Конспект учебного занятия Тема: «Как зарождалась жизнь на планете Земля»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 389

«Центр экологического образования»

Конспект учебного занятия

Тема: «Как зарождалась жизнь на планете Земля»

Возраст учащихся 8 лет Год обучения первый

Образовательная программа «Невидимые нити мира вокруг нас»

Педагог: Аркадьева В.В

Санкт-Петербург

2013

Содержание

  1. План конспект

  2. Ход проведения занятия (описание)

План — конспект

Тема: «Как зарождалась жизнь на планете Земля»

Дата: 15.11.2013

Место занятия в образовательной программе – текущее.

Цель: Обсудить различные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Задачи занятия:

Образовательные: сформировать понятие жизнь и свойств живого организма; сформировать представления о происхождении жизни на Земле; о возникновении живого из неживого естественным путем в процессе длительного исторического развития;

Развивающие: способствовать усвоению сущности современных взглядов на происхождение Земли и появлении жизни на ней;

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных навыков, формирование материалистического мировоззрения на проблему возникновения жизни на Земле.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ожидаемый результат: В конце занятия учащиеся должны назвать гипотезу которая им больше всего понравилась.

План — конспект

Этап занятия

Хронометраж времени

Содержание занятия

(деятельность педагога)

Содержание занятия

(деятельность учащихся)

I

Организационный момент.

5 минут

Приветствие учащихся. Знакомство с гостями.

Формулировка цели и задач.

Делятся на 3 команды.

Смотрят слайды, слушают учителя, нацеливаются на восприятие материала.

Определяют цель занятия.

II.

Основной

25 минут

.Внимательно слушают, открывают свои тетрадочки и записывают тему занятия.

Записывают определение в тетради.

Выполнение цели занятия (рефлексия).

Формулируют общие выводы:

  • Существует несколько гипотез возникновения жизни на Земле. Все гипотезы делятся на 2 группы: биогенеза и абиогенеза.

  • Нельзя получить однозначный ответ на вопрос о том, как возникла жизнь на Земле.

  • Большинство ученых являются сторонниками теории биохимической эволюции (Опарина-Холдейна), согласно которой жизнь возникла на Земле абиогенным путем.

  • В настоящее время живое происходит только от живого (биогенное происхождение). Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.

Выполняют разноуровневую контрольную работу.

  • Комментирование домашнего задания.

Учитель задает дифференцированное домашнее задание (демонстрация слайда №16– Приложение №1), комментируя его:

1. Изучите §§53-54 учебника и записи в тетради, устно ответьте на вопросы в конце параграфов

2. Подумайте: Будет ли жизнь на Земле существовать вечно?

3. По желанию: Напишите мини-сочинение «Что я думаю о возникновении жизни на Земле?».

Записывают в дневник.

  • Подведение итогов.

Предлагает учащимся вопросы для рефлексивного анализа своей деятельности на уроке и продуктивности работы групп.

Учащиеся оценивают работу групп и каждого ученика, приходя к адекватной оценке, выставляют отметку в оценочный лист.

Ход проведения занятия

  1. Организационный момент

— Здравствуйте ребята!

— Сегодня к нам на занятие пришли гости поздоровайтесь с ними.

Встали и молча поздоровались кивком.

Демонстрация слайда №1 Что изображено на экране? (Планета Земля)

Демонстрация слайда №2 Как Вы думаете что сегодня мы будем с Вами изучать?

Внимательно слушают, открывают свои тетрадочки и записывают тему занятия.

  1. Основная часть. Практическая деятельность.

Демонстрация слайда №3

— Цель занятия: обсудить различные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Что такое гипотеза?

(Осознают недостаточность знаний для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.)

ГИПОТЕЗА (от греч. основание, предположение) — вероятный ответ на проблемный вопрос, предварительный вывод, нуждающийся в последующем доказательстве и подтверждении.

Записывают определение в тетради.

Сейчас мы посмотрим мультфильм (Уолта Диснея «Фантазия»)про одну из гипотез о происхождении жизни на Земле. Убедительная просьба смотреть внимательно, после просмотра я Вас попрошу ответить на следующие вопросы (фрагмент 5 минут):

  • Где появились первые живые организмы? (В воде)

  • Какие они были? Большие или маленькие?(маленькие)

  • Как называлось первое живое существо вышедшее на Землю из воды? (Кистепёрые рыбы)

Физкультминутка:

Море волнуется
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево — вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево — вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)

Каждый человек хоть раз задавался вопросом о происхождении жизни на нашей планете. Вопрос чрезвычайно интересный и загадочный, существует множество гипотез, каждая из которых имеет своих приверженцев и противников.

3.Гипотеза происхождения жизни на Земле – самозарождения жизни

Самозарождения жизни — химической эволюции — занимает центральное место в современной научной философии. Согласно этой теории жизнь зарождается самопроизвольно из неживой материи. Одним из главных ее пропагандистов стал биохимик Александр Опарин (1894-1980

2.Гипотеза происхождение жизни на Земле – Божественная

Согласно данной теории считается, что все живое на Земле создано Богом, небесным творцом.

3.Гипотеза происхождение жизни на Земле – Космическая

В момент зарождения мира, примерно 5 млрд. лет назад, в космосе существовало два типа материи: вещество и антивещество, которые по своей природе являются совершенно не совместимыми и при взаимодействии начинают бурно друг с другом реагировать.А энергии, выделившейся в результате реакции хватило на зарождение химических
веществ, а из них космической пыли, а из неё в последствие галактик, планетарных систем, планет и звезд.

Обсуждение с ребятами гипотез, какая им больше всего понравилась.

Так как мы с Вами уже разобрались, что первые живые существа появились в воде, то предлагаю отгадать кроссворд на морскую тему.

А теперь давайте разукрасим живых существ которые первые вышли на сушу из воды «Кистипёрые рыбы» они живут и в наши дни на мелководьях.

  1. Заключение

Возникновение жизни на Земле носит закономерный характер. Ее появление связано с длительным процессом химической эволюции,происходившей на нашей планете.

Методическое и техническое оснащение занятия

Компьютеры, диски с проектами и презентация, авторская мультимедийная презентация и разработка дидактического материала.

Литература

  • Общая биология: Учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  • Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса/ Под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой.-М.: Вентана-Графф,2008.

  • Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса/ Под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой.-М.: Вентана-Графф,2006.

  • Общая биология: Учеб. для 10-11 кл./ Под ред. Ю.И. Полянского.-22-е изд.-М.: Просвещение, 1998.

  • Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. -Изд. 2-е, испр. и доп.-СПб.: Паритет, 2006.

  • История Земли и жизни на ней: Учебное пособие для старших классов. -М.: МИРОС-МАЙК «Наука/Интерпериодика», 2000.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *