Цель: выявить имеющиеся знания учащихся о стране, в которой они живут, и расширить их.
Оборудование: глобус; плакаты с символикой государства (гимн, флаг, герб); 3 полоски бумаги (белый, голубой, красный); прямоугольник из бумаги на каждой парте; открытки с видами города Ленинска-Кузнецкого; рисунки рыбки, дятла, Дюймовочки; белый голубь, фломастеры, фонограмма песни «Крыша дома твоего», «Школьные годы», «Чему учат в школе»; 3 рисунка дома, домика, домища.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Всё лето я ждала вас и думала о том, когда же вы прийдете ко мне в класс. И вот лето прошло, и наступила осень и сегодня вы пришли на свой первый урока. Вас всего 25 человека: 13 девочек и 12 мальчиков.
ДОМ
– Сегодня мы будем говорить о доме. Можно сказать, что нашим домом является планета Земля, а мы живущие на ней – земляне. (Показ глобуса Земли). У каждого человека есть родина, место, где он родился и живет. – Как называется страна, где мы живём?
Дети: Россия
– Да. Для нас родиной является Россия. Россия – наш дом. Вот это всё Россия! (Показ иллюстраций с четырьмя временами года). Посмотрите как она красива в разное время года.
– Назовите времена года.
Дети: Весна. Лето. Осень. Зима.
– Правильно. У нашей страны есть флаг.
– Какие три цвета присутствуют на флаге?
Дети: Белый, синий, красный.
– В каком порядке расположены эти цвета?
Дети: Красный, синий, белый. (Снизу вверх).
– Ребята, наклейте на листочек бумаги эти полоски правильно, чтобы получился флаг.
Дети выполняют задание.
– А кто самый главный в России? Президент – Путин.
Учитель: Домом можно назвать город, в котором мы живем. Как называется наш город?
Дети: Ленинск-Кузнецкий.
Учитель: Домом можно назвать школу, где вы будете учиться. А ей в 2014 году исполняется 28 лет. В ней учились и ваши родители. Поднимите руки, чьи родители учились в нашей школе? Учитель: Домом можно назвать и дом, где вы живёте. Вот перед вами 3 дома. Один «Домище» – Россия, другой дом – город, третий дом – это дом где вы живете и дом где вы учитесь.
– А что является домом для Дюймовочки?
Дети: Цветок.
Учитель: А для рыбы, что является домом?
Дети: Вода.
Учитель: А для птиц?
Дети: Лес.
Учитель: А кто носит свой дом с собой.
Дети: Улитка.
Учитель: Хорошо иметь дом! И мы будем входить в этот наш дом 4 года. И этот дом называется «Ромашково». Потому что ромашки – это цветы любви и добра. Здесь Вас всегда встретит ваша учительница, то есть я с улыбкой, с добрым чутким сердцем и всегда готовая прийти вам на помощь. Ребята! Половину испытаний моих вы выполнили. Но у меня есть друзья – это Мудрый Портфель и Мудрая Книга. Чтобы стать настоящими учениками надо выполнить их задания.
Мудрый Портфель:
Новый дом несу в руке Дверца дома на замке Тут жильцы бумажные Все ужасно важные. (Портфель).
Кулик невелик Целой сотне велит: То сядь да учись, То встань, разойдись. (Школьный звонок).
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком. (Книга).
– А сейчас отгадайте загадки моей помощницы Мудрой Книги.
Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).
Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. (Ручка).
Лето, зиму – все на лыжах: Братец – стол, сестра – скамья. Это самые на свете Неразлучные друзья. (Парта).
Учитель: С заданиями Мудрого портфеля с книги справились. А вот попробуйте выполнить задания моего друга собачки Чапы.
Поиграйте в игру Вот ещё одна игра Вам понравится она Ваш вопрос хочу задать Ваше дело отвечать Если вы со мной согласны Отвечайте хором братцы: «Это я, это я Это все мои друзья» А если не согласны То в ответ молчите.
Игра
1. Отвечайте хором вмиг. Кто здесь самый баловник? 2. Я спрошу сейчас у всех. Кто здесь любит песню, смех? 3. Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку? 4. Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться? 5. И ещё один вопрос. Кто себе не моет нос?
А теперь Чапа просит станцевать танец.
Все загадки отгадали В игры весело играли Мне осталось лишь узнать Вы умеете плясать. (Дети отвечают). Ну, тогда, друзья, спешите Начинается у нас Развесёлый перепляс.
Танец «Если нравится тебе, то делай так».
Учитель: А сейчас перед вами белые голуби, а голуби – это символ мира, пожалуйста, напишите на этих голубях 3 самых главных для вас слова (мама, мир, Россия, школа). Вижу, что и с этим заданием вы справились. А вот с этим заданием справитесь или нет?
Соревнование «Уложи портфель».
– Вижу, что вы настоящие первоклассники, и я сейчас вас коснусь волшебной палочкой и вы почувствуете, как станете школьниками.
Посвящение в школьники волшебной палочкой.
– Ребята! Поздравляю вас теперь вы настоящие ученики! А как себя ведут первоклассники, нам расскажет Дарья Черданцева.
Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица. Вошла учительница в класс, – Вставать или садиться. Как надо парту открывать, Не знала я сначала. И я не знала, как вставать, Чтоб парта не стучала. Мне говорят – иди к доске, – Я руку поднимаю, А как держать мелок в руке, Совсем не понимаю. Я на уроке в первый раз, Теперь я ученица. За партой правильно сижу, Хотя мне не сидится.
Звучит песня «Чему учат в школе».
Дети получают юбилейные медали «первоклассник». А затем учитель выводит их на улицу, где ребята участвуют в конкурсе на лучший рисунок «Я вижу мир».