Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме: «Путешествие по городу Мастеров»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ярская средняя общеобразовательная школа № 1»

Внеклассное мероприятие

по профориентации

Тема: «Путешествие по

городу Мастеров»

(4 класс)

Автор: Коротких Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ярская СОШ № 1»

2014 год

Пояснительная записка.

Подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий — одна из основных задач образовательных учреждений. В увлекательной, игровой форме знакомить ребят с огромным миром профессий необходимо уже с начальных классов школы.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.
Мультимедиа — это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения

мультимедийных уроков. В классе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов — это внеклассная работа. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.
Мероприятие проводится с применением презентации Microsoft Power Point. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

Данное мероприятие может быть использовано в работе педагогов ОУ по

профориентации учащихся начальной школы.

Цель занятия: закреплять и расширять знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности.

Задачи: познакомить с профессиями; прививать интерес к труду; развивать кругозор; воспитывать уважение к людям труда;

Предварительная подготовка:
• экскурсии-знакомства с профессиями (библиотекарь, медик, продавец, почтальон и др.);
• конкурсы рисунков, сочинений о профессиях;
• подбор материалов о профессиях (рисунки, фотографии, стихи, рассказы, книги, пословицы, загадки);
• заучивание частушек, стихотворений.
Оформление и оборудование:
• выставка книг, посвящённых людям разных профессий,
• компьютерная презентация, мультимедийный проектор,
• детские рисунки видов транспорта для путешествия по Городу Мастеров,
• карточки для игр и заданий,
• рисунок-контур дома,
• прямоугольники — «кирпичики» из цветной бумаги,
• ручки и листы бумаги на партах,
• набор цифр для ведения счёта.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Вступительная беседа. (Слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю! (Слайд 2)
Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться!
(Слайд 3)
А школа – начало пути к любой профессии.
(Слайд 4)
Мы с вами многое узнали о профессиях за начальную школу. Мы не только читали книги о людях разных профессий, но и писали сочинения о профессиях, ходили на экскурсии, искали картинки и сами рисовали их, подбирали стихи, пословицы, загадки о профессиях.…

И вот сегодня подводим итог. Это не точка в ваших знаниях о профессиях! С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже.… А сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии с новой стороны…


2. Путешествие по Городу Мастеров. (Слайд 5)
Учитель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие в столицу страны профессий – Город Мастеров. Каждый житель этого города не только мастерски занимается своим делом, но и знает множество пословиц, загадок, игр о профессиях, так что путешествовать по городу будет и весело, и познавательно. Путешествовать мы будем экипажами на транспорте, который придумали и нарисовали сами.
(Дети делятся на команды-экипажи и рассаживаются по экипажам за парты. На парты кладётся рисунок транспорта, который дети нарисовали в процессе подготовки к занятию).
(Слайд 6)
В пути мы будем соревноваться между экипажами за звание «Лучших знатоков профессий». За каждый правильный ответ команда получает балл.

В конце нашего путешествия мы посчитаем количество баллов и определим победителя.
Итак, в путь, друзья! Добро пожаловать в Город Мастеров!
(Слайд 7)

1 остановка – НИИ (Слайд 8)
Учитель: При въезде в этот замечательный город находится Научно-исследовательский Институт. Здесь трудятся умные люди – учёные. Нас встречает учёный с первым заданием. Необходимо отгадать ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ. (Приложение 1).

2 остановка — МАГАЗИН
Учитель: Мы побывали у учёного, а сейчас наше путешествие продолжается! Подъезжаем к весёлому МАГАЗИНУ (Слайд 9).
Продавец предлагает нам игру «Доскажи словечко» (учитель читает начало предложения, экипажи по — очереди дополняют строчку в рифму, жюри за каждый верный ответ присуждает 1 балл)
Трактор водит… (тракторист), В шахте трудится … (шахтёр),
Электричку – … (машинист), В жаркой кузнице – … (кузнец),
Стены выкрасил … (маляр), Кто всё знает – молодец!
Доску выстругал… (столяр),

Учитель: Продавец хочет послушать выученные вами частушки о профессиях. (Приложение 2)

3 остановка — ЗАВОД
Учитель: И мы отправляемся дальше! Следующая остановка ЗАВОД. (Слайд 10)
В 3 классе мы писали тест «Кто больше назовёт профессий». Каждый из вас перечислил от 7 до 23 профессий. Интересно, насколько больше профессий мы знаем сейчас?! Эту проверку устраивает нам рабочий.
Игра «Кто больше назовёт профессий?»
Экипажи в течение 2–3 минут (на это время можно включить музыку) пишут названия профессий. Проверка: экипажи по — очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает экипаж, назвавший большее количество профессий.

4 остановка – АТЕЛЬЕ (Слайд 11)
Учитель: Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Наш маршрут лежит мимо АТЕЛЬЕ Города Мастеров. Мудрые портные напоминают нам, что в разных отраслях экономики есть свои специфические профессии, а есть профессии, без которых не могут обойтись сразу в нескольких отраслях.
Портные предлагают сыграть в игру «Отрасль – профессия».
Дети называют отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля.
Учитель выставляет на доске карточки с названиями отраслей. Затем экипажам даётся набор карточек с названиями профессий: сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик, доярка, телятница, полевод, агроном, зоотехник, комбайнер, пчеловод, водитель, шофёр, кассир, контролёр, каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик, продавец, фасовщик, менеджер, кладовщик.
Учащиеся советуются в экипажах, по — очереди выходят к доске и крепят (с помощью магнитиков) карточки с названиями профессий под карточками с названиями отраслей. Подсчитываются правильные ответы и выставляются баллы.
Учитель: Владеть профессией – замечательно! Ещё замечательнее – любить её и добросовестно делать своё дело! Люди уважают профессионалов, настоящих мастеров своего дела. Некоторые профессии можно определить даже по запаху.

5 остановка – Столовая.
Учитель: Самые аппетитные запахи в Городе Мастеров – это, конечно же, в СТОЛОВОЙ! (Слайд 12)
(Подготовленные ученики читают стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»)


У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет, и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!


Учитель: Наши ребята – не бездельники! ШКОЛЬНИКИ – так называется профессия ребят. (Слайд 13)

Как много нашли они стихов о профессиях и обо всём, что с ними связано!

Сейчас мы послушаем эти стихи (дети из каждой команды читают выученные стихи). (Приложение 3)

6 остановка – БИБЛИОТЕКА.

Учитель: Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт. Наше путешествие продолжается! Внимание, мы подъезжаем к городской БИБЛИОТЕКЕ! (Слайд 14)
Библиотекарь приготовила игру «Угадай-ка»
Экипажам раздаются карточки с разрезанными пословицами. В течение 3–4 минут дети восстанавливают пословицы. Проверка: экипажи по — очереди читают составленные пословицы. (Приложение 4)
Подсчитывается количество правильных ответов.

7 остановка – Больница.
Учитель: Как оказалось пословицы, наши ребята знают хорошо! Можем отправляться дальше. По маршруту следования – великолепное здание БОЛЬНИЦЫ. (Слайд 15)

Главный врач больницы рассказал, что дети в городе исстари играют «во взрослых», «в работу». В таких играх нужны внимательность и наблюдательность, умение запоминать и подражать. Так дети знакомятся с трудом и некоторыми профессиями взрослых. Посмотрим, как наблюдательны и изобретательны наши ребята.
Игра «О профессии не скажем, а что там делают – покажем!»
Каждому экипажу даётся карточка с названием профессии и 1–2 минуты на обсуждение и распределение ролей. Затем экипажи по — очереди стараются изобразить представителя «своей» профессии, остальные команды

угадывают.
Учитель: Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! Как гласит народная мудрость: «Профессия – не груз, плеч не оттянет» и «Маленький труд лучше большого безделья». (Слайд 16)
(Подготовленные дети читают стихи В.Брюсова и К.Кулиева)


Великая радость – работа!
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!


Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасёт коров,
Бережёт сады цветущие!

Мир и радость вам, живущие,
Чьим трудом земля живёт,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая!
МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!


Учитель: Наше путешествие по Городу Мастеров подошло к концу.
Мне очень хочется, ребята, чтобы вы поняли, что знать о профессиях как можно больше надо не ради самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать ту, что больше по душе тебе, ту, которая будет приносить радость и тебе, а значит, и всем людям, пользующимся продуктами твоего труда. А ещё, чтобы вы осознали и запомнили слова знаменитых людей.
(Слайд 17)

Давайте их прочитаем.

3. Рефлексия.

Учитель: Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята-четвероклассники! Они предлагают нам поселиться в их городе и построить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные – они будут сделаны из ваших мыслей о труде, о необходимости любой профессии. Напишите 2–3 предложения, что вы думаете об этом.
(Детям раздаются разноцветные маленькие листочки, и даётся 2–3 минуты на работу. Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома. Получается разноцветный дом – ещё один в Городе Мастеров).
(Слайд 18)

4. Подведение итогов.

Подсчитывается количество набранных баллов. Команда – победитель награждается грамотой.
Все награждаются закладками с высказываниями известных людей о труде.

(Слайд 19)

Список литературы.

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: ВАКО, 2003.

  2. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов н/Д.:

Феникс, 2004.

  1. Дик Н.Ф. Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания в 1 – 2 классах. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  2. Жиренко О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1- 4 классы. М.: ВАКО, 2006.

  3. Шин С.А. Сценарии школьных праздников для учащихся 3 – 4 классов.

Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

(Приложение 1)

«Загадки — обманки»

  1. Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет … (Не врач, а трубочист.)

  1. Булки нам и калачи

Каждый день пекут … (Не врачи, а пекари.)

  1. Варит кашу и бульон

Добрый, толстый … (Не почтальон, а повар.)

  1. Арий, опер сочинитель

Называется … (Не учитель, а композитор.)

  1. На заводах по три смены

У станков стоят … (Не спортсмены, а рабочие.)

  1. Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой … (Не пожарные, а учителя.)

  1. Посадил уж сотни роз

В городском саду … (Не матрос, а садовник, цветовод.)

  1. Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш … (Не рыбак, а укротитель.)

  1. К первоклашкам входит в класс

Лишь бесстрашный … (Не водолаз, а учитель.)

  1. Кто пасёт коров, овец?

Ну, конечно, … (Не продавец, а пастух.)

  1. В классе английский слышится говор —

Новую тему даёт детям … (Не повар, а учитель.)

  1. Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, … (Не вор, а дворник.)

  1. Ходят по клеточкам конь и ладья,

Ход свой победный готовит … (Не судья, а шахматист.)

  1. Складки, карманы и ровненький кант —

Платье красивое сшил … (Не музыкант, а портной.)

  1. Под куполом цирка в опасный полёт

Отправится смелый и сильный … (Не пилот, а воздушный гимнаст.)

  1. Высадить новые саженцы в ельник

Снова отправится утром наш … (Не мельник, а лесник.)

  1. На рояле, пианино

Вальс исполнит … (Не балерина, а пианистка.)

  1. В ресторане блюдо из дичи

Приготовит умело … (Не лесничий, а повар.)

  1. Лекарства нам в аптеке

Продаст … (Не библиотекарь, а фармацевт.)

  1. Стены выкрасила ярко

В нашей комнате … (Не доярка, а маляр.)

(Приложение 2)

«Частушки»

1 . Говорю я всем знакомым,

Что хочу быть астрономом.

Не люблю я ночью спать,

Лучше звёзды изучать.

 

2. Я люблю перед всем классом

На уроках отвечать.

Этот опыт пригодится –

Я хочу артисткой стать!

3. Если, Петя, ты потом

Будешь депутатом,

То дневник твой может стать

Жутким компроматом!

 

4. Я решил, что ни к чему

Боксом заниматься –

Стану я зубным врачом,

Все его боятся.

5. Наконец до десяти-то

Научился я считать.

И теперь судьёй по боксу

Я могу уж точно стать.

  

6. На гимнастику хожу,

Ем лишь раз в неделю.

По секрету вам скажу:

Стать хочу моделью.

(Приложение 3)

«Стихи о профессиях»

ШОФЁР.

По дороге едут бойко: 
И такси, и дальнобойка, 
И автобус, и КАМАЗ. 
В них шофёр везёт заказ: 
То – людей доставит к дому, 
То – продукты к гастроному; 
Или – в армию солдата, 
Или – в Думу депутата. 
На пожары и в больницы 
Он спешит, 
с «мигалкой» мчится. 
Ездит, ездит день и ночь, 
Чтобы людям всем помочь! 

БАЛЕРИНА.
Как мечтает стать Марина 
Лучшей в мире балериной! 
У неё призвание

В сфере танцевания. 
Кружится – как карусель 
В школе танцев номер семь. 
И за эти вот таланты 
Мы купили ей пуанты. 
Ножкой чиркая паркет 
Пусть ей грезится балет! 
Пусть плывет она, как лебедь, 
В озере проворных лет. 

ВЕТЕРИНАР
Был у кошки Динки 
Носик словно льдинка. 
Стал – горячий и сухой, 
Будто батарея. 
Мы решили всей семьей – 
Кошка заболела! 
Отвезли Динару 
Мы к ветеринару. 
Этот доктор лечит смело 
Всех животных заболевших. 
Заболеет петушок – 
Он пропишет порошок. 
Заболеют куры – 
Выпишет микстуры. 
Даже попугаю в клетке –
Прописал таблетки. 
И теперь в семье Петровых 
Все животные здоровы! 

(Приложение 4)

«Пословицы»

1 команда:

Землю солнце красит, а (человека – труд).

О человеке судят по (его труду).

Люби дело – (мастером будешь).

На работу с радостью, а (с работы с гордостью).

2 команда:

Какие труды, (такие и плоды).

 Птицу узнают в полете, а (человека в работе).

 Мала пчелка, (да и та работает).

 У плохого мастера и (пила плохая).

3 команда:

Кто не работает, (тот не ошибается).

 Труд человека кормит, (а лень портит).

 Не учи безделью, (а учи рукоделью).

 Больше дела – (меньше слов).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *