Конспект урока русского языка в 9 классе «Изложение близко к тексту. «Воробей» И.Тургенева»

Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7,

VIII вида»
города Воркуты, Республики Коми

Конспект урока русского языка в 9 классе

«Изложение близко к тексту. «Воробей» И.Тургенева »

Николаева Ирина Владимировна,

учитель русского языка

высшей категории

ГС(К)ОУ «Специальная(коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

7, VIII вида

города Воркуты, Республики Коми

г.Воркута , 2009 год

Цели:

  1. Продолжать коррекционную работу по активизации словаря, умению
    анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, умению
    использовать в своих предложениях учащимися слов автора.

  2. Развивать связную письменную речь, культуру устной и письменной речи продолжать обучению написания изложения близко к тексту.

  3. Воспитывать любовь к детям, чувства отцовства и материнства.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева; иллюстрация к рассказу И. Тургенева «Воробей»; текст стихотворения в прозе И.Тургенева «Воробей»;опорные карты для индивидуальной письменной работы.

Пункты плана:

1.Я возвращался с охоты.

2.Собака уменьшила шаги.

3.Старый воробей заслонил собой своё детище.

4,Трезор остановился, попятился.

5.Я благоговел перед героической птичкой.

Словарные слова: Благоговеть, красться.

Ход урока.

Эпиграф к уроку записан на доске.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. Тургенев)

1. Организационный момент. Цель: Создание микроклимата способствующего общению детей. Общая коррекция внимания.

— Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока.

— К этим словам И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

— Какая бывает любовь? Д:Родительская, материнская т.д.

2. Словарная работа. Цель: развитие мышления, речи учащихся.

Значение слова «любовь» (по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Значение слова «благоговеть» — без меры, глубоко уважать и ценить чьи-то достоинства. (Зачитывают подготовленные ученики)

3. Введение в тему урока. Цель коррекция внимания, аналитико-синтетической деятельности.

— Ребята, прочитайте тему урока.

Д: Изложение близко к тексту по рассказу И.С.Тургенева «Воробей».

— Как вы понимаете « изложение близко к тексту»?

Д: Письменный пересказ, используя слова автора.

— Прочитайте ещё раз эпиграф нашего урока .

-Чем же держится и движется жизнь? Д: Любовью.

-А поможет понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства рассказ И. Тургенева «Воробей».

4. Чтение рассказа. Цель: Развитие слухового анализатора, мышления, внимания.

4.1. Первичное чтение учителем.

— Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

4.2. Словарная работа:

*Благоговеть – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

4.3. Повторное самостоятельное чтение текста.

5.Работа над текстом. Цель: Коррекция слухового восприятия через повтор; развитие мышления, устной связной речи, обогащение активного словаря.

Где происходят описанные события?

— Прочитайте, как повела себя собака.

— Кого увидел автор на аллее?

— Прочитайте, как описан воробей.

— Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)

-Как вы понимаете предложение: «….он жертвовал собою»? Д: Готов был умереть, о себе не думал.

Что заставило воробья жертвовать собой?

Д: Воробей хотел спасти своего птенца, потому что любил его.

Какова основная мысль рассказа?
Д: Любовь родителей к детям.

6.Работа над языковыми средствами. Цель:Коррекция внимания, развитие процессов памяти, через воспроизведение прочитаного текста

-Для того чтобы эту мысль раскрыть ярче, писатель продумано отбирал каждое слово, каждое выражение. На некоторые из них мы обратим особое внимание.

-Прочитайте, как описывается в рассказе молодой воробей, что усиливает наше впечатление о маленьком воробушке, как о совершено беспомощном? Д: — Молодой воробей был с желтизной около клюва и пухом на голове.

-Воробушек был настолько мал, что он ещё не оперился, а только покрылся пухом.

Он сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие

крылышки.

— Прочитайте, как автор подчёркивает, что воробей бросился спасать своё детище, не раздумывая, не теряя ни секунды. 4,5,6 абзацы. Выберите глаголы, которые показывают действия старого воробья.

Д: Сорвавшись с дерева, упал камнем, прыгнул, ринулся, сила сильнее его воли сбросила его оттуда (с высокой безопасной ветки).

-Как показывает писатель, что, спасая своё детище, старый воробей жертвовал своей жизнью?

Д: Воробей маленький комочек, а собака громадное чудовище, и, несмотря на это, старый воробей камнем упал перед самой её мордой, прыгнул раза два в направлении её зубастой пасти, заслонил собой своё детище. — —Что побудило воробья жертвовать собой?

Д: Сипа сильнее его соли, сбросила его оттуда, видно и Трезор признал эту силу, я благоговел перед маленькой птичкой, перед любовным её порывом, любовь сильнее страха смерти.

— Сколько моментов в рассказе уделено описанию чувства страха? Так может быть страх сильнее любви?

Д: Автор много внимания уделяет описанию страха, но любовь побеждает.

— Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

Д: Дети зачитывают 7,8,9 абзацы.

— Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Почему?

Д: Дети зачитывают 4,5,6 абзацы.

-Как выглядел старый воробей, защищая птенца? Отметьте слова и выражения, которые помогают нам ярко представить страх и отчаянье старого воробья.

Д: Старый воробей- весь взъерошенный искажённый, его отчаянный и жалкий голосок одичал и охрип, маленькое тело трепетало от ужаса.

— Что воробей чувствовал в этот момент?

Д: Воробей испытывал ужас, страх перед собакой, но в то же время любовь к птенцу.

— А как выглядела собака именно в этот момент?

Д: Собака медленно приближалась, раскрыла зубастую пасть, казалась громадным чудовищем воробью.

— А кого можно назвать героем?

Д: Герой – это храбрый человек. Он совершает подвиги.

— Давайте уточним значение слова герой, пользуясь толковым словарем.

Д: Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, самоотверженности.

— А что такое чувство самоотверженной и глубокой привязанности?

Д: Это чувство любви.

— Что побеждает страх старого воробья? Прочитайте словами текста.

Д: «Любовь побеждает страх».

7.Физкультминутка.

8. Составление плана к рассказу. Цель: Развитие слухового анализатора и зрительного восприятия по иллюстрации к рассказу.

Учитель читает отрывки, дети коллективно выделяют основную мысль отрывка.

— О чём говорится с тексте?

-Какая главная мысль отрывка? Определите главную мысль отрывка словами автора.

ПЛАН.

  1. «Я возвращался с охоты ».

  2. «Собака уменьшила шаги и начала красться….»,

  3. «Старый воробей заслонил собой своё детище……

  4. «Трезор остановился, попятился ».

  5. «Я благоговел перед…маленькой героической птичкой, перед любовным её порывом ».

9. Анализ текста по вопросам, ответы на вопросы учителя по плану изложения. Цель: Коррекция слухового восприятия через повтор. Групповая коррекция.

Откуда я возвращался?

Д: Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада.

Где бежала собака?

Д: Собака бежала впереди меня.

Что случилось с собакой?

Д: Собака уменьшила шаги и начала красться, как будто почуяла перед собой дичь.

Кого я увидел?

Д: Я увидел воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

Как сидел молодой воробей.

Д: Он сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие

крылья.

~ Что делала моя собака?

Д: Моя собака медленно приближалась к нему.

Что делал старый воробей?

Д: Старый воробей камнем упал перед самой её мордой.

~ Как выглядел старый воробей?

Д: Весь взъерошенный, искажённый с отчаянным и жалким писком прыгнул в направлении зубастой пасти.

Зачем он упал на землю?

Д: Воробей кинулся спасать своё детище.

-Как чувствовал себя старый воробей?

Д: Маленькое тело воробья трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,

Он замирал, он жертвовал собой.

-Что толкнуло старого воробья спасать молодого?

Д: Сила сильнее его воли сбросила его с ветки.

Что я сделал?

Д: Я отозвал своего пса.

-Что я подумал о воробье?

Д: Я благоговел перед героической птицей, перед любовным её порывом.

— Что почувствовала собака, когда увидела, как ведет себя черногрудый воробей?

Д: Собака почувствовала силу духа воробья, пес был смущен.

— А что значит смущение?

Д: Смущение – это стыд.

— А как автор относиться к воробью?

Д: Автор уважал воробья за его смелость.

— Как об этом написано в тексте?

Д: Автор «благоговел – глубоко уважал», называл воробья «героической птицей».

— Что же сильнее страх или любовь?

Д: Любовь сильнее страха.

— Как вы понимаете «Любовь… сильнее смерти и страха смерти»

Д: Глубокая привязанность сильнее смерти.

И. Тургенев назвал рассказ «Воробей», так как птица знала, что такое любовь и что такое страх и сумела победить даже страх смерти.

10. Повторное чтение рассказа. Цель: Развитие слухового анализатора, памяти, коррекция мыслительных процессов.

11. Пересказ по вопросам и по плану.Цель: Коррекция слухового и зрительного анализатора через повтор. Коррекция внимания через запоминание.

12. Письменное изложение. Цель: Коррекция внимания, наглядно-образного мышления. Развитие процессов памяти через воспроизведение.

1 вариант -письмо с опорой на план и опорные слова. 2вариант — письмо с опорой на вопросы и опорные слова. Звариант — деформированный текст в соответствии с планом. 4вариант — переписать текст, вставить пропущенные буквы.

Вопросы на карточках: Опорные слова:

Откуда я возвращался? по аллее

Где бежала собака? впереди

Что случилось с собакой? начала красться

Кого я увидел? воробушка с желтизной около

Как сидел молодой воробей? клюва, неподвижно

Что делала моя собака? медленно приближалась

Что делал старый воробей? камнем упал

Как выглядел старый воробей? черногрудый, сорвался с ветки

Зачем он упал на землю? спасать своё детище

Как чувствовал себя старый воробей? тело трепетало, жертвовал

Что толкнуло старого воробь

я спасать молодого? любовь к птенцу

Что я сделал ? отозвал пса

Что я подумал о воробье? благоговел

Индивидуальные раздаточные карточки по вариантам.

13. Итог урока. Рефлексия.

Использованная литература:

  1. Чтение. Учебник. 9 класс (Общеобразовательная школа VIII вида). Аксенова А.К., Шишкова М.И.: М., Просвещение, 2007г.

2. Тургенев Собрание сочинений в 2 томах. Калиниград,2007г.

7

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *