Ю.Николаенко
село Никольское МСОШ
ТАЙНЫ МОЕГО ИМЕНИ
ТЕЗИСЫ
Имя для человека – это «самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»
Наука, которая изучает имена, называется – антропонимика.
Имена и прозвища в Древней Руси
Имена, пришедшие к нам из иностранных языков, и их значение.
Популярность имени Юля среди девочек школы.
Чем руководствовались родители при выборе имени Юля для своей дочери.
Знают ли девочки (с именем Юля) о своем имени и как они к нему относятся.
Соответствие имени характеру человека.
Тайна моего имени.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом
. Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных
А. С. Пушкин «Что в имени тебе моем?»
У каждого человека есть имя. Оно даётся ему при рождении. Меня зовут Юля. Я захотела узнать, почему меня так назвали и что обозначает имя Юля. Я поговорила с мамой, и оказалось, что меня назвали Юлей, потому, что, находясь, в животике у мамы я толкалась и вертелась, как «юла», наверно мне очень хотелось выйти на белый свет. И мамино сердце подсказало, что девочку она назовёт Юлей, Юленькой, Юлечкой.
Имя для человека – это «самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», говорил Карнеги, и я с ним согласна, мне очень нравится моё имя.
Я узнала, что есть даже такая наука, которая изучает имена, она называется – антропонимика. Люди, изучающие эту науку, много знают об именах, об их происхождении. Например, распространенное имя Иван в России в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.
В Древней Руси было много имён, которые, нам сейчас кажутся смешными, они отмечали характерные признаки или внешние особенности человека: Чернава, Светлана, какие-либо свойства новорожденных: Пискун, Лобик. Были имена, которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк. Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка (Зима, Вешняк), явления природы (Метелица), христианские праздники (Мясоед).
Наряду с именами были распространены прозвища. Они могли отражать род занятий человека: Рыболов, Дьяк, Балагур, Грамотей. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Коврига, Сахар, Борщ.
В 988 году, во время правления Киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских.
Греческие имена:
Тихон — «счастливый»,
Евгений — «благородный»,
Софья — «мудрая».
Римские имена:
Валерий — «здоровый, сильный»,
Максим — «величайший».
Древнееврейские имена:
Михаил — «равный богу»,
Илья — «сила Божья».
Среди большого разнообразия имен всегда были такие, которые употреблялись часто. В царском доме Романовых регулярно повторялись такие имена, как Александр, Николай; Павел, Мария, Анна.
У монахов были свои имена: Варлаам, Досифей, Фотий.
В крестьянской семье детей называли Гаврила, Арина, Ермолай, Матрена.
Среди купцов были распространены такие имена Фома, Фрол, Федул, Тит, Гордей.
Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они создаются человеческой фантазией, цветут, стареют, со временем забываются. История русских имен своими корнями уходит в очень отдаленное время. Одни из первых иноязычных имён были принесены варягами: Игорь, Ольга, Олег.
Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение.
Краткий словарик толкования имен
Александр — защитник людей.
Анатолий — восточный
Андрей — мужественный.
Анна — благодать божия.
Аркадий — пастух.
Артем — здоровый.
Борис — боец, борец.
Вадим — спорщик, забияка.
Валентин — сильный.
Варвара — дикарка.
Василий — царский.
Виктор — победитель.
Владимир — владеющий миром.
Галина — тишина, кротость.
Геннадий — благородный.
Георгий (Юрий, Егорий) — земледелец.
Герасим — почтенный.
Григорий — бодрствующий.
Дарья — сильная, побеждающая.
Евгений — благородный.
Евдокия — добрая слава.
Екатерина — чистая, непорочная.
Елена — светлая, факел.
Елизавета — давшая клятву.
Зоя — жизнь.
Игорь — воинственный.
Ксения — гостья, иностранка.
Леонид — подобный льву.
Людмила — милая людям.
Максим — величайший.
Марина — морская.
Имя сопутствует человеку всю жизнь. Меня заинтересовало значение моего имени, история возникновения и смысл. Моё имя Юля произошло от имени легендарного римского героя Юла. От него вёл свою родословную знаменитый род Юлиев. С латинского языка моё имя переводится, как пылкая, жаркая, горячая, а с греческого – «пушистая и «волнистая».
Я узнала, что у каждого человека, кроме дня рождения есть ещё именины. У некоторых именины один раз в году, у некоторых – три и даже больше. Я узнала, что мои именины 31 мая и 29 июля.
Именины или день ангела, определялись днём крещения человека, его духовным рождением. Младенца называли в честь святого, почитаемого в этот день. Этот же святой становился покровителем и защитником новорожденного, поэтому в прежние времена имя человеку давалось человеку в соответствии с религиозными традициями.
В наши дни имя ребенку выбирают сами родители.
Интересно, а каким по-популярности будет моё имя?
Я предположила, что девочек с таким именем будет много. И решила проверить.
В нашей школе всего 120 девочек.
Когда я посчитала всех Юль, то оказалось их – 9 человек.
Это имя самое популярное в нашей школе, вторыми по популярности имена Аня и Оля, третье по популярности имя Наташа, и на четвертом месте имена Даша и Саша.
Смотри приложение 1.
Я опросила родителей, в семьях которых есть Юли, чем они руководствовались при выборе имени для своей дочери?
Варианты ответов:
а) красивое звучание;
б) мода;
в) желание увековечить имя близкого родственника (в честь бабушки и т. д.);
г) симпатия к другому человеку с таким же именем;
д) подсказало сердце;
е) другое (записать что);
Смотри приложение 2.
Мне стало интересно, а знают ли мои тёзки, о своём имени.
Я провела опрос среди девочек с именем Юля и задала им такие вопросы:
-
Нравится ли тебе твоё имя?
-
Знаешь ли ты, что оно обозначает?
-
Знаешь ли ты когда твои именины?
-
Откуда произошло имя Юля?
-
Знаешь ли ты, кто тебя назвал?
Оказывается только одной девочке не нравится ее имя и она ни чего не знает о нем.
Четыре человека знают, что обозначают их имена и когда у них именины.
Только три знают, откуда произошло их имя.
Смотри приложение 3.
Очень хорошо, когда имя сочетается с характером человека. Читая о своем имени в книге Бориса Хигира «Энциклопедия имен вашего ребенка»,
я узнала, что девочки с именем Юля по характеру скрытные, боязливые и не решительные. Они не любят учиться, а делают это лишь по необходимости. Не переносят нравоучений, имеют хорошую память, но не слишком любознательны, хорошие хозяйки, у них хорошее здоровье, они добрые, собранные, аккуратные.
Некоторые предположения автора этой книги совершенно не подходят к моему характеру и моему поведению. Я решила проверить эти утверждения, исследовав, характер девочек с именем Юля. Для этого я опросила их родителей, классных руководителей, подруг-одноклассниц и попросила отметить черты характера, которые подходят Юлям.
По четырем показателям я увидела несоответствие утверждениям автора книги. Шесть показателей совпали.
Смотри приложение 4
На основании исследований, проведенных в стенах нашей школы, большинство утверждений автора подтвердились.
Смотри приложение 5.
Таким образом, мы видим, что характер человека по большинству показателей в ряде случаев соответствует его имени.
В заключении мне хотелось сказать, что я и не предполагала, что обыкновенное имя может стать заданием для исследовательской работы. Что для проведения этой работы можно поставить определенные цели и задачи, что при решении этих задач, можно узнать много интересного о самых обыкновенных вещах или явлениях, или как в моем случае о собственном имени.
Очень интересно было находить нужный материал, работать с компьютером, общаться с людьми разных поколений.
Я думаю, что приобретенный мной первый опыт исследовательской работы мне пригодится, и я хочу продолжить этим заниматься.
ЛИТЕРАТУРА
-
Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен вашего ребенка: Практическое пособие для родителей. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. -639с.
-
Электронный источник «Имена, гороскопы и судьбы»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Отношение девочек с именем Юля к своему имени.
Нравится ли тебе твоё имя? |
Знаешь ли ты, что оно обозначает? |
Знаешь ли ты когда твои именины? |
Откуда произошло имя Юля? |
Знаешь ли ты, кто тебя назвал? |
|
1 |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
2 |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
+ |
— |
— |
— |
+ |
5 |
— |
— |
+ |
— |
— |
6 |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
7 |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
показа тель |
черта характера |
показа тель |
соответ ствие |
|
открытая |
17 |
скрытная |
9 |
— |
боязливая |
9 |
смелая |
18 |
— |
решительная |
14 |
нерешительная |
13 |
— |
учится с желанием |
15 |
учится без желания |
12 |
— |
плохая память |
2 |
хорошая память |
23 |
+ |
не любит когда её поучают |
25 |
любит когда её поучают |
2 |
+ |
хорошее здоровье |
18 |
часто болеет |
9 |
+ |
добрая |
17 |
ворчливая |
10 |
+ |
не любит работу по дому |
10 |
любит работу по дому |
17 |
+ |
собранная |
15 |
не собранная |
12 |
+ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
АННОТАЦИЯ.
Работа посвящена изучению имени Юля. Девочка выбрала эту тему, потому, что она заинтересовалась историей происхождения своего имени.
Методы исследования: социальный опрос, изучение литературы.
В результате исследования девочка узнала, что такое антропонимика, познакомилась с историей происхождения имен в Древней Руси, о появлении имен пришедших к нам из иностранных языков и об их значении, узнала об именинах, о происхождении своего имени, о его значении.
Провела исследования:
Выяснила популярность имени Юля среди девочек школы;
Выяснила, чем руководствовались родители при выборе имени для своих дочерей с именем Юля;
Провела опрос среди девочек и узнала, знают ли они о своем имени и как они к нему относятся;
Выяснила соответствие имени и характера человека.
Данная работа заслуживает положительной оценки.
Руководитель: Хоменко Н.А. — учитель начальных классов
13