Внеурочное занятие: «Умелые руки» для 2 класса

Республика Саха (Якутия), Таттинский район ,МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааhын

Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.

Внеурочное занятие: «Умелые руки»

Класс: 2

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Пояснительная записка

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Занятия декоративно-прикладным искусством, призванные обогатить душу ребёнка и разбудить в нём нравственные чувства, должны ориентироваться на развитие творческого начала в художественной деятельности детей. В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение: «творчество — создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей», то есть — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, создание того, что еще не существовало. Видимо поэтому многие психологи до последнего времени утверждали нецелесообразность понятия «детское творчество», ведь дети не создают ничего нового, общественно значимого, не совершают открытий. Но ребенок открывает себя и это является двигателем его творческого потенциала. Дети эмоциональны, на волне эмоций они постоянно ищут, пробуют, исследуют, и эта деятельность для них — творческая, путем проб и ошибок они достигают результата, и главное создать такие условия, чтобы и процесс, и результат радовали их.

Художественно-творческая деятельность, включающая в себя в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В процессе изготовления сувениров-подарков создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, учителю важно наполнить слово “красивое” конкретным содержанием. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т.д. Необходимо также найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит “красиво”, ребенок начинает сам находить красоту в других предметах и явлениях.

На этой основе в процессе изготовления сувениров-подарков из разных материалов в различных техниках у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимает из окружающего мира. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах (жар-птицах, синей птице), рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц на различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы.

В процессе конструирования сувениров ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается художественно-творческая деятельность ребенка школьного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего сувенира, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.

Связь воображения с действительностью позволяет сделать педагогический вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием сувениров и других результатов творческой деятельности. Их надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребенка оказывают влияние не только его произведения, но и произведения, созданные другими детьми. Вот почему мы считаем целесообразным, даже необходимым в конце каждого занятия, по завершении детьми изготовления сувениров-подарков выставить все поделки на доску-стенд, рассмотреть их вместе со всеми детьми, обсудить, что и как изготовили, что получилось особенно удачно, красиво, где можно что-то добавить, чтобы было еще интереснее.

Изготовление поделок во внеурочное время – художественно-творческая деятельность, которая включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в поделке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике изготовления поделок должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершения изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать тот сувенир, который он захочет.

Декоративно-прикладное творчество формирует и развивает образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительную память, то есть способствует разностороннему психическому развитию ребенка. Выполнение творческих проектов способствует развитию адекватной самооценки, навыков самоорганизации и самоконтроля, стремления к нравственному саморазвитию и духовному обогащению, воспитывает у детей чувство коллективизма и товарищества через выполнение масштабных коллективных работ — композиций, через коллективное обсуждение и оценку результатов, что приучает детей справедливо и объективно оценивать творчество свое и других, радоваться не только своей, но и общей победе. Декоративно-прикладное творчество не только способствует эстетическому воспитанию детей, оно духовно пробуждает ребенка и указывает ему, перед лицом грядущих трудностей, опасностей и искушений жизни, источник силы и утешения в его собственной душе.

Духовно-нравственное развитие детей в кружке «Умелые ручки» осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является самореализация школьников через участие в творческих конкурсах, фестивалях, концертах тематически направленных на развитие духовности и патриотизма, возрождение народных традиций.

Высокий результат, победа в конкурсе воспитывает в душе ребенка победителя, который будет обладать самоуважением и сможет утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, то есть — духовную личность, перед которой бессильны все соблазны и искушения.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа занятия декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки»:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.

  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Должны знать и уметь:

  • Историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества (нитяная графика, бумажное искусство, лепка, бисероплетение и т.д.).

  • Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.

  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.

  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

  • Правила общения.

  • Правила безопасности труда.

  • Правила личной гигиены.

Продолжительность реализации программы 1 год.

Программа рассчитана на учащихся начальных классов, возрастной состав групп 7-8 лет.

Форма организации занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

По ходу занятий обучающиеся посещают различные достопримечательности поселка, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области декоративно-прикладного искусства.

Ожидаемые результаты программы

К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах.

Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • Постоянно действующая выставка;

  • Творческие конкурсы

  • Отчетная выставка

Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

— предварительного

Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.

— текущего

В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

— итогового

Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

— уровень воспитанности обучающихся;

— микроклимат в детском объединении;

— взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:

Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.

А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить

через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

  • Мотивацию к образовательной деятельности;

  • Отношения в коллективе;

  • Уровень творческой активности;

  • Организаторские способности обучающихся;

  • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *