Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся младших классов во внеурочное время

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся младших классов во внеурочное время.

Меньшова Ольга Валерьевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» г. Гурьевска

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности.

Приходя в школу ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.

Проработав в начальной школе более 20 лет, я могу с полной уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы  духовно-нравственного воспитания школьников
Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно — деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся. НОУ позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.

Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями, библиотеками.

В своей деятельности мы широко используем музейную педагогику не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций. Это в первую очередь большая поисковая работа, музейные уроки, работа лекторских групп.

Одной из педагогических задач является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

· Повышение педагогической культуры родителей учащихся путем проведения тематических родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

· Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (традиционные  спортивные праздники, праздник Букваря, семейные посиделки, акция «Милосердие»,  театральные постановки к дню учителя и дню мамы). Здесь могут быть и такие внешкольные мероприятия, как: экскурсии, разнообразные десанты, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.

Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов, воспитанников и родителей социальную компетентность, и опыт конструктивного гражданского поведения, и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Педагогическая культура родителей обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей.

Литература

1. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.07.1992 № 3266-1 –ФЗ ред. от 10.07.2012. – Режим доступа : КонсультантПлюс.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом 06.10.2009 № 373 : с изм. и доп. на 2011 г. / Минобрнауки РФ. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М. : Просвещение, 2009. – 23 с. — (Стандарты второго поколения).

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников [Текст] : методические рекомендации : пособие для учителей общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Т. Л. Белоусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок [и др.] ; под ред. А. Я. Данилюка. — М. : Просвещение, 2011. — 142 с. — (Работаем по новым стандартам).

5. Марьенко, И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников [Текст] / И. С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. — 183 с.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] : проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2009. – 48 с.

3

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *