Тема: «Времена глагола».
Эпиграф урока:
«ГЛАГОЛ ПРИДАЕТ РЕЧИ ЖИЗНЬ – ПРИСУТСТВИЕМ СВОИМ ЖИВОТВОРИТ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА» Н.Греч.
Цели:
-
Учебные: создание условий для закрепления детьми особенностей временных форм глагола; содействовать умению видеть проблему, проговорить, исследовать её.
-
Воспитывающие: воспитать любовь к предмету и русскому языку.
-
Развивающие: развитие логических умений: обобщать, классифицировать, делать выводы; развитие памяти и мышления.
Ход урока.
I.Организационный момент.
— Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с такой частью речи как глагол и для начала запишем число, классная работа.
— Пока вы писали, нам пришло письмо от черепашки, в котором я обнаружила вот такие таблички и вопрос.
II. Актуализация знаний
1.Наблюдение с использованием таблицы
— Давайте попробуем ответить на него и посмотрим, что нам черепашка с вами приготовила.
— Что мы можем сказать, посмотрев на данную таблицу?
Временные формы |
|||
Прош. вр. |
Наст. вр. |
Буд. вр. |
|
1.Совершенный вид (Что сделать?) |
Сделал |
|
Сделаю |
2.Несовершенный вид (Что делать?) |
Делал |
Делаю |
Буду делать |
( глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее время, а глаголы несовершенного вида – три временные формы: настоящее, прошедшее и будущее время).
— А я тут еще обнаружила биографию черепашки, давайте посмотрим и прочитаем. Слайд 2
— Какие глаголы использовала черепашка? (Слайд 3)
— Помимо своей биографии черепашка оставила нам несколько заданий. Давайте их тоже выполним. (Слайд 4)
— Продолжим читать биографию нашего нового друга и выполнять предложенные нам задания ( Слайд 5,6,7,8,9,10)
2.Работа со словарем.
— Вы знаете, я только и успеваю получать новые задания, только я не пойму то ли нас черепашка проверяет, то ли на самом деле многого не знает. А мы не ударим в грязь лицом и будем узнавать для себя что – то новое.
— На доске написано слово «ВРЕМЯ» Что это такое? Как вы это слово понимаете? (Дети дают ответы). (Слайд 11)
— А теперь давайте прочтем точное определение по словарю С.И.Ожегова
— В словаре мы можем наблюдать 10 значений слова «время», но нас интересует 9 значение, в котором говорится, что время это категория глагола, которая относит действие в настоящее, прошлое или будущее.
III. Закрепление пройденного материала
1.Сыщик (Слайд 12)
— А теперь черепашка нам предлагает побыть сыщиками
— Вам необходимо установить личность подозреваемого по приметам (чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать действия подозреваемого в три столбика – по временам глагола)
— Делим тетрадь на три столбика
Наст. вр. |
Буд. Вр. |
|
Ездил Взбирался Не боялся Исходил Обошел Объездил поднялся |
Учится Зубрит Читает Слушает вникает |
Придумает Будет чертить Будет конструировать изобретет |
2.Исправь ошибки (Слайд 14)
— Мы уже с вами знаем, что глагол имеет три времени: настоящее прошедшее и будущее.
— Давайте прочитаем стихотворение
1.Рыженький котик сидеть на окошке,
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
2.Вот теперь сидеть,
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать.
3.Мы, котичек, на улице погулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
— Что вы заметили? (Глаголы не так написаны.)
— Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво (Читаем стих). (Слайд 15)
— На какие группы можно разделить эти глаголы?
сидел сидит погуляем
увидел глядит попугаем
спел мурлычет будем ходить
поел кличет будем говорить
Вывод:
-
глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло — прошедшего времени;
-
глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас — настоящего времени;
-
глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить — будущего времени.
3.Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 16)
Задание: образуйте от существительных глаголы трех времен.
Рассказ — рассказывал, рассказывает, будет рассказывать,
Зелень — зеленел, зеленеет, будет зеленеть
Крик — кричал, кричит, будет кричать
Зима – зимовал, зимую, буду зимовать
Бег – бегал, бегу, побегу
4.Логогриф
— А теперь немного отвлечемся и поработаем устно (Слайд 17)
Определение животного |
+/- буква |
Определение слова |
Ответ |
|
1. |
Надоедливое, почти домашнее животное |
— М |
Суп, но не из мяса млекопитающего |
|
2. |
Жалящее насекомое |
+ К |
Девичья прическа |
|
3. |
Морское животное с клещами |
— К |
Совершенно бесправный человек |
|
5.Сгруппируйте слова по теме урока.
Чернеет, выпьет, съела, убегает, посеял, сошьет, поджарила, взлетает, будет лить, выпрямляют, насчитали, сольют, скользит, залаяли, совьют, побьет, обмерил.
IV.Подведение итогов урока
1.Слово учителя
— Сегодня черепашка нас погоняла по теме времена глагола и хотелось бы вас спросить, что же вы можете сказать о времени глагола?
— Какие затруднения встречались на уроке?
2.Домашнее задание: упр.673 (образовать время)