Эффективность форм внеклассной работы по физической культуре у младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

Средняя общеобразовательная школа №20

Статья

«Эффективность форм внеклассной работы по физической культуре у младших школьников»

подготовила

учитель физической культуры

Нарчук Валентина Владимировна

г. Краснодар

2014 г

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи демократизации, гуманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Формы и методы внеклассной работы по физической культуре должны быть направлены на формирование двигательной активности, устойчивого интереса к самостоятельной и организационной деятельности в области физической культуры и спорта, на развитие физических качеств, а также морально-этическое воспитание учащихся.

Внеклассная (внеурочная) форма занятий физическими упражнениями включает в себя:

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия с младшими школьниками. К ним относятся: час здоровья, тренинги, гимнастика до учебных занятий, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. Как правило, они проводятся на открытом воздухе. Целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной физической работоспособности.

  • Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, к ним относятся: дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты, физкультурные праздники и конкурсы, эстафеты, «веселые старты», спортивный КВН. Цель мероприятий пропаганда физической культуры и спорта, приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

  • Группы и кружки общей физической подготовки. Цель — развитие двигательных способностей, нравственных качеств, приобщение к регулярным занятиям.

  • Спортивные секции и кружки физической культуры. Их цель состоит в том, что на основе интересов и наклонностей учащиеся могли

углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высоких результатов.

Физкультурно-познавательные занятия это оригинальная форма работы с учащимися по физическому воспитанию, которая направлена на развитие у ребенка знаний, умений и навыков, развитие любознательности, формирование доступных представлений и знаний о пользе физических упражнений и игр, формирование у него самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Сюда относятся: внеклассный час по физической культуре, беседа, рассказ, лекция, работа по карточкам.

А сейчас подробнее остановимся на спортивном часе (часе здоровья)

Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы является проведение так называемого спортивного часа.

Решение задач спортивного часа направленного против развития чрезмерного утомления учащихся, на обеспечение их активного отдыха после занятий, укрепление здоровья, а также совершенствование физической подготовленности в соответствии с возможностями.

Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании.

Структура спортивного часа состоит из трех частей.

Подготовительная часть (10-15 мин.) включает для разминки ходьбу, бег, построения, перестроения, несложные игры, эстафеты.

Основная часть (30-35 мин.) включает общеразвивающие упражнения, набор игр разной интенсивности для всех детей одновременно, а также самостоятельные игры, спортивные развлечения в парах и индивидуально.

Заключительная часть (5-7 мин.) направлена на снижение двигательной активности детей и приведение их организма в относительно спокойное состояние.

При хорошей погоде желательно проводить спортивный час на открытом воздухе, на площадке, в лесу, на поляне и т.д. Однако в дождливые, холодные, ветреные дни целесообразно перенести занятия в помещение.

При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков.

С целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся используются и самостоятельные игры, спортивные развлечения.

Ежедневные занятия в группах продленного дня.

Содержание занятий включает в себя упражнения, рекомендованные для подвижных перемен, с учетом интересов и занятий учащихся. Продолжительность занятий 40-60 минут. Важнейшими условиями их проведения являются отсутствие строгой регламентации, самостоятельность учащихся, свобода выбора ‘упражнений и форм проведения. Организация «спортивного часа» возлагается на воспитателей групп продленного дня, а проведение могут осуществлять учителя физической культуры, воспитатели,

инструкторы физической культуры, учащиеся старших классов.

Час здоровья создает условия для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятия спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь. Но для того, чтобы появилась цель, необходимо появление желания. Желание же появляется тогда, когда есть интерес и вера в успех.

Здоровье сберегающие технологии предполагает максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья.

Цели проведения часа здоровья:

— Укрепление физического и психического здоровья учащихся.

— Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье и психику ребенка.

— Формирование культуры двигательной активности учащихся.

— Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к истории спорта, желание побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.

Используя во внеклассной работе вышеуказанные формы, возможно добиться значительных показателей в положительном отношении детей к занятием физическими упражнениями.

Список использованной литературы.

  1. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания Ш-1У классов общеобразовательной школы./В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон; — М.: Просвещение, 2010. — С. 17-18.

  2. Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе/Л.И. Пензулаева; — М.: Просвещение, 1990. — 82 с.

  3. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 228 с.

  4. Теория и методика физического воспитания /Под ред Б.М.Шиян. — М.: Просвещение, 1988. — 128 с.

  5. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/ Н.И. Дереклеева – Москва «Вако», 2007 – 73-151с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *