Методическая разработка к празднику: «Масленица»

МБОУ Средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Жукова Д.А.

Методическая разработка к празднику:

«Масленица»

Составитель: учитель ИЗО Селева Р.В.

педагог психолог Лопатина Л.В.

2013г.

Пояснительная записка

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Основной идеей данной разработки является создание условий для достижения успеха каждым учеником независимо от его успешности в учебной деятельности, через формирование надпредметных понятий вмещающих в себя такие ценности, как мама, Родина, совесть, любовь.

Они также направлены на развитие у детей 7-10 лет уникального человеческого дара слова, культуры речевого поведения, через которую проявляется общая культура человека, а также развитие творческого воображения и литературных способностей.

Данный возраст диктует потребность в проигрывании, «проживании» социальных ролей. Дети в процессе подготовки оказываются в различных жизненных ситуациях, действуют от лица разных персонажей и в результате этого получают неоценимый жизненный опыт, тренируют и развивают способности к общению.

Такая деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе подготовки у детей воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

«Родной язык, — писал Ян Корчак это не нарочно придуманные для ребёнка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». Ребёнок «дышит» воздухом творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять, играть и нужно лелеять эту способность его души.

Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».

Задачи:

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям;

  • Активизация культурного досуга учеников, коммуникативных качеств личности.

  • Развитие творческих способностей учащихся

Основная идея проведения данного праздника состоит в том , что он рассчитан на всю «масленичную» неделю т.е. познакомить детей с данным праздником в ходе открытых уроков в каждом классе начального звена , заключительное итоговое мероприятие праздник Масленица.

Возможные результаты:

  • Приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику

Приложение

Ход урока.

Раздаётся стук в дверь. В класс входят «Старушки — веселушки» в руках несут сундук. Проходят и представляются.

  1. Мы старушки из ларца, из ларёчка, принесли мы вам весну в сундучочке.

  2. Нас народ своим уменьем (звучит фонограмма приложение 1)

Да весельем наградил,

Для поднятья настроенья

Нас на помощь снарядил.

Припев: Нам года не беда, коль душа молода.

Нам года не беда, коль душа молода.

1.С детства крови не боюсь я,

Всем вам раны залечу,

А уж если рассмеюсь я

Всех вокруг расхохочу.

Припев: Нам года не беда, коль душа молода.

Нам года не беда, коль душа молода.

Дети, а вы знаете, как в старину наши предки встречали весну?

Как назывался русский народный праздник, который символизировал приход весны.

Для этого нужно продолжить пословицу.

Без блинов нет …. (масленицы).

Давайте подробней с ним и познакомимся. Проводиться презентация. (Приложение 2)

Дети, а вы хотите посмотреть, что же за весну мы вам принесли в сундуке?

В старину люди заклинками звали весну.

Давайте мы тоже закличем весну, и сундук глядишь и откроется. Повторяйте за мной. Солнышко, солнышко,

Красное вёдрышко!

Выгляни из — за горы,

Да до вешней поры.

Сундук открывается и оттуда выглядывает солнышко (там же находиться весь раздаточный материал на занятие).

Старушки берут солнышко в руки и рассказывают.

С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. Блин символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

Раздаётся раздаточный материал и вместе с детьми изготавливается Масленичное солнышко.( сопровождение презентации «ой блины мои блины» (Приложение 3)

Подведение итогов урока. Ну, вот весна красна и пришла к нам возьмите себе на память вот эти чудесные солнышки ими будите украшать блины. А нам старушкам пора в путь дорогу. Старушки уходят.

Раздаточный материал; трафареты солнца, жёлтая пряжа, нарезанная по 7 см, крючки, дырокол, зубочистки, жёлтый картон, ножницы, клей.

Заключительное мероприятие

Участники заключительного мероприятия:

учитель ИЗО Селева Р.В.

педагог психолог Лопатина Л.В.

преподаватель воскресной школы прихода

Петропавловской церкви Шипулина Е.М.

Настоятель прихода иерей Георгий Степанишев

Учащиеся воскресной школы

Описание праздника:

Из истории праздника(1 ведущий)

. История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.


Во время поста нужно взять на себя маленький духовный подвиг, — здесь речь как раз не о внешней стороне поста, а о духовной, о внутренней стороне. Можно, например, дать себе зарок в течение поста не сквернословить, то есть не ругаться дурными словами. Или ни с кем не ссориться, никого не обижать. Если хотя бы в дни поста удастся воздержаться от раздражения и сквернословия — это будет драгоценнее, чем воздержание от той или иной пищи.

Древний праздник Масленица(2 ведущий)

В древности Новый год (земледельческий) начинался с весеннего равноденствия — ночи с 21 на 22 марта. Именно к этому времени приурочены обряды Масленицы — «единственного крупного дохристианского праздника, не приуроченного к христианскому празднику и не получившего нового истолкования». Древность обрядов Масленицы подтверждается тем, что этот праздник (в том или ином виде) сохранился у многих индоевропейских народов.

Об этом празднике по подробнее нам наши гости

преподаватель воскресной школы прихода

Петропавловской церкви Шипулина Е.М.

Настоятель прихода иерей Георгий Степанищев

Ход мероприятия

С шумом и смехом появляются скоморохи. (Песня «Весенняя – шуточная»

1-й скоморох. Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й. А чего они сошлись, сами не знают. Лучше бы дома сидели.

3-й. Нет, это они на праздник пришли , на дармовые блины понабежали, не зря же наш масленицей назвали!

1-й. Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом на масленицу. В яр спустился, глядь — лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

2-й. Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

3-й. Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В наше школе народ собрался: нарядились, бегают, шумят, смеются. И чего это они?

Появляются Ведущий,

Ведущий. Я отвечу на ваши вопросы. Лисы водят хоровод — зиму провожают и весну поджидают. Мыши играют — зиму провожают и весну поджидают. И ребята в школе суетятся, готовятся зиму проводить и весну встретить, на масленой недельке душистым чаем и сытными блинами полакомиться.

Веселые русские песни попеть да в игры-потешки поиграть!

Ой! Смотрите, сама матушка-Зима к нам на праздник идет!

Появляется Зима, кланяется.

Зима. Низкий поклон вам, добрые ребята! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А, может, на вас еще морозца напустить?

Дети: Нет-нет!

Зима. А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!

Скоморохи

1. Эй, веселей! Собирайся народ!

Нынче масленица в гости идёт!

К нам скорее вы спешите!

И друзей с собой зовите!

2. Собирайся народ!

В гости Масленица ждет

Мы зовем к себе тех

Кто любит веселье и смех

3. Ждут вас игры, забавы и шутки

Скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем

Веселье начинаем!

Ведущий: ну что повеселим наша зимушку?

Ведущий: проводят игры: перетягивание каната, метание снежков в цель, бег на одной лыже, и др. Ведущий, награждают победителей этих игр.

Зима. Ах! Спасибо вам! Порадовали вы меня, по-веселили. А теперь моя очередь вас позабавить.

Зима вместе с детьми исполняет игровую песню «А на улице мороз».

Ведущий. Матушка-Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова, за катания на санках и лыжах.

Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и матушка-Зима. А теперь дозволь нам сестрицу твою младшую — Весну-красну встретить.

Зима. Ну что ж пришла пора уходить мне .повеселили вы меня . до свидания ребята.

Музыка весна

На санях, запряженных тройкой «лошадей», появляется Весна с подружками — русскими красавицами с цветами (дети). Их, с веселым шумом, бегут встречать скоморохи. Весна и ее окружение выходят в центр

Весна. Здравствуйте, гости дорогие!

Российские бояре!

Господа купцы, безусы молодцы,

Бледнолицы современны девицы —

Мое нижайшее почтение!

И моё весеннее благословление!

Ехала к Столице БЛИННОЙ

Я лесной дорогой длинной

Привезла с собой цветов, (Голоса птиц)

Звонких птичьих голосов!

А еще привела самый сытный праздник русский и свою подружку — Масленицу. Встречайте!

Под русскую песню «Калинка» выходит Масленица.

Масленица:

Добрый день всем добрым людям!

Пусть весёлым праздник будет!

Ведущий: Дорогие гости! А знаете ли вы, что праздник Масленица корнями уходит в языческую Русь. В старину этот праздник отмечался очень широко. Заранее готовились снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями.

И праздновали Масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями. Деревня к деревне в гости шла показать себя, поэтому первый день масляной недели и называли «Встреча».

Эй, веселые подружки, спойте звонкие частушки.

Во второй день — «Заигрыш». С утра и стар, и мал готовились к представлениям скоморохов, катанию с гор и прочим шумным весельям.

Масленица: И я приготовила вам забавы. Ну-ка, разомните ноги!

На масленицу вешается шарики игра «кто достанет шарик»

Ведущий. Среда называлась «Лакомка». А ну, подходи кто проголодался, посоревнуемся: кто быстрее съест блин, кто быстрее всех выпьет кружку чая!

Все исполняют русскую песню «Ой, блины-блины»

Ведущий: Четвертый день масленичной недели назывался «Широкий четверг» или «Разгул». Начало калядованию: ряженые ходили по домам с песнями, бубнами и возили Масленицу на санях.

Ряженые исполняют русскую народную песню «Порушка».

Ведущий. В пятницу — «Тещины вечерки» и в субботу — «Золовкины посиделки». В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. Пренебрежение этими обычаями считалось ужасным оскорблением. А про угощение –отгадайте загадки:

Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (ТЕСТО)
***
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей. (МОЛОКО)
***
Лоснятся у него бока,
Он сотворён из молока,
В нём бывает много дыр,
Все мы очень любим… (СЫР)
***
Захотели мы поесть,
Напечём мы горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы… (БЛИНЫ)

Под веселую русскую плясовую идем на вкусную трапезу!

Ведущий. Заканчивалась Масленица «Прощеным воскресеньем». Все просили друг у друга прощения, в знак примирения целовались. И провожали масленицу.

Весна. Дорогие мои! Масленица целые охапки сытных блинов принесла, да реки чая из душистых трав заварила. Подходите, насладитесь ими.

Ведущий. Вот и праздничку — конец. Кто пел, плясал — молодец!

Чаепитие с блинами в школьной столовой

Описание игры:

1.

  • В этой игре могут принимать участие все: и взрослые и дети.

Вначале, роль ведущего выполняет взрослый, когда игра будет усвоена,

ведущим должен быть победитель.

  • Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: в начале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться.

  • Описание команд:

  1. «Блин комом» — все подбегают к центру круга

  2. «Блин блином» — все двигаются спиной от центра круга

  3. «Блин с маслом» — все приседают

  4. «Блин с мясом» — все встают

  5. «Блин со сметаной» — кричат мальчики и мужчины

  6. «Блин со сгущенкой» — кричат девочки и женщины

Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды как ему захочется.

2. Метание снежков в цель

3.Игра с валенком

4.Кулачные бои

5.Поедание блинов

6.Частушки, скороговорки, потешки, заклички, дразнилки, стихи про масленицу,


Список литературы:

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. — №2.

2.  Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004.

3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. — №2

4. Н.Ф. Дик Начальная школа от А до Я. // Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006

5. О.Е. Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я – гражданин России!// Москва: «Вако»,2006

6. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные, тематические праздники.// Москва: «Вако»,2006

7. Использование сайтов интернета.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *