Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина

Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина.

Девятова Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» г. Гурьевска

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Духовно-нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу угла современной гуманитарной, образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования.

Самосознание народа рождается из его имени. В утверждении самого понятия «российский народ», в его звучании, уместном употреблении, созвучии с именами народов России, актуализации в контексте социальных и личностных проблем прошлого и настоящего берет свое начало воспитание российской гражданской идентичности у школьников. Ведущим субъектом общественной жизни в нашей стране является российский народ и каждый гражданин Российской Федерации — в первую очередь россиянин. Последовательность и терпеливость в этом вопросе диктуются тем, что дети приходят в школу с уже полученными в семье знаниями о своей этнической принадлежности.

Тот факт, что все мы принадлежим к единому российскому народу, необходимо объяснять детям из русских, башкирских, чеченских и иных семей. Национальная российская идентичность не поглощает этническую идентичность человека, а дополняет ее, расширяет и конкретизирует. «Российскость» как идентичность и российский народ-нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий, которые существуют среди населения страны. Задача не в том, чтобы нивелировать эти различия. Напротив, их надо укреплять и расширять, но в контексте представлений о едином российском народе, его национальных интересах, культуре, истории, судьбе, всемирном значении. Российская идентичность имеет многоуровневую структуру. Понятие «россияне», уходя своими корнями в давнюю отечественную историю, начиная от М.В.Ломоносова, Н.М.Карамзина и А.С.Пушкина, является собирательным и относится к единой российской нации. Сложная идентичность гражданина России утверждает его как полноценного, активного субъекта современного этногражданского процесса, как личность, находящую себя и активно развивающуюся на гранях разных культур, традиций, верований, мировоззрений, форм духовной и социальной жизни. То, что все мы россияне, нисколько не отрицает нашу укорененность в той или иной традиции. Напротив, наша национальная, российская идентичность делает нашу этническую идентичность более осознанной, полной и действенной. Мы принадлежим к той или иной этнической общности (народу) по факту своего происхождения и воспитания. Здесь мы мало что можем изменить, так как невластны над своим прошлым. Но если мы хотим действовать в настоящем ради лучшего будущего для себя, своих детей и потомков, мы должны сообща решать общие проблемы. Этому, в первую очередь, следует учить наших детей.

Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

 

 Литература

1. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.07.1992 № 3266-1 –ФЗ ред. от 10.07.2012. – Режим доступа : КонсультантПлюс.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом 06.10.2009 № 373 : с изм. и доп. на 2011 г. / Минобрнауки РФ. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2009. – 23 с. — (Стандарты второго поколения).

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников [Текст] : методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок [и др.] ; под ред. А. Я. Данилюка. — М. : Просвещение, 2011. — 142 с. — (Работаем по новым стандартам).

5. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. — М. : Просвещение, 1979. — 534 с.

6. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] : курс лекций / Ю. К. Бабанский. — М. : Просвещение, 1988. – 354 с.

7. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] : учеб. пособие / Е. В.Бондаревская. – Ростов н/Д. : РГПИ, 1986. – 361 с.

8. Яруллина, О. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся [Электронный ресурс] / О. Н. Яруллина. — Режим доступа : http : // www.uchashchikhsya. — Загл. с экрана. – Яз. рус.

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *