Урок на тему: Времена глагола


Тема: «Времена глагола».

Эпиграф урока:

«ГЛАГОЛ ПРИДАЕТ РЕЧИ ЖИЗНЬ – ПРИСУТСТВИЕМ СВОИМ ЖИВОТВОРИТ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА» Н.Греч.

Цели:

  1. Учебные: создание условий для закрепления детьми особенностей временных форм глагола; содействовать умению видеть проблему, проговорить, исследовать её.

  2. Воспитывающие: воспитать любовь к предмету и русскому языку.

  3. Развивающие: развитие логических умений: обобщать, классифицировать, делать выводы; развитие памяти и мышления.

Ход урока.

I.Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с такой частью речи как глагол и для начала запишем число, классная работа.

— Пока вы писали, нам пришло письмо от черепашки, в котором я обнаружила вот такие таблички и вопрос.

II. Актуализация знаний

1.Наблюдение с использованием таблицы

— Давайте попробуем ответить на него и посмотрим, что нам черепашка с вами приготовила.

Что мы можем сказать, посмотрев на данную таблицу?

Виды глаголов

Временные формы

Прош. вр.

Наст. вр.

Буд. вр.

1.Совершенный вид

(Что сделать?)

Сделал

Сделаю

2.Несовершенный вид (Что делать?)

Делал

Делаю

Буду делать

( глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее время, а глаголы несовершенного вида – три временные формы: настоящее, прошедшее и будущее время).

— А я тут еще обнаружила биографию черепашки, давайте посмотрим и прочитаем. Слайд 2

— Какие глаголы использовала черепашка? (Слайд 3)

— Помимо своей биографии черепашка оставила нам несколько заданий. Давайте их тоже выполним. (Слайд 4)

— Продолжим читать биографию нашего нового друга и выполнять предложенные нам задания ( Слайд 5,6,7,8,9,10)

2.Работа со словарем.

— Вы знаете, я только и успеваю получать новые задания, только я не пойму то ли нас черепашка проверяет, то ли на самом деле многого не знает. А мы не ударим в грязь лицом и будем узнавать для себя что – то новое.

— На доске написано слово «ВРЕМЯ» Что это такое? Как вы это слово понимаете? (Дети дают ответы). (Слайд 11)

— А теперь давайте прочтем точное определение по словарю С.И.Ожегова

— В словаре мы можем наблюдать 10 значений слова «время», но нас интересует 9 значение, в котором говорится, что время это категория глагола, которая относит действие в настоящее, прошлое или будущее.

III. Закрепление пройденного материала

1.Сыщик (Слайд 12)

— А теперь черепашка нам предлагает побыть сыщиками

— Вам необходимо установить личность подозреваемого по приметам (чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать действия подозреваемого в три столбика – по временам глагола)

— Делим тетрадь на три столбика

Прош.вр.

Наст. вр.

Буд. Вр.

Ездил

Взбирался

Не боялся

Исходил

Обошел

Объездил

поднялся

Учится

Зубрит

Читает

Слушает

вникает

Придумает

Будет чертить

Будет конструировать

изобретет

2.Исправь ошибки (Слайд 14)

— Мы уже с вами знаем, что глагол имеет три времени: настоящее прошедшее и будущее.

— Давайте прочитаем стихотворение

1.Рыженький котик сидеть на окошке,
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.

2.Вот теперь сидеть,
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать.

3.Мы, котичек, на улице погулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.

— Что вы заметили? (Глаголы не так написаны.)

Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво (Читаем стих). (Слайд 15)

— На какие группы можно разделить эти глаголы?

сидел сидит погуляем
увидел глядит попугаем
спел мурлычет будем ходить
поел кличет будем говорить

Вывод:

  • глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло — прошедшего времени;

  • глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас — настоящего времени;

  • глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить — будущего времени.

3.Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 16)

Задание: образуйте от существительных глаголы трех времен.

Рассказ — рассказывал, рассказывает, будет рассказывать,

Зелень — зеленел, зеленеет, будет зеленеть

Крик — кричал, кричит, будет кричать

Зима – зимовал, зимую, буду зимовать

Бег – бегал, бегу, побегу

4.Логогриф

— А теперь немного отвлечемся и поработаем устно (Слайд 17)

Определение животного

+/- буква

Определение слова

Ответ

1.

Надоедливое, почти домашнее животное

— М

Суп, но не из мяса млекопитающего

2.

Жалящее насекомое

+ К

Девичья прическа

3.

Морское животное с клещами

— К

Совершенно бесправный человек

5.Сгруппируйте слова по теме урока.

Чернеет, выпьет, съела, убегает, посеял, сошьет, поджарила, взлетает, будет лить, выпрямляют, насчитали, сольют, скользит, залаяли, совьют, побьет, обмерил.

IV.Подведение итогов урока

1.Слово учителя

— Сегодня черепашка нас погоняла по теме времена глагола и хотелось бы вас спросить, что же вы можете сказать о времени глагола?

— Какие затруднения встречались на уроке?

2.Домашнее задание: упр.673 (образовать время)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *