Инновационная методическая разработка «Использование вторсырья в детском техническом творчестве»

Инновационная методическая разработка

«Использование вторсырья в детском техническом творчестве»

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.

Мало что- то придумать, надо это еще и внедрить. Доказать нужность этого, актуальность и востребованность. И это мне удалось в школе №756 на занятиях внешкольного кружка технического моделирования.

Через несколько лет наши дети придут на смену инженерам, техникам и рабочим. Сложность машин и механизмов растет, рабочие профессии уже не те, что были раньше. Современное производство требует от специалиста и творческой смекалки, и умения работать руками, и находчивости, и фантазии, и уверенности в результатах своего труда. Не бояться сделать ошибку, уметь выявить ее и исправить, работать в коллективе, уметь настаивать на своем и добиваться цели, умение ставить задачу и найти пути для ее решения. Умение искать и видеть в простых окружающих нас предметах что- то новое. Особенно в период кризиса важно уметь находить и использовать необычные идеи, проявлять бережливость, экологическое самосознание, умение упростить конструкции, применять творческую фантазию, использовать простые доступные материалы. Все это должно ненавязчиво и доступно формироваться уже в детском возрасте.

Цель разработки:

Привить детям любовь к работе руками. Достигается это расширением спектра предлагаемых для изготовления моделей путем вторичного использования общедоступных, дешевых материалов, простых в обработке на основе формирования экологического сознания обучающихся.

Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности.

На уроках технологии и внеклассных занятиях в школе, учащиеся получают первоначальные сведения о моделях, машинах знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.

Справка:

Гофрокартон — используемый в промышленности упаковочный материал, отличающийся малым весом, дешевизной, но высокими физическими параметрами. Гофрокартон является одним из наиболее распространённых материалов в мире для использования в качестве упаковки.

Актуальность проекта:

.

Основной материал для работы нашего кружка это вторсырье: использованная упаковочная тара из гофрокартона, использованные ручки, пенопласт, куски проволоки и др. Все, что в обычной жизни выбрасывается и считается мусором — для нас это основной поделочный материал.

Что такое вторсырье? ВТОРСЫРЬЕ я, ср., собир. Сокращение: вторичное сырье, то же, что утиль. (Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

УТИ’ЛЬ, я, мн. нет, собир., м. [от латин. utilis — полезный] (нов.). Вещи, негодные к употреблению, но годные в качестве сырья для переработки, полезные отбросы, напр. тряпье, кости, стекло, старая обувь, бумага и т. п.

Дети приучаются смотреть на окружающие нас простые вещи с точки зрения вторичного использования и переработки их, находить применение уже не нужным вещам, что имеет большое экологическое значение. Решаются проблемы вторичного использования различных материалов. Во всех моделях широко применяются использованные шариковые ручки, трубочки для коктейля, фольги и др. Идет постоянный творческий процесс. Существенно снижается стоимость изготавливаемых моделей и в то же время постоянно расширяются возможности, растет модельный ряд. И как результат, растет мотивация детей сделать более разнообразные конструкции. Все дети имеют равные возможности. Никаких станков и сложных приспособлений. Простые работы могут быть изготовлены в течение одного занятия, это позволяет сразу увидеть результаты труда, что повышает заинтересованность учащихся.

Используя лобзик, ножницы, клей, карандаши и другие обычные канцелярские принадлежности, дети начинают строить свои первые модели.

Гофрокартон легко обрабатывается, режется ножницами, ножом и лобзиком, и в то же время имеет достаточно жесткую конструкцию для изготовления моделей любых размеров, экологически чистый, красится любыми красками, клеится обычным клеем. Преимущество этого материал в том, что он объемный, это позволяет делать модели очень похожими на реальные прототипы. Добивается это использованием многослойной конструкции, обеспечивающей так же устойчивость и жесткость изделия. Все это делает материал очень привлекательным для работы .

Использование гофрокартона и другого вторсырья позволило значительно расширить круг возможных для изготовления моделей, практически без финансовых затрат.

У детей развивается пространственное мышление, приобретаются навыки рисования и черчения, формируется понятие пропорции и масштаба. Допущенные ошибки легко устраняются, а сломанные работы можно отремонтировать. Постоянный настрой ребенка на положительный конечный результат

После организации кружка технического моделирования в школе перестали выбрасывать использованную тару из гофрокартона. Ее забираем мы и он приобретает вторую жизнь. Из него ребята не только строят всевозможные модели, но и учатся работать с простым инструментом. У нас даже при работе с вторсырьем действует принцип экономии и бережливости. Каждый кусок гофрокартона я учу ребят раскраивать с наименьшими отходами, чтобы использовать максимально большое количество материала. Да и обрезки мы сразу не выбрасываем, а сортируем. Достаточно большие куски вновь используются для мелких деталей. Так же мы поступаем и с бракованными деталями. Идет вторичное использование вторсырья.

Основные принципы нашей работы:

— не покупать никаких деталей

— все детали делать своими руками

— своими руками возможно сделать все, без ограничений

— использовать для работы только вторсырье

В процессе работы с вторсырьем удалось решить следующие задачи:

— существенно раздвинуть рамки творческого процесса путем использования нетрадиционных материалов.

— заинтересовать учеников в конечном результате труда

— разбудить фантазию, интуицию, логику, пространственное мышление

— привить умение делать полезные вещи из простых, окружающих нас материалов, сформировать представление о важности их вторичного использования.

— понять и уяснить понятия дешевизны и бережливости

— на занятиях создается ситуация успеха, вера в свои силы

— имеются равные возможности для всех

— задуматься о сохранении экологического здоровья земли

— свободное время учеников занято интересной и полезной работой

Порядок и последовательность изготовления моделей из гофрокартона

1. Выбор модели. Для выбора модели используются готовые изделия, рисунки, наглядные пособия и (значительно важнее всего) собственные предложения детей. Сложность модели зависит от возраста и индивидуальной подготовки. Для начинающих и для детей младшего возраста предлагаются простые модели из 5-10 отдельных деталей, а для старшего возраста количество деталей не ограничено.

2. Изготовление рисунка модели. Рисунок дает упрощенный вид модели, позволяет внести в него свои изменения или придумать на его основе новую модель.

3. Разбивка модели на основные части и элементы. Позволяет понять учащимся конструкцию и составные части всей модели.

4. Изготовление упрощенного чертежа. Этот чертеж делается уже в масштабе, с компоновкой основных элементов, что позволяет увидеть модель в окончательном варианте.

5. Изготовление шаблонов. Конструкция моделей напоминает слоеный пирог и это предполагает многократное изготовление одинаковых деталей. Используя шаблоны, мы добиваемся почти безошибочного изготовления деталей, что влияет на внешний вид модели.

6. Изготовление отдельных деталей. Используя шаблоны, мы вырезаем детали ножом, ножницами или лобзиком из гофрокартона. При необходимости зачищаем их наждачной бумагой, подравнивая по шаблону. Вырезанные детали обязательно нумеруются, это потребуется для дальнейшей сборки. Особое внимание обращается на аккуратность и правильность при вырезании.

7. Сборка отдельных узлов. Полученные детали склеиваются согласно нумерации в отдельные элементы и узлы конструкции.

8. Полная сборка модели. Готовые отдельные узлы с устраненными недостатками собираем в общую конструкцию. Важно выявить последовательность сборки. Вновь появившиеся недочеты устраняются, при необходимости испорченные узлы заменяются.

9. Установка декоративных элементов. При необходимости эти элементы изготавливаются и устанавливаются на модели.

10. Покраска модели. Покраска производится любыми красками на водной основе. Особое внимание следует обратить на качество покраски и соответствие оригиналу.

Любое желание может быть реализовано, любая модель может быть

построена силами учащихся, нет никаких ограничений. Изготовление моделей учениками было опробировано на занятиях кружка моделирования в школе № 756 по оригинальным чертежам педагога по технологии и не имеют аналогов.

. Последняя наша большая работа — это изготовление точных копий военного снаряжения (автоматы, гранаты, сигнальные пистолеты, пулемёт и др.) для нашего школьного музея пограничных войск. ( Приложение №3). Попробуйте назвать музей воинской славы, где экспонаты сделаны руками пятиклассников и только из вторсырья. А с каким азартом дети делали военную атрибутику для своего театрализованного выступления на концерте в честь Дня защитника Отечества! Вот оно, патриотическое воспитание, гордость за свою страну! Вот так рождаются будущие конструкторы, инженеры и высококвалифицированные рабочие! Да и просто настоящие мужчины вырастут из таких школьников.

Порядок и последовательность изготовления модели карьерного самосвала Komatsu 930E и самолета ЯК-9 представлена на приложении №1 и №2

Приложение № 1

Фото №1 — общий вид модели-копии карьерного самосвала Komatsu 930E

после сборки и покраски. Материал-гофрокартон. Масштаб 1:25

Фото №2 — общий вид модели-копии карьерного самосвала Komatsu 930E

после сборки. Материал гофрокартон

Приложение №2

Самолет ЯК-9. Чертеж и детали фюзеляжа и крыла.

Материал гофрокартон

Самолет ЯК-9. Модель в сборе

Самолет ЯК-9. Готовая модель после покраски

Приложение №3

Фотографии работ из школьного музея пограничных войск.

Фото №1

Общий вид музея. На переднем плане модели-копии стрелкового оружия и военной техники. Все работы выполнены из вторсырья учениками 5-х классов.

Фото №2

Ученики 5-х классов (авторы работ) проводят экскурсию для младших классов.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *