Всероссийская олимпиада школьников «Русский язык» 6 класс

Всероссийская олимпиада школьников

Русский язык

6 класс

1 вопрос. Проверка знаний по орфоэпии

Расставьте ударение в словах:

Алфавит, положил, красивее, документ, поняла, включим, торты, хвоя, звонит.

Ответ:

Алфави /т, положи /л, краси /вее, докуме /нт, поняла /, включи/м, то/рты, хво/я, звони/т.

2 вопрос. Задание на историю орфографии (графики)

Что общего у слов капор, капюшон, капуста? Как знание этимологии слова поможет в написании второго и третьего из них?

Ответ: Латинское слово кап означало голова.

3 вопрос. Фразеология

Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.

Ответ:

Без году неделя, на седьмом небе, наступать на пятки

4 вопрос. Культура речи

Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее, о Егоре и т.п.? Ученики дали противоположные ответы: — Неверно. Ведь предлог о употребляется и в виде об, если существительное начинается с гласного. – Верно. Как учащиеся мотивировали второй ответ? Кто прав? Почему?

Ответ: слова ёлка, яблоня, юбилей начинаются согласным звуком, следовательно, предложенный вариант правилен.

5 вопрос. Морфология

Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?

Ответ: Глаголы совершенного вида предполагают результат (точнее – предельность) совершения действия, а подобное значение не соотносится с настоящим временем.

6 вопрос. Стилистика

Какие смысловые, стилистические оттенки вносит, на ваш взгляд, следующая правка:

Ранний вариант: Я б шофёром пошёл.

Окончательная редакция:

Я б в шофёры пошёл,

пусть меня научат.

Ответ: Предложенная конструкция усиливает направленность действия.

7 вопрос. Диалектология

Подобрать к словам северного говора синонимы южного говора:

Брезговать

Волк

Сосед

Тропинка

Чулан

Ухват

Петух

Баять

Векша

Ответ: Гребовать

Бирюк

Шабер

Стёжка

Клеть

Рогач

Кочет

Гутарить

Белка

8 вопрос. Синтаксис

Представьте себе, что существует такой язык, в котором приставки, суффиксы и окончания русские, синтаксис тоже русский, а корни вам неизвестны. Дадим этому несуществующему языку условное название «глокий». Сумеете ли вы разбирать предложения на «глоком» языке? Попробуйте найти подлежащее и сказуемое в следующих примерах:

  1. Молясный болодильник перемехал кувицу. 2. По малее провекнули перетяющиеся бредолаги. 3. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу.

Ответ: 1. Болодильник перемехал. 2. Провекнули бредолаги. 3. Веленщик умащил.

9 вопрос. Морфемика

Почему названия многих городов на Чёрном море оканчиваются на –поль? Назовите эти города.

Ответ: Мелитополь, Симферополь, Никополь, Тернополь, Севастополь, Кастрополь, Созополь. В Крыму было много греческих колоний, а слово поль по-гречески – город.

10 вопрос. Перевод древнерусского текста

Переведите древнерусскую притчу на современный русский язык.

О осле и о коне

Человек некто имея осла. Идущи же и в путь, рече осел к коню: «Возми от моего бремени, аще хощеши имети мя цела». Конь же не послушаше. Осел же пад на пути, скончайся. Господин же сего взем бремя все на коня возложив и самого осла кожу. Слезя конь вопияше: «Ох мне, безчастному, и что мне случись бедному, не хотях бо малые тяготы прияти, се ныне все бремя несу и кожу».

Толк. Притча являет, яко же в малых трудех друг другу пособствует, обоя спасутся в житии.

Ответ: Осел и конь

У одного человека были в хозяйстве осел и конь. Собрался человек в путь. Осел и говорит коню: «Мне тяжело, я не выдержу. Возьми часть моей поклажи!» Но конь не согласился помочь приятелю.

И Осел действительно упал на пути и умер. Господин переложил его поклажу на коня, да сверх того еще и шкуру осла прибавил. Заплакал конь, запричитал: «Горе мне, несчастному! Вот как вышло: не захотел я малую тяжесть на себя принять — теперь приходится не только всю кладь нести, но и ослиную шкуру».

Толкование (мораль). Притча учит: тот, кто помогает другу в малом, получит спасение для обоих.

Или: поможешь другу — спасешь душу.

Или: если помогаешь другу в малом, то получаешь выигрыш в большом.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *