Внеклассное мероприятие «ТАЙНЫ МОЕГО ИМЕНИ»

Ю.Николаенко

село Никольское МСОШ

ТАЙНЫ МОЕГО ИМЕНИ

ТЕЗИСЫ

Имя для человека – это «самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»

Наука, которая изучает имена, называется – антропонимика.

Имена и прозвища в Древней Руси

Имена, пришедшие к нам из иностранных языков, и их значение.

Популярность имени Юля среди девочек школы.

Чем руководствовались родители при выборе имени Юля для своей дочери.

Знают ли девочки (с именем Юля) о своем имени и как они к нему относятся.

Соответствие имени характеру человека.

Тайна моего имени.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом

. Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных

А. С. Пушкин «Что в имени тебе моем?»

У каждого человека есть имя. Оно даётся ему при рождении. Меня зовут Юля. Я захотела узнать, почему меня так назвали и что обозначает имя Юля. Я поговорила с мамой, и оказалось, что меня назвали Юлей, потому, что, находясь, в животике у мамы я толкалась и вертелась, как «юла», наверно мне очень хотелось выйти на белый свет. И мамино сердце подсказало, что девочку она назовёт Юлей, Юленькой, Юлечкой.

Имя для человека – это «самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», говорил Карнеги, и я с ним согласна, мне очень нравится моё имя.

Я узнала, что есть даже такая наука, которая изучает имена, она называется – антропонимика. Люди, изучающие эту науку, много знают об именах, об их происхождении. Например, распространенное имя Иван в России в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.

В Древней Руси было много имён, которые, нам сейчас кажутся смешными, они отмечали характерные признаки или внешние особенности человека: Чернава, Светлана, какие-либо свойства новорожденных: Пискун, Лобик. Были имена, которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк. Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка (Зима, Вешняк), явления природы (Метелица), христианские праздники (Мясоед).

Наряду с именами были распространены прозвища. Они могли отражать род занятий человека: Рыболов, Дьяк, Балагур, Грамотей. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Коврига, Сахар, Борщ.

В 988 году, во время правления Киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских.

Греческие имена:

Тихон — «счастливый»,

Евгений — «благородный»,

Софья — «мудрая».

Римские имена:

Валерий — «здоровый, сильный»,

Максим — «величайший».

Древнееврейские имена:

Михаил — «равный богу»,

Илья — «сила Божья».

Среди большого разнообразия имен всегда были такие, которые употреблялись часто. В царском доме Романовых регулярно повторялись такие имена, как Александр, Николай; Павел, Мария, Анна.

У монахов были свои имена: Варлаам, Досифей, Фотий.

В крестьянской семье детей называли Гаврила, Арина, Ермолай, Матрена.

Среди купцов были распространены такие имена Фома, Фрол, Федул, Тит, Гордей.

Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они создаются человеческой фантазией, цветут, стареют, со временем забываются. История русских имен своими корнями уходит в очень отдаленное время. Одни из первых иноязычных имён были принесены варягами: Игорь, Ольга, Олег.

Очень многие из распространенных в нашей стра­не имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение.

Краткий словарик толкования имен

Александр — защитник людей.

Анатолий — восточный

Андрей — мужественный.

Анна — благодать божия.

Аркадий — пастух.

Артем — здоровый.

Борис — боец, борец.

Вадим — спорщик, забияка.

Валентин — сильный.

Варвара — дикарка.

Василий — царский.

Виктор — победитель.

Владимир — владеющий миром.

Галина — тишина, кротость.

Геннадий — благородный.

Георгий (Юрий, Егорий) — земледелец.

Герасим — почтенный.

Григорий — бодрствующий.

Дарья — сильная, побеждающая.

Евгений — благородный.

Евдокия — добрая слава.

Екатерина — чистая, непорочная.

Елена — светлая, факел.

Елизавета — давшая клятву.

Зоя — жизнь.

Игорь — воинственный.

Ксения — гостья, иностранка.

Леонид — подобный льву.

Людмила — милая людям.

Максим — величайший.

Марина — морская.

Имя сопутствует человеку всю жизнь. Меня заинтересовало значение моего имени, история возникновения и смысл. Моё имя Юля произошло от имени легендарного римского героя Юла. От него вёл свою родословную знаменитый род Юлиев. С латинского языка моё имя переводится, как пылкая, жаркая, горячая, а с греческого – «пушистая и «волнистая».

Я узнала, что у каждого человека, кроме дня рождения есть ещё именины. У некоторых именины один раз в году, у некоторых – три и даже больше. Я узнала, что мои именины 31 мая и 29 июля.

Именины или день ангела, определялись днём крещения человека, его духовным рождением. Младенца называли в честь святого, почитаемого в этот день. Этот же святой становился покровителем и защитником новорожденного, поэтому в прежние времена имя человеку давалось человеку в соответствии с религиозными традициями.

В наши дни имя ребенку выбирают сами родители.

Интересно, а каким по-популярности будет моё имя?

Я предположила, что девочек с таким именем будет много. И решила проверить.

В нашей школе всего 120 девочек.

Когда я посчитала всех Юль, то оказалось их – 9 человек.

Это имя самое популярное в нашей школе, вторыми по популярности имена Аня и Оля, третье по популярности имя Наташа, и на четвертом месте имена Даша и Саша.

Смотри приложение 1.

Я опросила родителей, в семьях которых есть Юли, чем они руководствовались при выборе имени для своей дочери?

Варианты ответов:

а) красивое звучание;

б) мода;

в) желание увековечить имя близкого родственника (в честь бабушки и т. д.);

г) симпатия к другому человеку с таким же именем;

д) подсказало сердце;

е) другое (записать что);

Смотри приложение 2.

Мне стало интересно, а знают ли мои тёзки, о своём имени.

Я провела опрос среди девочек с именем Юля и задала им такие вопросы:

  • Нравится ли тебе твоё имя?

  • Знаешь ли ты, что оно обозначает?

  • Знаешь ли ты когда твои именины?

  • Откуда произошло имя Юля?

  • Знаешь ли ты, кто тебя назвал?

Оказывается только одной девочке не нравится ее имя и она ни чего не знает о нем.

Четыре человека знают, что обозначают их имена и когда у них именины.

Только три знают, откуда произошло их имя.

Смотри приложение 3.

Очень хорошо, когда имя сочетается с характером человека. Читая о своем имени в книге Бориса Хигира «Энциклопедия имен вашего ребенка»,

я узнала, что девочки с именем Юля по характеру скрытные, боязливые и не решительные. Они не любят учиться, а делают это лишь по необходимости. Не переносят нравоучений, имеют хорошую память, но не слишком любознательны, хорошие хозяйки, у них хорошее здоровье, они добрые, собранные, аккуратные.

Некоторые предположения автора этой книги совершенно не подходят к моему характеру и моему поведению. Я решила проверить эти утверждения, исследовав, характер девочек с именем Юля. Для этого я опросила их родителей, классных руководителей, подруг-одноклассниц и попросила отметить черты характера, которые подходят Юлям.

По четырем показателям я увидела несоответствие утверждениям автора книги. Шесть показателей совпали.

Смотри приложение 4

На основании исследований, проведенных в стенах нашей школы, большинство утверждений автора подтвердились.

Смотри приложение 5.

Таким образом, мы видим, что характер человека по большинству показателей в ряде случаев соответствует его имени.

В заключении мне хотелось сказать, что я и не предполагала, что обыкновенное имя может стать заданием для исследовательской работы. Что для проведения этой работы можно поставить определенные цели и задачи, что при решении этих задач, можно узнать много интересного о самых обыкновенных вещах или явлениях, или как в моем случае о собственном имени.

Очень интересно было находить нужный материал, работать с компьютером, общаться с людьми разных поколений.

Я думаю, что приобретенный мной первый опыт исследовательской работы мне пригодится, и я хочу продолжить этим заниматься.

ЛИТЕРАТУРА

  • Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен вашего ребенка: Практическое пособие для родителей. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. -639с.

  • Электронный источник «Имена, гороскопы и судьбы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Отношение девочек с именем Юля к своему имени.

Респонденты

Нравится ли тебе твоё имя?

Знаешь ли ты, что оно обозначает?

Знаешь ли ты когда твои именины?

Откуда произошло имя Юля?

Знаешь ли ты, кто тебя назвал?

1

+

+

+

+

2

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

5

+

6

+

+

+

7

+

+

+

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

черта характера

показа

тель

черта характера

показа

тель

соответ

ствие

открытая

17

скрытная

9

боязливая

9

смелая

18

решительная

14

нерешительная

13

учится с желанием

15

учится без желания

12

плохая память

2

хорошая память

23

+

не любит когда её поучают

25

любит когда её поучают

2

+

хорошее здоровье

18

часто болеет

9

+

добрая

17

ворчливая

10

+

не любит работу по дому

10

любит работу по дому

17

+

собранная

15

не собранная

12

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АННОТАЦИЯ.

Работа посвящена изучению имени Юля. Девочка выбрала эту тему, потому, что она заинтересовалась историей происхождения своего имени.

Методы исследования: социальный опрос, изучение литературы.

В результате исследования девочка узнала, что такое антропонимика, познакомилась с историей происхождения имен в Древней Руси, о появлении имен пришедших к нам из иностранных языков и об их значении, узнала об именинах, о происхождении своего имени, о его значении.

Провела исследования:

Выяснила популярность имени Юля среди девочек школы;

Выяснила, чем руководствовались родители при выборе имени для своих дочерей с именем Юля;

Провела опрос среди девочек и узнала, знают ли они о своем имени и как они к нему относятся;

Выяснила соответствие имени и характера человека.

Данная работа заслуживает положительной оценки.

Руководитель: Хоменко Н.А. — учитель начальных классов

13

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *