Конспект урока русского языка «Закрепление знаний о глаголе» 9 класс

Татарова Нина Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

г. Черногорск

учитель русского языка

Русский язык 9 класс

Тема: Закрепление знаний по теме «Глагол».

Цель: закрепление и обобщение знаний о глаголе как о части речи, применение изученного на практике.

Задачи:

1. тренировать умения распознавать глаголы в тексте, устанавливать их связь с именами существительными;

2. формировать умение дифференцировать глаголы всех изученных видов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно записывать личные окончания глаголов, определять время, лицо, род и число глаголов;

3. развивать орфографическую зоркость, умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи;

4. воспитывать интерес к языку, учить выражать в слове, используя выразительные средства языка, свои мысли, впечатления, представления;

5. формировать навыки самостоятельной и коллективной работы

Оборудование: раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями), карточки с рецептами приготовления блюд, опорные таблицы по глаголу, записи на доске, стенд с рецептами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Cнова звонкий дан звонок,

Начинается урок.

Все ли готовы работу начать?

Писать, разбирать, на вопрос отвечать?

II. Чистописание.

  • Пальчиковая гимнастика.

— Что вы можете сказать о погоде в это время года?

— Чего не хватает нам зимой?

— Предлагаю нарисовать это солнце кончиком пальца на спине у соседа. Улыбнитесь! Пусть это солнце греет вас.

— На дворе ещё зима, но солнце уже повернуло на весну.

— А чтобы в классе стало теплее, я тоже нарисую солнце (вывешиваю наглядность — солнце).

— Это солнце нам поможет:

1. Закрепить изученный материал.

2. Развить зрительную память, речь, воображение, внимательность.

3. Развивать умение общаться и получать удовлетворение от общения друг с другом и целеустремлённость.

III. Сообщение цели.

— У вас на парте лежит листок с рисунком и фразой “Сегодня на уроке я постараюсь …” Продолжи фразу. Пусть эта цель будет перед вами весь урок. Стремитесь её достичь.

— Прочитайте тему урока из записи: ГгЛлАаГгОоЛл. Значит, сегодня мы вспомним то, что узнали о глаголе.

— О глаголе даже написаны стихи.

Что без меня предметы? – Лишь названья.

А я приду – и всё в движение придёт.

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

— Назовите глаголы из текста.

— Сформулируйте правило по схеме. (на доске).

  • Запишите число.

  • Запишите одним словом:

Рецепт.

  1. Предписание врача о составе лекарства, об изготовлении какого-нибудь лечебного средства и о способе применения его больным.

  2. Способ приготовления чего-нибудь.

Рецептурный.

Отдел в аптеке, выдающий лекарства по рецептам.

— Составьте предложение с одним из этих слов (устно)

(на доску вывешиваю карточки со словарными словами)

— Это слово нам нужно сегодня, т. к. мы будем работать с рецептами. Где и какие вы уже встречали рецепты?

IV. Работа по теме урока.

  • Прочитайте текст рецепта. Придумайте к нему заголовок. Поставьте глаголы в скобках в неопределённую форму (на доске – плакат с текстом)

Чтобы (сварю) рисовую кашу с маслом, нужно сначала (промою) крупу, (налью) в кастрюлю 4 стакана воды, потом (положу) масло и (посолю). После того, как вода закипит, нужно (положу) в неё рис и (варю) около 30 минут. Кашу необходимо (помешиваю). По вкусу можно (добавлю) сахар. Кашу нужно (подаю) в горячем виде.

— В какой форме надо поставить глаголы? Определите спряжение глаголов по неопределённой форме. Почему эта форма так называется?

(один работает на доске, остальные в тетрадях: выписать только глаголы в Н. Ф.)

— Кто умеет готовить кашу? Что вы могли бы изменить в рецепте или добавить?

  • Составьте текст рецепта. Расположите предложения в нужной последовательности (пронумеруйте предложения) (работа на карточках)

— Можете советоваться друг с другом, помогать.

Подавать на стол рыбу лучше всего с мелко нарезанной зеленью.

В сковородку налить растительное масло, поставить её на огонь и сильно разогреть, потом положить рыбу на сковородку.

Рыбу очистить от чешуи, вынуть внутренности и промыть.

Очищенную рыбу посолить, поперчить и обвалять в муке или сухарях.

Жарить рыбу нужно до образования румяной корочки.

Выпишите глаголы из текста в два столбика:

1 спряжение 2 спряжение

_________________ _____________________

_________________ ______________________

__________________ ______________________

_________________ ______________________

_________________ _______________________

_________________ _______________________

_________________ ______________________

Самопроверка, выставление оценки.

Физминутка.

Вдохни всё светлое, чистое, белое. Выдохни плохое, грязное, тёмное”

Погладь себя рукой по голове” «Подумай о хорошем, улыбнись!»

Кинезиологическое упражнение «Слон»

IV. Закрепление изученного.

  • Игра «Молчанка».

Упражнение в определении спряжения глаголов (сигнальные карточки 1, 2). Слова на доске.

Чистим встаём играют прыгаешь готовят рисует отвечаешь восходит дежуришь пишете светит читает дышите.

V. Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Глаголы настоящего и будущего времени замени глаголами в прошедшем времени. Определи их род и число (карточки)

(Придёт) _______________солнечное утро. Весь лес (оденется) _____________

крупными каплями росы. Лучи солнца (падают) _______________снопами и (сверкают) ______________всеми огнями. Солнце (обнимает)______________ тёмный хвойный лес и своим теплом (раскрывает) ________________ на елях шишки. Воздух (звенит)_____________от птичьего гомона. Красота (радует) ______________всё живое.

VI. Обобщение знаний о глаголе (чтение с карточек вслух)

ГЛАГОЛ занимает 2 место после существительного, это самая живая часть речи. Она показывает само действие, движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.

Мир вокруг нас окружён живой тайной – тайной красоты, тайной разумности, тайной величия. И ГЛАГОЛ помогает нам приблизиться к этой тайне. Мы понимаем, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, осень – плакать, ветер – завывать.

ГЛАГОЛ помогает нам передать и почувствовать речь, движение, цвет, звучание, чувства человека, трудовые процессы. С помощью глагола наш язык стал богатым, образным, активным.

— Как изменяется глагол?

VII. Итог урока. Оценки. Работа на обратной стороне листка.

Запишите, что вы успели сделать на уроке.

VIII. Задание на дом.

На стенде расположены книги с кулинарными рецептами. Выберите себе одну и найдите в ней рецепт приготовления блинов, т. к. скоро Масленица.

Если останется время.

  • Сделать высказывания отрицательными. Придумать заголовок:

Друг леса … ломает веток. Он … сдирает с деревьев кору и … подрубает корни. Друг леса …. разводит костры в лесу, …. разоряет муравейники и гнёзда, …. берёт яйца и птенцов из гнезда. Друг леса … забывает убрать за собой мусор.

— Как пишется НЕ с глаголами?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *