Конспект урока труда «Дом, который построим мы» 5 класс

Тема урока: «Дом, который построим мы»

Предмет: Технология. Класс 5.

Бергилевич Тамара Илиевна, учитель технологии, МОУ «Тверской лицей» г. Тверь

Современная педагогика предлагает много различных технологий по проведению уроков. Некоторые из них я успешно использую в своей деятельности. Одним уроком хотелось поделиться со своими коллегами. Родилась идея провести урок, где была бы практическая самостоятельная работа и возможность проявить творчество при оформлении результатов деятельности. Предварительная подготовка показала, что при работе детям понадобятся знания не только предмета «Технология», но и таких предметов, как «Информационные технологии», «Черчение», «Геометрия» и азы строительства. Эти уроки дают возможность ученикам:

  • Попробовать свои силы;

  • Развивать находчивость, способность и интересы.

Особое внимание при выборе методов работы обращаю на мышление учеников:

  • Логическое;

  • Техническое;

  • Конструкторское.

Цели:

  • Создание положительного настроя на изучение предмета «Технологии»;

  • Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • Формирование пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Задачи:

  • Введение понятия о конструировании изделий, возможности конструирования, технологичности, экономичности.

  • Овладение навыками практической деятельности по выполнению эскиза дома, чертежей деталей дома.

  • Развитие конструкторских способностей у учащихся, творческого мышления и воображения.

  • Развитие творческой активности, самостоятельности учащихся.

  • Развитие умственных операций (анализ, обобщение, систематизация).

Планируемые результаты:

Предметные

  • Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • Проведение необходимых исследований при подборе материалов;

  • Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;

  • Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • Соблюдение норм и правил безопасности труда, соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • Использование средств представления технической и технологической информации (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.);

  • Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • Документирование результатов труда и проектной деятельности;

Метапредметные:

Познавательные

  • Формирование навыков проектной деятельности;

  • Закрепление навыков изображения геометрических фигур, в простейших случаях построения развертки пространственных тел.

  • Углубление знаний и закрепление приемов строительства.

Регулятивные

  • Воспитание эстетического вкуса, аккуратности и собранности, бережного отношения к материалам.

  • Воспитание желания овладеть профессией строителя, проектировщика, чертежника, дизайнера.

Коммуникативные

  • Развитие у учащихся умения формулировать собственное мнение, согласовывать свои действия с учетом позиции другого.

Личностные:

  • Формирование положительного отношения к процессу познания.

  • Формирование навыков организации своей деятельности в составе группы.

  • Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Материалы, оборудование и принадлежности: бумага «ватман», набор чертежных инструментов, компьютер, ножницы, карандаш, клей ПВА, рабочая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-приветствие

-проверка готовности к уроку

-проверка отсутствующих в классе.

2. Основная часть

Сообщение темы урока: «Конструирование дома из простых и доступных материалов».

Дорогие друзья! Сегодня нам предстоит построить дом мечты, где все будут жить счастливо, в любви и согласии.

В 15 веке была написана книга под названием “Домострой”. Приведу из неё цитату: «И о том надлежит позаботиться, чтобы построить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували, да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещаться солнцем».

Таким должен быть дом, а мне хотелось бы добавить, что в доме будет счастье, если построить его из строительного материала с особыми свойствами: доброта, любовь, понимание, взаимопомощь, такт, терпение, юмор. На строительных площадках собрались представители 5-х классов. Конструирование это интересное занятие и означает разработка чертежей, проектов для выбранных изделий. Наш дом состоит из 4-х деталей. Строить мы будем из бумаги «Ватман». Дом состоит из двух этажей. Детали между собой соединены с помощью клея ПВА. Но прежде чем начнем строительство дома мечты узнаем про технику безопасности и будем четко ее соблюдать.

Практическая работа: «строительство дома».

Оборудование: ножницы, бумага, клей ПВА.

Организация рабочего места:

Расстелите на столе большой лист бумаги (газету) и разложите на нем в правом углу инструменты, перед вами будет свободное место для работы. Ножницы следует класть с сомкнутыми лезвиями.

При изготовлении макета дома необходимо соблюдать точность и аккуратность. Мы начинаем строительство дома шаг за шагом согласно технологической карте.

Технологическая карта.

Количество деталей в изделии: 4

Габаритные размеры изделия:

  • длина – 20 см

  • ширина – 20 см

  • высота – 41 см

Сложность конструкции: простая.

Сфера применения, полезность:

  • выставки детского творчества;

  • приобретение базовых навыков черчения;

  • приучение к аккуратному труду;

Технологическая карта № 1 «Изготовление дома (в разрезе) из бумаги»

Последовательность операций

Эскиз

Приборы и инструменты

1

Создание чертежа

1-ого этажа

Лист «ватман», простой карандаш, линейка, ластик.

2

Создание чертежа

2-ого этажа

Лист «ватман», простой карандаш, линейка, ластик.

3

Создание чертежа

2-ого этажа

Лист «ватман», простой карандаш, линейка, ластик.


4

Создание чертежа

столба

Лист «ватман», простой карандаш, линейка, ластик.

5

Изготовление 1-ого этажа (склеивание вырезанного макета, при помощи клапанов) сгибание конструкции по линиям с помощью линейки

Линейка, клей «карандаш»

6

Изготовление 2-ого этажа (склеивание вырезанного макета, при помощи клапанов) сгибание конструкции по линиям с помощью линейки

Линейка, клей «карандаш»

7

Изготовление крыши (склеивание вырезанного макета, при помощи клапанов) сгибание конструкции по линиям с помощью линейки

Линейка, клей «карандаш», ножницы (для создания фигурного «конька» крыши)

8

Изготовление столба (склеивание вырезанного макета, при помощи клапанов) сгибание конструкции по линиям с помощью линейки

Линейка, клей «карандаш»

9

Склеивание получившихся объёмных деталей, согласно поэтажной последовательности

(с использованием столбов в качестве инструмента – жёсткости конструкции)

Клей «карандаш»

Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Какие практические навыки получили?

Сообщение оценок, выставление в классный журнал.

Домашнее задание: Оформить презентацию своего дома мечты.

Сегодня на уроке вы показали себя талантливыми мастерами. С помощью простых материалов научились строительному делу. Научились выполнять чертежи, эскизы, получили элементарные знания об устройстве дома. Успехов вам!

Литература: http://pedsovet.su/ : Завуч.info; http://www.pomochnik-vsem.ru.; научно-методические журналы «Технология».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *