Внеклассное занятие «В царстве грибов» для обучающихся 1 класса

Внеклассное занятие «В царстве грибов»

для обучающихся 1 класса

Цель: провести в игровой форме совместное занятие обучающихся 1 и 4 классов.

Задачи:

— расширить знания первоклассников о грибах;

— познакомить с практическими приемами лепки грибов из пластилина;

— учить работать учащихся 1 класса в творческих группах;

— развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

— макет лесной полянки (изготовлен уч-ся 4 класса);

— предметные картинки «Грибы»;

— муляжи грибов; аудиозапись звуков леса;

— пластилин для индивидуальной работы уч-ся;

— карточки-сообщения у детей 4 класса;

— печенье «Грибы» для угощения.

Участники занятия:

— обучающиеся 1 класса;

— обучающиеся 4 класса в роли Шуршиков;

— учитель в роли Лесовика, в роли ведущего ученица 4 класса.

Ход занятия:

Организация. Актуализация знаний

Цель: включить детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Звучит музыка, и дети входят в класс. (П.И.Чайковский «Октябрь»)

В классе представлен макет осенней полянки из природного материала (выполнен обучающимися 4 класса)

Ведущий: Ребята, скажите, где мы оказались? А в какое время года полянка может быть такой? (стихотворение об осени)

Тихо входит осень в класс.

Чем порадуешь ты нас?

У меня в корзинке

Ягоды рябинки,

Желуди блестящие,

Шишки настоящие,

Целый ворох листьев разных-

Золотых, зеленых, красных,

А еще есть солнца лучик,

Чтоб помочь умелым ручкам.

-А что вы видите на полянке? Кто живет на нашей полянке?

( на макете фигурки животных и птиц)

Стук в дверь, заходят Лесовичок и Шуршики.

Основная часть

Постановка проблемы

Лесовичок: Ой, сколько народу! Где мы оказались?

Ведущий: На полянке, а мы — ученики 1 класса, рассматриваем красивую осеннюю полянку и плохого ничего не делаем.

Лесовичок: А я со своими помощниками Шуршиками обхожу лес, смотрю, все ли в порядке, нет ли мусора, не обижает ли кто зверей, птичек, не ломают ли деревья?

— Давайте посмотрим на вашу полянку. Деревья не сломаны, птички живут, звери бродят по полянке. Все вроде в порядке, но чего-то не хватает на поляне? Ну-ка, Шуршики, посмотрите внимательно на поляну (на ушко шепчут).

Лесовичок: Все понятно. Ребята, отгадайте загадку:

Ножка толстая и шляпка

Друг лесов и друг полей

Убегает без оглядки

От корзинок он быстрей. (Гриб)

Грибов-то нет на полянке, а осенью их должно быть много в лесу.

— А вы про грибы знаете? Умеете их различать?

— Ну-ка, Шуршики, проверьте, как детки грибы знают. А что не знают — поведайте.

Решение учебно – воспитательной задачи

Цель: совместно открыть новые знания с опорой на имеющиеся знания детей, развивать умения детей работать в творческих группах.

Шуршики загадывают загадки и рассказывают о грибах. (Приложение)

Обучающиеся 1класса отгадывают загадки, находят грибы на картинках.

Ведущий: Ну, что Лесовичок, знают грибы наши ребята?

Лесовичок: Знать-то знают, но все равно помочь не смогут.

Ведущий: Нет, Лесовичок, наши ребята умелые. Мы сейчас на полянке посадим грибочки, а ты посмотри, как мы это сделаем. А твои помощники, пусть ребятам помогут.

Лесовичок: Да я только рад буду.

Ведущий: Поможем Лесовичку, ребята? На столах у вас есть все необходимое, чтобы сделать грибочки. Работать будем по группам, а Шуршики вам помогут. Но перед тем как начать работу давайте немножко подвигаемся, наберемся сил.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И за парты тихо сели.

Творческая работа

Цель: познакомить с практическими приемами лепки грибов, использовать полученные знания на практике, развивать умения детей работать в творческих группах, соблюдая правила безопасности.

Ведущая: А ты, Лесовичок, посиди, да на работу нашу погляди.

Ребята, из каких частей состоят грибы? А чем они отличаются друг от друга? Каким приемом можно сделать ножку? А шляпку? (муляжи грибов).

— Какие правила безопасности мы должны вспомнить при работе?

Дети в группах выполняют лепку разных грибов из пластилина (аудиозапись звуков леса).

Шуршики помогают детям выполнять работу по группам.

Ведущая: Ну вот, Лесовичок, посмотри, какие грибы получились. Давайте располагать их на полянке.

Итог занятия. Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей деятельности, самооценка результатов индивидуальной и групповой работы.

Ведущий: Но любые грибы — съедобные, и ядовитые необходимы природе. Все они часть леса, Потому не стоит срывать или сбивать ногой старые съедобные грибы и ядовитые мухоморы.

Грибы служат пищей многим животным, Полевки — зверьки, похожие на мышей — полностью съедают ножки грибов. Грибы любят и белки. Летом они едят их свежими. Ближе к осени белки начинают запасать грибы на зиму. Грибы едят олени, медведи.

У любого гриба на внутренней стороне шляпки есть маленькие точки- дырочки. В этих точках созревают споры — грибные зародыши, мелкая- мелкая пыльца. Когда споры созреют, они высыпаются наружу: разносятся ветром и попадают в почву. В почве образуются грибницы, из которых вырастают новые грибы. Если захочешь увидеть споры, отрежь ножку у гриба и положи шляпку нижней стороной на лист бумаги. Через несколько часов они высыпятся из шляпки.

Лесовичок: А вы ребята, молодцы! Теперь и людям грибов хватит, и животным есть, чем поживиться. Вы природу любите, берегите все живое, а мы теперь спокойно дальше пойдем.

Ну-ка, помощники мои, где моя волшебная корзина? Очень мне ребята эти понравились. Ребяток хочу угостить лесными лакомствами (печенья в форме грибочков). Лесовичок и Шуршики угощают ребят и гостей, прощаются с ними.

Ведущий: Вот помогли мы Лесовичку и его друзьям, а значит, помогли и лесу. Понравилось ли вам совершать добрые дела? А кому вы сегодня об этом расскажете? А на другие хорошие поступки вы готовы?

Приложение

1. Зашел мужик в сосняк,

Нашел слизняк:

Бросить — жалко,

Съесть – сыро. (Груздь)

Грузди растут в березовых, а также в смешанных лесах, где много берез. Появляются они в июле и держатся до сентября. Искать грузди нужно тщательно, потому, что они прячутся под истлевшими листьями, устилающими землю. Груздь — ценная находка. Он издавна славится в русской кухне. Это крупный гриб с широкой шляпкой, которая даже в сухую погоду остается влажной.

2. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямо. (Подосиновик)

Шляпка у этого гриба ярко- красная, а по ее краям свисает кожица. Растут грибы до тех пор, пока не упадут все листья с деревьев. При сушке они становятся темными — поэтому их называют черными грибами.

3. Он в лесу стоял

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Но никуда не годный. (Мухомор)

Мухоморы — ядовитые грибы. Они вызывают у людей отравление, но смертельной опасности не представляют. Зато вещества, содержащиеся в мухоморах, быстро убивают (морят) мух и других насекомых. За это качество мухоморы и получили свое название. Существует несколько видов мухоморов — пантерный, королевский и другие.

4. Глубоко был спрятан он,

Раз, два, три-

И вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. (Боровик)

Белым этот гриб назвали потому, что при варке и сушке его мякоть не темнеет. Растет медленнее других грибов, Ножка у него толстая, а шляпка напоминает подушку. Найти белые грибы можно под разными деревьями. Эти грибы называют боровиками, поскольку они встречаются в борах. Самые первые белые грибы появляются под дубами.

5. Не спорю — не белый-

Я братцы, попроще …

Расту я обычно

В березовой роще. ( Подберезовик)

Подберезовики не менее известны, чем белые грибы. Растут они в березовых или смешанных лесах. Подберезовики можно собирать долго — до начала октября. В жареном и соленом виде они мало, чем уступают белым грибам. А вот при сушке чернеют. Поэтому сушат их редко.

6. Не срывайте на полянке-

Ядовитые…(поганки)

Это смертельно опасный гриб. Ядовиты все его части. Ядовитые вещества не исчезают из грибов ни при их варке, ни при засолке, ни при сушке. Съев их, человек может отравиться и умереть.

У бледной поганки шляпка шелковистая, цвет ее бледно- зеленого. До оливкового. В центре она темнее. Старые и засохшие грибы издают неприятный сладковатый запах.

7. Очень дружные сестрички-

Золотистые…(лисички)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Эти грибы отличаются от других тем, что на нижней стороне их шляпки расположены не пластинки и не трубочки. А складки с закругленными краями. Желтая лисичка — самая известная. Пройдут первые летние дожди, потеплеют ночи — и можно идти в лес за лисичками. Их легко отыщет даже неопытный грибник.

8. Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (Опята)

Опята встречаются как в лесу, так и на лугах. Они могут расти по одному, но чаще образуют пучки: несколько их ножек срастаются у земли. Высота ножек осенних опят до 10 см. Когда опята растут на пне, можно увидеть незабываемое зрелище: светящийся пень. Белый немерцающий свет исходит от кончиков нитей, образующих грибницу.

Фотоматериалы

Рисунок 1 — Физминутка

Рисунок 2 — Четвероклассники помогают малышам

Рисунок 3 — Всем интересно!

Рисунок 4 — Угощение Лесовичка всем понравилось!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *