Акельдам Наталья Александровна, учитель физической культуры в начальной школе
МАОУ СОШ «Комплекс «Гармония с углубленным изучением иностранных языков»
г. Великий Новгород
Дидактический материал к урокам физической культуры
по программе В.И. Ляха «Физическая культура 1-4 классы»
Разработанные мною карточки с теоретическими и практическими заданиями, помогают не только в освоении новых знаний по физической культуре ученикам, по каким-либо причинам пропускающим занятия или освобожденным после болезни, но и помогают в новой форме закрепить пройденный на уроке материал.
Карточка №1.
-
Прочитай «Правила поведения во время игры», вставь подходящие по смыслу слова в предложения: проиграл, отстаивай, играй, не унижай, выиграл, поддерживай.
Правила поведения во время игры
-
_______________ честно, по правилам.
-
________________ игроков своей команды.
-
__________________ соперников.
-
________________ свои пpава не кулаками и криком, а спокойно, терпеливо.
-
___________________ — не зазнавайся.
-
______________- не плачь. Будь настойчивым, и в следующий раз обязательно победишь.
-
Все ли ребята, изображенные силуэтами на рисунке, занимаются спортом? Назови эти виды спорта. Подбери каждому спортивный инвентарь.
-
Номер на рисунке
Вид спорта
инвентарь
Карточка №2. Тема: Осанка
-
Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.
Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.
Укажи , у кого из ребят правильная осанка?
-
Какие причины нарушения осанки ты знаешь? Назови их.(Если не сможешь сам, то тебе могут подсказать картинки)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Что нужно делать для улучшения осанки?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3.Тема: Гимнастика
-
Разгадай кроссворд
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
Я же небольшого роста. Знает каждый ученик, Что подтянет нас…
А сам он высокий, почти что с меня. Я оседлать его только что смог. Мы прыгали классом через…
Палка справа, слева палка, Ну а между них веревка. Это длинная…
На стойке шарнирами прикреплены. С ними сильным стану я. Снаряд называется коротко — …
Сам себя поднять я смог. Подо мной постелен мат, Вверх я влез. Помог…
А снаряд зовут…
Потому что это… По вертикали:
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
-
Какие названия гимнастического инвентаря и гимнастических снарядов не встретились в кроссворде? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№4. ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА
-
Во все времена Олимпийские игры были и остаются самым значимым спортивным событием в мире. Олимпиада традиционно собирает миллионы болельщиков и зрителей, а новые рекорды и достижения спортсменов вписывают новую страницу в историю развития и становления спорта. Список олимпийских видов спорта постоянно меняется: одни дисциплины добавляются, другие – исключаются из него. Соответствующее решение принимает Международный Олимпийский комитет (МОК), руководствуясь несколькими критериями:
-
популярность конкретного вида спорта в стране, где проводится Олимпиада;
-
степень его распространенности;
-
интерес рекламодателей к конкретной дисциплине.
Распредели зимние виды спорта на группы: командные и индивидуальные
|
И |
|
О |
конькобежный спорт |
Н |
М |
фигурное катание |
Д |
А |
шорт-трек (на коньках); |
И |
Н |
бобслей |
В |
Д |
керлинг |
И |
Н |
скелетон |
Д |
Ы |
фристайл (на лыжах); |
У |
е |
прыжки с трамплина (на лыжах); |
А |
|
санный спорт |
Л |
|
Ь |
|
|
Н |
|
|
лыжное двоеборье |
Ы |
|
лыжные гонки |
е |
|
хоккей |
|
-
Перечисли талисманы 22 зимней Олимпиады в Сочи
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Нарисуй Олимпийский символ, подпиши олимпийский девиз.
Карточка№5. Тема: Знакомство с баскетболом (вариант 1)
-
Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Подготовься пересказать ее своим одноклассникам
Баскетбол -(Оm англ. -корзuна, <ball> — мяч.) История появления этой игры весьма забавна: дело было так. Зимой 1891 г. в CШA студентам колледжа, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едвали не единственным средством приобщения молодежи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, надо было придумать что-то новое, чтобы разнообразить занятия. Выход нашел преподаватель Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 г. он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив 18 студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Такая коллективная игра понравилась студентам. Постепенно правила игры понемноry менялись, она становилась более динамичной, и теперь она является одной из самых попyлярных в мире.
-
Нарисуй баскетбольный мяч.
-
Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на занятиях баскетболом. Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№5. Тема: Знакомство с баскетболом (вариант 2)
-
Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Подготовься пересказать ее своим одноклассникам
Баскетбол -(Оm англ. -корзuна, <ball> — мяч.) История появления этой игры весьма забавна: дело было так. Зимой 1891 г. в CШA студентам колледжа, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едвали не единственным средством приобщения молодежи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, надо было придумать что-то новое, чтобы разнообразить занятия. Выход нашел преподаватель Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 г. он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив 18 студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Такая коллективная игра понравилась студентам. Постепенно правила игры понемноry менялись, она становилась более динамичной, и теперь она является одной из самых попyлярных в мире.
-
Нарисуй баскетбольный мяч.
-
Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на занятиях баскетболом? Запиши
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Перечисли, какие еще командные игры с мячом ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№5. Тема: Знакомство с баскетболом (вариант 3)
-
Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Подготовься пересказать ее своим одноклассникам
Баскетбол -(Оm англ. -корзuна, <ball> — мяч.) История появления этой игры весьма забавна: дело было так. Зимой 1891 г. в CШA студентам колледжа, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едвали не единственным средством приобщения молодежи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, надо было придумать что-то новое, чтобы разнообразить занятия. Выход нашел преподаватель Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 г. он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив 18 студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Такая коллективная игра понравилась студентам. Постепенно правила игры понемноry менялись, она становилась более динамичной, и теперь она является одной из самых попyлярных в мире.
-
Нарисуй баскетбольный мяч.
-
Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на занятиях баскетболом? Запиши
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Перечисли, какие еще командные игры с мячом ты знаешь? Какие из них являются Олимпийскими видами спорта? Подчеркни. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№6.Тема : «Осанка»
-
Разгадай кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
3. Громко музыка играет. Класс движенья выполняет. Не просты движения, Это упражнения. Гимнастика под музыку Оздоровляет нас. Скажите-ка название Ее мне дружно, класс!
5. Мы, как будто акробаты, Делаем прыжки на мате, Через голову вперед, Можем и наоборот. Нашему здоровью впрок Будет каждый… |
2. Болеть мне некогда, друзья,
4. В футбол команды две играли.
6. Если кашель или грипп, |
а |
|
|
|
|
|
|
|
||
н |
|
|
|
|
|
|
|
||
к |
|
|
|
|
|
|
|
||
а |
|
|
|
|
|
|
|
-
Выучи комплекс упражнений для укрепления мышц живота и спины:
-
Лежа на спине, руки в стороны, поднимать и медленно опускать ноги.
-
Лежа на спине, делать движения ногами, как при вращении педалей велосипеда.
-
Лежа на животе, поднять ноги вверх, подержав несколько секунд, медленно опустить.
-
Лежа на спине, зацепиться стопами за край шкафа, дивана; садиться и ложиться без помощи рук.
-
Проверь себя!!!
За каждое правило, которое ты постоянно выполняешь, поставь себе 1 балл, за каждое невыполненное — 0 баллов (только честно!) :
-
Знаю, что такое правильная и неправильная осанка. ________
-
Сплю на плоской подушке и жестком матраце.____________
-
Ношу учебники в рюкзаке на обоих плечах.____________
-
Сижу всегда прямо.__________________________
-
Каждый день выполняю упражнения для укрепления мышц спины, живота, ног.___________
Количество баллов ____________________________.
Карточка№7. Безопасность на льду
-
Прочитай текст.
-
Лед можно считать прочным, если его толщина не менее семи сантиметров — он может выдержать человека. Для группы людей, а также для устройства катка безопасен лед толщиной не менее двенадцати сантиметров.
-
Наиболее прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, а матово-белый или с желтоватым оттенком — ненадежен.
-
Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лед под снегом всегда тоньше.
-
Очень осторожным следует быть в местах, где лед примыкает к берегу. Здесь лед может быть менее прочен, и в нем могут быть трещины.
-
Прежде, чем ступить на лед, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов — лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен.
-
Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где может быть слабый лед.
-
Следует взять с собой крепкую палку и с ее помощью проверять прочность льда.
-
Если после удара палкой о лед появится вода, нужно сразу же возвращаться к берегу. Причем стараться скользить ногами, не отрывая подошвы ото льда.
-
Если вы на лыжах, то крепление лыж расстегните, чтобы быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
-
При движении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее пяти метров друг от друга.
-
Нарисуй плакат на тему « Безопасность на льду»
Использованная литература:
-
Физическая культура. 1-4 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И.Лях. — 12-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.