«Здравствуй, зимушка –зима»
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Зима»
Обучающие:
Развивать умение подбирать определения к заданному слову и слова-родственники; активизировать словарь детей по теме «Зима»;
Расширять представления детей о снеге и его свойствах;
Показать синтез поэзии, изобразительного искусства и музыки в создании образов природы.
Учить использовать усвоенные ранее нетрадиционные средства рисования для передачи образа природы зимой;
Развивающие:
Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Развивать память, внимание, мышление, фонетическое восприятие.
Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Воспитывать любовь к родной природе, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа и выразить свое восхищение через рисунок и эмоциональную лексику.
В день праздника украшается класс. Вывешивается красиво оформленный плакат «Здравствуй, Зимушка-зима». На доску прикрепляются снежинки, силуэты зверей, сделанные из бумаги, развешивается мишура.
Ход мероприятия
1. Оргмомент
Учитель.
Ребята, сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наше внеурочное мероприятие посвящённое удивительному времени года – зиме.
Снег идет, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята-
Снова к нам пришла зима.
Зима — любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихах. Давайте послушаем .
Читает ученик стихотворение
В час предрассветный
Добрый волшебник
Тихо по городу шел…
В инее стали ветви березок,
А на земле белоснежный ковер.
В воздухе чистом снежинки кружатся…
Белые звездочки с неба летят.
Тихо и плавно на землю ложатся.
В лучиках солнца сияют, блестят.
Белый снежок укрывает дорожки,
В инее чудном деревья стоят…
Добрый волшебник, незримый художник
Город одел в белоснежный наряд.
Учитель.
Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наше занятие посвящено русской зиме.
Поэтому мы сегодня, как бы перелистывая странички журнала, будем вспоминать зимушку и её чудесами, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, играть в зимние игры и слушать фортепианную игру
— Итак, пора начинать, Зиму в гости звать!
2.Хор исполняет русскую народную песню «Здравствуй, гостья-зима!»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь
На морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Учитель: —
Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев». Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя.
-А знаем ли мы зимние месяцы?
3 зимних месяца спрятались в этих загадках.
3.Ученики загадывают загадки
1.Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)
2. Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (январь).
3. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силен –
Днем капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну так что за месяц это? (февраль).
— Вот мы и вспомнили зиму и её родных братьев
Учитель. Ребята, а вы любите зиму?
А что вам больше всего нравится в этом времени года? ( играть)
(Ответы детей.)
4.Аппликация снеговика.
Учитель. Мы с вами каждый день гуляем на улице, помните, когда был липкий снег кого вы слепили? ( Ответ детей – Снеговика.
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, — это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами — небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин — снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика — некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.
Сейчас мы с вами будем лепить снеговика. Но не из снега, а из бумаги
Дети выполняют работу под музыку Петра Ильча Чайковского « Времена года» Декабрь
Защити своего снеговика
5.Загадывание загадок
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
-Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Вам, друзья, ответить нужно
Быстро, весело и дружно.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их … (лыжи)
Мчусь как пуля я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)
Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это — … (снегири)
Дел у меня не мало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима)
Схватил за щёки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Всё это делает …(мороз)
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их …(рукавички)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы …(санки)
6.Игра «Зимушка – зима!»
Передаем друг другу варежку и при этом называем имена прилагательные, подходящие по смыслу к слову «зима».
Например: зима какая? Долгожданная!
(русская, холодная, суровая, морозная, вьюжная, снежная, волшебная, сказочная, метельная, белоснежная, удивительная и т.д.)
Спасибо большое всем за праздник, вы были просто молодцами! Зимушка-зима тоже благодарит вас и угощает сладкими «ледышками», от которых горло не болит. Спасибо всем за внимание.
7.Рефлексия.
Украсить ёлку