Использование метода проектов-практикумов на уроках технологии в начальных классах 3-4 Класс

Использование метода

проектов-практикумов на уроках

технологии в начальных классах

Совместный социально-значимый проект « Вечная память», выполненный учениками 3-го и 4-го классов МОУ « СОШ с. В.Чернавка Вольского района» под руководством учителя начальных классов Кругловой Е.А.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕНКА

ДЛЯ ВОЗЛОЖЕНИЯ К ПАМЯТНИКУ В ДЕНЬ ПОБЕДЫ

2013 г.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов-практикумов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом, в работе над проектом учитель:

– помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

– сам является источником информации;

– координирует весь процесс;

– поощряет учеников;

– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме этого групповая работа:

– даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

– обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

– воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

– предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

– является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

– позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1 этап. Подготовительный или погружение в проект.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

Беседа учеников 8 класса — наших шефов о посещении единственного ветерана села.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.).

Поиск и сбор материала для проекта.


3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы).

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.

Выполнение работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, фоторепортаж, стенгазета, спектакль и т.д.

Венок для возложения к памятнику в День Победы готов!

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1. Конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению.

2. Технологические критерии – количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве.

3. Экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве.

4. Эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн.

5. Экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы.

При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом: учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д.

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Наш проект не ограничился изготовлением венка! Детям понравились совместные прогулки на велосипедах! Частые организованные выезды стали совместным времяпрепровождением!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *