Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск- (6 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-(6 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Цель урока:. открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. 

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • информационный лист, раздаточный материал;

  • рабочий лист по теме.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.
 
Снова сесть за парты рады.
 
Приступать к учебе надо

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Слайд 1)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.

Актуализация

знаний

3.

Постановка учебной цели

Запишите число, классная работа (Слайд 2)

— На слайде даны слова (карманный, орлиный, кожаный, травяной). Какая это часть речи? С ней мы и будем сегодня работать

(слайд №3)

— Какие морфемы изображены на слайде? (слайд №4)

— Какой морфемы не хватает? (слайд №5)

— Следующий слайд. Прокомментируйте орфограмму вяз(к, ск)ий, рез(к,ск)ий, матрос(к, ск)ий, англий(к, ск)ий (слайд №6)

— Попробуйте сформулировать тему урока по этапам. (слайд №7)

1) ^^

2) –К- и –СК-

3) ЧАСТЬ РЕЧИ?

Запишите тему урока « Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-»

(слайд №8) — Таким образом, цель нашего урока….

Запись учащимися числа, «Классная работа»

Отвечают на поставленные вопросы

Дети рассказывают правило,

Отвечают на поставленные вопросы

Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

5.

Физ. минутка

1.(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий

  2. француз – французский

  3. молодец – молодецкий

  4. ткач – ткацкий

  5. море – морской

  6. кузнец – кузнецкий

  7. рыбак – рыбацкий

  8. дети – детский Выпишите в 2 столбика прилагательные. В первом- слова с суф-сом -К-, во втором — -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

  9. Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

— На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
— Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

— Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

— Что вы можете сказать о написании суфф. -К-? Какое есть морфологическое условие?

— При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

— Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

2. Работа с учебником.

— Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

— О чем мы с вами не сказали?

— Что добавим к нашему выводу?

— По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

1.Развитие орфографических умений

 Упражнение №376

2. Работа с сигнальными карточками.

— Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

I. а) Астрахан…кая сельдь; бли…кое расстояние; богатыр…кое здоровье; ве..кие доводы; вя…кая почва; гаван…кий люд; звер…кое обращение; кавка…кие языки;

б) Казан…кий университет; кирги…кие степи; кон…кая упряжь; матро…кий костюм; ни…кий уровень; ноябр…кие дожди; ре…кий тон; сентябр…кий день;

в) сибир…кие морозы; сколь…кий путь; у…кая полоса; францу…кий язык; кана…кое правительство; комендан…кий дом.

а) АстраханСкая сельдь; блиЗкое расстояние; богатырСкое здоровье; веСкие

доводы; вяЗкая почва; гаванСкий люд; зверСкое обращение; кавкаЗСкие языки;

б) КазанСкий университет; киргиЗСкие степи; конСкая упряжь; матроССкий костюм;

ниЗкий уровень; ноябрЬСкие дожди; реЗкий тон; сентябрЬСкий день;

в)сибирСкие морозы; скольЗкий путь; уЗкая полоса; француЗСкий язык; канаДСкое

правительство; коменданТСкий дом.

Работа в группах

Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность

Формулируют правило

Работа в группах

Коллективная работа.

а) Один – у доски, остальные – в тетрадях

б) Работа в группах

в) Работа в парах

Физ. минутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

6.

Закрепление изученного материала

  1. 1.Диктант с буквенными обозначениями.

    Вечер бал ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе. Мы охотились на озере, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил. Был ясный январский день. Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки. Узкие улицы быстро наполнялись людьми. Армия прорвала немецкую оборону и расчистила путь русским войскам.


ск


к


ск


ск


ск


ск


ск


к


к


ск


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

2.Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

II. а) Оде…кий порт; кирги…кий эпос; бурла…кие песни; фло…кий борщ; гре…кие орехи; сосед…кий кот; ноябр…кое солнце; дер…кий ответ; горо…кой пейзаж;

Б) солда…кий ремень; деревен…кий образ жизни; пира…кий фрегат; ни…кие потолки; делега…кий мандат; све…кий приём; неме…кая песня;

В) Рейм…кий собор; черке…кая шапка; январ…кая стужа; хлес…кие выстрелы; университе…кая библиотека; ямщи…кая шапка.

III. а) Францу…кие духи; дама…кий клинок; тка…кий станок; ре…кий ответ; кандида…кий минимум; бунтар…кий дух; прихо…кий приют;

Б) бра…кое рукопожатие; январ…кие каникулы; матро…кий танец; горня…кий фонарь; у…кий ремень; кавка…кая кухня; генерал…кие лампасы; бли…кие друзья; тунгу…кий метеорит; рыба…кая шхуна;

В) артиллерий…кий снаряд; молоде…кие забавы; дилетан…кий подход; фламан…кая живопись.

II. ОдеССкий порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи; соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж;

солдаТСкий ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат; ниЗкие

потолки; делегаТСкий мандат; свеТСкий приѐм; немеЦкая песня;

РеймСкий собор; черкеССкая шапка; январСкая стужа; хлесТкие выстрелы; университеТСкая библиотека; ямщиЦкая шапка.

III. ФранцуЗСкие духи; дамаССкий клинок; ткаЦкий станок; реЗкий ответ;

кандидаТСкий минимум; бунтарСкий дух; прихоДСкий приют;

браТСкое рукопожатие; январСкие каникулы; матроССкий танец; горняЦкий фонарь; уЗкий ремень; кавкаЗСкая кухня; генералЬСкие лампасы; блиЗкие друзья; тунгуССкий метеорит; рыбаЦкая шхуна;

артиллерийСкий снаряд; молодеЦкие забавы; дилетанТСкий подход; фламанДСкая живопись.

Коллективная работа.

а) Один – у доски, остальные – в тетрадях

б) Работа в группах

в) Работа в парах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

7.

Рефлексия деятельности.

В начале урока мы с вами поставили цель: открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных

— В конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы К и СК в прилагательных.

Итог урока.

— Что нового вы сегодня узнали?

На доске прикреплены слайды-картинки: К и СК

Заполните листы самооценки

Формулируют цель, которую достигли

Прикрепляя магнитами слайды, дети рассказывают, как итог, правило.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8.

Домашнее задание.

домашнее задание разных уровней сложности. (слайд 9)

  • Упражнение 377 ( по заданию)

  • Словарный диктант на изученное правило (10 слов)

  •  Составить текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК-

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. (слайд 10)

Запись учащимися задания в дневники

(самостоятельно выбирают уровень)

К

СК

есть краткая форма

от сущ. с основой на к ч ц

ск

К

ск

К

ск

ск

К

К

Информационный лист к уроку

Слова для наблюдения

  1. бедняк – бедняцкий

  2. француз – французский

  3. молодец – молодецкий

  4. ткач – ткацкий

море – морской

  1. кузнец – кузнецкий

  2. рыбак – рыбацкий

  3. дети – детский

———————————————————————————————————————————————————————

Информационный лист к уроку

Слова для наблюдения

  1. бедняк – бедняцкий

  2. француз – французский

  3. молодец – молодецкий

  4. ткач – ткацкий

море – морской

  1. кузнец – кузнецкий

  2. рыбак – рыбацкий

  3. дети – детский

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *