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора/ подтвердить примерами из текста/.


  Олимпиада по русскому языку 9 класс


Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов? 

Лев Владимирович Щерба 

Александр Афанасьевич Потебня

Алексей Александрович Шахматов

Михаил Васильевич Ломоносов

Дмитрий Николаевич Ушаков

(«Российская грамматика» — 1, «Толковый словарь русского языка» — 2, «Курс истории русского языка» — 3, «О частях речи в русском языке» — 4, «Мысль и язык» — 5). (4 б.)

Как в русском языке выражается категория времени. Приведите примеры. 

Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого. 

Слова простой и простой — омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду? 

Лисичка по отношению к лиса — это словообразование или словоизменение? Докажите. 

Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее. 

Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения. 

Домик над рекою.
В окнах — огонек.

Простое предложение.
Простое предложение.

Односоставное.
Односоставное.

Двусоставное.
Двусоставное.

Полное.
Полное.

Неполное.

Неполное.

Расставьте знаки препинания, начертите схему (схемы) предложения.

Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой особенно если поблизости лежал кусок хлеба и можно было читая про завтрак знаменитых путешественников пощипать мякоть и отправляя ее понемножку в рот воображать что угощаешься мясом кенгуру и прочими чудесами которых сроду не только не пробовал но даже и не видывал.

Сделайте лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус», используя элементы литературоведческого анализа.


Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1) Является ли это стихотворение пейзажно-символическим? Докажите правильность своего ответа.

2) Какое мироощущение (сентиментальное, романтическое, реалистическое) выражено в стихотворении? Обоснуйте свое мнение.

3) Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для изображения картины моря и паруса в нем? На каких свойствах языка они основаны?

4) Какова реакция поэта? Что Вам дало возможность ее почувствовать?

5) Определите роль повторов — контрастов, слова «счастие», роль глаголов движения.

6) Что означает счастие для Лермонтова?

Напишите 2 миниатюры на одну из заданных тем в научном и художественном стилях. Темы: «Вдохновение», «Творчество», «Судьба», «Учитель».



  Ответы олимпиады по русскому языку 9 класс

1.
Л. И Щерба — 4

А. А. Потебня — 5

А. А. Шахматов — 3

М. В. Ломоносов- 1

Д. Н. Ушаков — 2

Формы категорий времени свойственны изъявительному наклонению глагола и причастиям. В изъявительном наклонении категория времени представлена: формой настоящего времени несов. и сов. вида, полностью совпадающей с формами лица (пишу, никак не напишу); формой прошедшего времени для обоих видов (писал, написал) и двумя формами будущего времени (напишу, буду писать).

Толсто’го и то’лстого.

[т алсто’ва] [то’лстава]

Просто’й. Простая задача. (Не трудная…)

Просто’й. Борьба с простоями машин. (Вынужденное бездействие). Надо употребить слово в тексте (контексте).

Это — словообразование.

Лиса (лисица) — хищное млекопитающее из семьи собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Уменьш.-ласк. ли’сонька.

Лисица — уменьш. лисичка.

Лисичка -1. см. лисица 2. Съедобный гриб желтого цвета.

Слова могут иметь разные значения.

кр.пр.,

в знач. сказ. нар. глаг. сущ. прил.

Должен поскорее запрячь тройку порезвее.

Домик над рекою.
В
окнах — огонек.

Простое предложение.
Простое предложение.

Односоставное. Односоставное.

Двусоставное. Двусоставное.

Полное.

Полное.

Неполное. Неполное.

1) Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой, 2) особенно если поблизости лежал кусок хлеба и 3) можно было, читая про завтрак знаменитых путешественников, пощипывать мякоть и, отправляя ее понемножку в рот, воображать, 4) что угощается мясом кенгуру и прочими чудесами, 5) которых, сроду не только не пробовал, но даже и не видывал.

«Парус» — пейзажно-символическос стихи ширение Лермонтова


(1832). Стихотворение можно рассматривать как своего рода


предельное выражение романтического мироощущения (и поэтики)


Лермонтова.

Поэт в первых двух строках каждой строфы дает меняющуюся картину моря и паруса в нем, а в двух последних — реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь.

Изображенная во второй строфе буря («Играют волны, ветер свищет») не приносит парусу избавления от неудовлетворенности существования.

Парус не ищет счастья — ибо как нет его в гармоничной умиротворенности стихни, так нет его и в буре.

В «Парусе» открыта трагедия вечного несогласия.

Для стих. характерна резко подчеркнутая система повторов — контрастов.

Двукратный повтор выделяет слово «счастие».

Счастье для Л., по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель.

Многими русскими читателями «Парус» воспринимается как выражение свободолюбивых настроений»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *