Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Душа моя, игрушечка!»

Кошкина Ольга Александровна

МБОУ СОШ №3 г.Липецка имени К.А.Москаленко. г. Липецк

учитель начальных классов.

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе

«Душа моя, игрушечка!»

Тема занятия: «Душа моя, игрушечка!»

Цель: Закрепление у обучающихся знаний о русской народной игрушке, наследнице и хранительнице народной культуры. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

Задачи:

  1. Обобщить знания обучающихся о русской народной игрушке: глиняной, тряпичной и деревянной.

  2. Вызвать интерес и желание узнать больше о прикладном творчестве русского народа.

  3. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

  4. Воспитывать бережное отношение к игрушке, умение видеть в ней продукт труда других людей.

Планируемые результаты:

Личностные

  1. Формированние основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России.

Метапредметные

  1. Формирование личностных УУД

  • формирование основ исторической памяти, ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа

  1. Формирование коммуникативных УУД

  • умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  1. Формирование регулятивных УУД

  • Определять цель деятельности на уроке

  • Обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем

  • Определять успешность выполнения своего задания

  1. Формирование познавательных УУД

  • Умение ориентироваться в системе своих знаний

  • Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Предметные

  1. Актуализация знаний о быте и нравах русского народа

  2. Систематизация знаний о русской народной игрушке.

Межпредметные связи: литература, история

Материалы и оборудование:

  1. Выставка глиняной игрушки, тряпичных кукол и матрёшек.

  2. Книги о русской народной игрушке.

  3. Сундучок.

  4. Аудиозаписи народной музыки, магнитофон.

  5. Картинки с изображением народной игрушки.

Тип занятия: обобщение изученного материала

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I Организационный момент

Учитель: Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

 

Игрушка в гости к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Про игрушку всё расскажем

Свои знания покажем.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций и наглядных пособий.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

6.Умение ориентироваться в системе своих знаний.

7.Формирование обобщённых знаний.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение сотрудничать с учителем и другими учащимися.

Личностные результаты

1. Развивать умения

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядными пособиями.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙI. Актуализа

ция знаний и постановка учебной проблемы.

Как вы думаете, ребята, о чём у нас пойдёт сегодня речь? О народных игрушках. Правильно, сегодня мы собрались, чтобы вспомнить всё, что мы узнали с вами о народной игрушке.

Открывается дверь и входит кукла Барби:

Я — кукла Барби, всем на радость.
Красоты не занимать!..
Платье, туфельки на зависть!
Есть свой дом, своя кровать!


Я тонкая, изящная,
Словно настоящая!
Чудная прическа,
Не нужна расческа!

Модная красавица,
Все  во мне мне нравится:
Ножки, ручки, спинка,
Славная картинка!

Здравствуйте, вы наверное догадались, я кукла Барби – самая красивая кукла на свете. Я появилась в 1959 году в США, до меня и игрушек то настоящих не было.

Учитель: Ты ошибаешься, дорогая Барби, игрушки появились очень, очень давно и если ты погостишь у нас, мы тебе расскажем о русских народных игрушках.

Барби: Хорошо, я останусь и послушаю.

Учитель: А мы, ребята, отправляемся в путешествие в давние времена, чтобы узнать, во что же играли наши предки. И тема нашего сегодняшнего занятия… (читают на доске): «Душа моя, игрушечка!».

ΙΙ. Ход занятия.

Учитель. А поможет нам с вами вот этот старинный сундучок.

Есть у нас с вами
Волшебный ларец,
Там заперт на ключик
Чудесный дворец.
Открывается палата,

Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?

Учитель. Что же лежит в нашем сундучке? Отгадайте загадку:

Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно.

Эту игрушку имеет каждая девочка: одевает, кормит, спать уложит. Что это? Это кукла (открываем сундучок и достаём старинную тряпичную куклу)
Наверное, нет ни одной девочки на свете, которая не играла бы в куклы. У каждой в своём уголке – кукольные дома, кроватки с матрасиками, столики с посудой. Сейчас много красивых кукол, у каждой – своя любимая.
В русских крестьянских семьях девочки тоже играли в куклы. Из чего же были сделаны эти куклы?
Это были тряпичные куклы. Они их шили сами из любых кусочков ткани с большим старанием.

Свернута из тряпки кукла у Параши
И на всей земле ты не отыщешь краше
.
Беленькое личико – маленький комочек.

Нету носа, глазок – даже чёрных точек
Но Параша любит и целует в щечку
Куколку из ткани — маленькую дочку.

Учитель. А в чём же особенность этих кукол?

Куклу наряжали, а лицо не рисовали. Да, верно, такие куклы назывались безликими. А почему? По народным поверьям кукла приобретала душу. И если у куклы было нарисовано лицо, то это могло повредить ребёнку, навести на него порчу и ребёнок заболеет. Взрослые верили, что кукла охраняет детский сон, оберегает ребёнка.

Барби. Ах, как интересно, а я и не знала, что бывают такие куклы.

Учитель. Ребята, какие тряпичные куклы вы знаете? Покажите Барби и расскажите. Ученик подходит к столу и показывает и называет тряпичные кулы.

Учитель. Замечательно, а теперь давайте опять обратимся к нашему сундучку. Кто там ещё живёт?

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -…(Матрешки)

Барби.

Матрёшка на окошке

Под  ярким сарафаном.

И вся семья  в матрёшке

Как в доме деревянном…

Как увидела тебя,

Очень удивилась:

Как же ты такая

На свете появилась?

Учитель. Давайте, ребята, расскажем Барби, как и когда появилась на свет русская матрёшка.

1-й ученик: Матрёшке – более 100 лет. А начиналось всё так. В руки братьев Мамонтовых, владельцев магазина «Детское воспитание» в Москве попала фигурка японского мудреца Фукуруму. Внутри этой фигурки было несколько кукол – одна в другой.
2-й ученик: Игрушка настолько понравилась, что было решено сделать подобную, но только в виде молодой крестьянской девушки.
3-й ученик: Сделал матрёшку мастер игрушек Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин переодел куклу в русский костюм. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щёки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса.
4-й ученик: Когда кукла была готова, кто-то из друзей воскликнул “Настоящая Матрена!”. Так игрушка и вошла в обиход под названием матрёшки.

Учитель. И с тех пор матрёшка шествует по всему миру. А знаете ли вы, ребята, что наша матрёшка занесена в книгу рекордов Гиннеса.В 1970 году была изготовлена 72-местная матрёшка. Высота этой матрёшки достигает 1,5 метров.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало,

Символом России стала.

Игра. «Наряди матрёшку».Вызываются две пары. Один человек наряжает другого на скорость. Нужно надеть юбку, платок, нарумянить щёки и губы помадой.

Учитель. А теперь давайте снова обратимся к нашему сундучку. Кто же выйдет из нашего сундучка? Отгадайте загадку.

У детей в ладошах птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек — те свистят,

Всех в округе веселят.

Что же это за птички такие? Глиняные свистульки.

Учитель. Достаёт из сундука глиняную свистульку. Правильно, ребята, это глиняные игрушки.

Барби. А почему глиняные игрушки были именно свистульками? Почему все игрушки разные, по-разному расписанные и по-разному вылепленные?

Учитель. Ой, сколько вопросов ты нам задала, но мы сейчас на них ответим. В каждой местности, где была глина, лепили свою игрушку с местным колоритом. А почему же игрушка была свистулькой, ребята? Считалось, что свист отпугивает все беды и нечистую силу. А ешё было так весело посвистеть! О глиняных игрушках мы тебе, Барби, сейчас расскажем.

1-й ученик.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы!

2-й ученик.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

-Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я
3-й ученик.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется. 

Учитель. Лепили глиняную игрушку и в наших краях. Недалеко от современного Липецка был город Романов. Жили в этом городе талантливые мастера, и лепили они игрушку, которая называлась как? Романовской.

Ученик.

Под Липецком на крепостном бугре

Все люди рады Троицкой игре…

От свиста здешних птичек и зверей

Теплее на душе и веселей!

Задорит свист их наши души,

Хоть и закладывает уши.

Мы рады одинокому коню

С подстриженною гривою в строю!

Пусть чёрная, но глина неплоха

Для уток, для гусей и петуха,

Для жаворонка, даже для барашка –

В четыре цвета у него рубашка!

На жёлтом фоне красный и зелёный

Рисунок, вобщем-то, неброский, немудрёный!

Но этим краскам радуемся мы,

Цвета такие лишь у хохломы!

Учитель. Давайте ребята поиграем. Я приглашаю сюда двух человек. Я хочу проверить, знаете ли вы игрушки. Нужно выбрать романовскую и дымковскую игрушки.

Молодцы, здорово у вас получилось. А изображения какой игрушки у нас остались? Филимоновской. Правильно.

Теперь ты видишь, Барби, сколько игрушек существовало на Руси и как талантлив наш народ!

Ученик 1.

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет. 

Ученик 2.

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Урок 3.

Ты играй моя гармошка

Ты подруга подпевай

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

Учитель. И мы, ребята, по-праву гордимся нашей Родиной Россией, нашими мастерами и замечательными игрушками.

Закрываем наш чудесный сундучок

Там игрушка сердцу милая живёт!

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

Учитель. Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. И это здорово, что рядом могут жить и дарить радость и старинные игрушки и современные, такие как ты, Барби.

Барби. Мне очень понравилась старинные русские народные игрушки. И я больше не буду говорить, что я лучше всех

Учитель. А чтобы ты подружилась с русской игрушкой, мы дарим тебе подружку – куклу-желанницу. Это кукла волшебная. Она исполняет желания. Нужно только припрятать её в укромный уголок. И если захочешь загадать желание, то нужно повязать кукле новый платочек, или пришить к юбочке бусинку или пуговицу. И обязательно дать ей посмотреться в зеркало и тогда твоё желание непременно сбудется.

Барби. Спасибо большое, до свидания, ребята, до новой встречи.

Учитель и дети. До свидания!

Учитель. И наше занятие подошло к концу. Желаю вам, ребята исполнения всех ваших желаний.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *