Внеклассное мероприятие: «Битва за Москву»


МБОУ «Новинская СОШ»

Внеклассное мероприятие:

«Битва за Москву».

Учитель: Стёпочкина Т.А.

Цель: воспитание  чувства  гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому.
Задачи: дать учащимся подробную информацию о ходе битвы под Москвой; примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, чувство благодарности к участникам Великой Отечественной  войны.

Оборудование:

  • Презентация: “Битва за Москву”;

  • Репродукции картин и плакатов;

  • Выставка книг о Битве за Москву;

  • Песни о войне

Ход мероприятия.

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости. Наше внеклассное мероприятие посвящено битве под Москвой.

Рано утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия, нарушив договор о ненападении без объявления войны, напала на нашу Родину. Началась ВОВ нашего народа за свободу и независимость.

Казалось, прошёл один год с той победной поры, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющиеся прямо в сердце: »Внимание! Говорит Москва. Передаём важное событие. Граждане и гражданки Советского Союза. Сегодня в 4 утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза».

Звучит музыка Александрова «Священная война».

Ученики под музыку:

-Казалось было холодно цветам,

И от росы слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

— Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

— Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

Кадры кинохроники «Начало войны».

Песня «22 июня».

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война.

Война началась на рассвете
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети
Когда стали Киев бомбить.

Кончилось мирное время.
Нам расставаться пора.
Я уезжаю и обещаю
Верным вам быть навсегда.

И ты смотри.
Чувством моим не шути.
Выйди, подруга, к поезду друга,
Друга на фронт проводи.

Дрогнут колеса вагона,
Поезд помчится стрелой.
Ты мне — с перрона, я — с эшелона
Грустно помашем рукой.

Рвались снаряды и мины, 
Танки гремели броней, 
Ястребы красны в небе кружили, 
Мчались на запад стрелой. 

Началася зимняя стужа 
Были враги у Москвы, 
Пушки палили, мины рвалися 
Немцев терзая в куски. 

Кончился бой за столицу 
Бросились немцы бежать 
Бросили танки, бросили мины, 
Несколько тысяч солдат. 

Пройдут года.
Я снова увижу тебя.
Ты улыбнешься, к сердцу прижмешься,
Вновь поцелуешь меня.

Ученик: Нашей земле готовили печальную учесть. Гитлер заявлял: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Москву, Ленинград и Кавказ, мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».

Ученик:

Уже слова «Моя Москва» по-русски враг разучивал.

Нет, ты возьми её сперва — потом усы подкручивай.

Доныне с гордой головой Москва над той Москвой

Рекой стоит, гудит, могучая.

Учитель:

По плану наступления на Москву, носившего название «Тайфун», группа фашистской армии «Центр» должна была ударами трёх мощных группировок расчистить советские войска Западного, резервного и Брянского фронтов и выйти к границам Москвы.

Оборона столицы, на рубежах, отстоящих на 100-200 км западнее Москвы, была поручена командующему западным фронтом генералу армии Георгию Константиновичу Жукову, а на начальника горизонта г. Москвы Артемьева возложена оборона Москвы и её подступах.

Ученик:

Немецкие войска превосходили защитников Москвы в живой силе в 1,4 раза; артиллерий в 1,8; танках – в 1,7; самолётах – в 2 раза.

Учитель:

30 сентября 1941 года группа немецких танков нанесла сильнейший удар по левому флангу Брянского фронта, продвинувшись на 100 км вглубь.

Ученик:

2 октября главные силы группы армии «Центр» перешли в наступление и прорвали оборону защитников Москвы.

4 октября был захвачен Спас – Деменск.

5 октября – Юхнов. Значительна я часть советских войск оказалась окружённой в районе Вязьмы.

Ученик:

С середины октября и до начала ноября шли ожесточённые бои на Можайском рубеже. Немцы, захватив города Можайск, Калугу, Алексин, Тарусу, Малоярославль были остановлены по линии рек Лама, Руза, Нара.

Ученик:

23 ноября был захвачен город Клин, 28 – Рогачев и Яхрома. Опасность прорыва с севера возросла. Немцы находились на расстоянии 20 км от Москвы.

Ученик:

К концу октября – началу ноября немецкие войска были остановлены по линии Калинин – Яхрома – Крюково – Звенигород – Нарофоминск – Тула – Михайлов – Епефаль – Елец.

Ученик:

Немцы были измотаны и обескровлены. Только с 16 октября по 5 декабря они потеряли 155 тыс. убитыми , 800 танков, 300 орудий и пулеметов. Дальнейшее их наступление на Москву было невозможным. Утром 6 декабря впервые за долгое время прозвучал приказ о контрнаступлении.

Ученик:

«Нет» — сказали мы фашистам –

Не потерпит наш народ

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот»

Где найдётся в мире сила,

Чтобы нас она сломила

Под ярмом согнула нас

В тех краях, где в дни победы

Наши прадеды и деды

Пировали столько раз?

Учитель:

На смертную борьбу с врагом поднялись все люди нашей страны.

Ученик:

Сибиряки, уральцы, москвичи – мы кровью исходя, изнемогали.

Нам древних стен московских

Кирпичи сквозь полушубки спины обжигали.

А немец жал, кромсал, давил, косил

Фугаской рвал и пулей бил на вылет

И это было выше наших сил

И каждый знал, что стерпит, пересилит

И мы держались…

Ученик:

Большую волю к победе проявили москвили при возведении оборонительных рубежей. Почти полмиллиона человек – женщины, старики, подростки с лопатами, кирками и топорами вышли на возведение укреплений. Было вскрыто 350 км противотанковых рвов, выше 5 тыс. км окопов для бойцов, бесчисленное множество «ежей», построено 8 тыс. орудийно – пулемдотов и дзомов.

Ученик:

Шли женщины — и на плечах лопаты,

Окопы рыть под городом Москвой

Страна смотрела на меня с плаката

Седая, с непокрытой головой.

Она звала меня глазами строгими

Сжав твёрдо губы, чтоб не закричать

И мне казалось, что похожа Родина

На тётю Дашу из квартиры пять

На тётю Дашу, рядом с нами жившую

Двух сыновей сражаться проводившую

Да, на неё, вдову красноармейскую

Усталую, упрямую и резкую.

Танец «Синий платочек»

Ученик:

Когда над городом нависла смертельная опасность, тысячи молодых москвичей встали в очередь у военкоматов. Ученица 10 класса 201-й московской школы Зоя Космодемьянская в октябре 1941 года добровольцем ушла в партизанский отряд. В деревне Петрищево она подожгла избы с фашистами и конюшни, но её схватили гитлеровцы.

Ученик:

Избивали фашисты и мучили,

Выгоняли босой на мороз.

Были руки верёвками скручены

Пять часов продолжался допрос.

На лице твоём шрамы и ссадины

Но молчанье ответом врагу

Деревянный помост с перекладиной

Ты босая стоишь на снегу

Ученик:

Один из немецких офицеров, попавших в плен, так написал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Утром 29 ноября Зою казнили».

Ученик:

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат

Шепчет сестричка: «Дай поддержу!

Рану твою я перевяжу!»

Всё позабыла: слабость и страх

Сколько в ней было любви и тепла

Многих от смерти сестричка спасла.

Песня «Вот какая бабушка».

Ученик:

Славную страницу в истории битвы за Москву вписали наши соколы-лётчики. Первые в истории авиации ночной таран совершил при защите Москвы лётчик-истребитель Виктор Талалихин.

Ученик:

Пашут поля огневые налёты

Взрывы фугасов тяжки и гулки

Над головами гвардейской пехоты

К цели проносятся штурмовики.

Падая грудой железного лома

«Юнкерс» горит, куку сухая солома

Дерзок и смел соколиный полёт

Слава тебе краснозвёздный пилот.

Песня « Солдатушки-браво ребятушки».

Ученик:

16 ноября беспримерный подвиг совершила группа прапорщиков разъезда Дубосеково. Противник бросил против горстки борцов целую танковую часть. На окопы 28 панфиловцев двинулись 50 танков.

Поднимая товарищей на смертельный бой, их политрук Василий Клочков произнёс в ту минуту слова: «Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Жертвуя собой, на поле сражения смертью храбрых пали 23 воина. Только пятеро остались живы. Но враг не прорвался к Москве.

Ученик:

Тебе не расстаться с шинелью

Ни разу уже не раздеться…

Снега, поднимитесь метелью

Когда умирают гвардейцы

Идём политруком ведомы,

К жестокому бою готовы…

Эх, жаль, что далеко до дома,

И ворон – не голубь почтовый.

Всё ближе стучат автоматы

И шапки надвинулись глухо…

Но сталь и железо, ребята,

Помягче гвардейского духа.

Ученик:

При разгроме немецко-фашистских войск исключительно упорство и храбрость показали 185 стрелков дивизии 30-армии.

Получив приказ овладеть д.Рябинки – важным опорным пунктом противника – в один устремлённый вперёд, внезапно из замаскированного дзота застрочил пулемёт. Бойцам пришлось залечь.

К дзоту сержант Васильковский. Он бросил 2 гранаты, но пулемёт продолжал стрелять, спасая товарищей, васильковский в прыжке закрыл своим телом амбразуру дзота.

Там, где жертвуя собой, героически сражались воины дивизии, в честь их стоит грозная боевая машина «Катюша».

Как ласково окрестили её наши солдаты.

Ученик:

Я помню: поднялся в атаку взвод,

Качнулась земля родная

Я помню: кто-то кричал: «Вперёд!»

Может, и я, не знаю

Ворвались в немецкие блиндажи

Мы на сыром рассвете

Казалось – стоит на свете жить

Ради мгновений этих.

Танец по мелодии «Катюша».

Учитель:

В годы войны одним из ведущих жанров фольклора была частушка. С глубоким лиризмом в частушке рассказывалось о мужестве, храбрости, непоколебимой вере в победу.

Частушки.

Злобный враг войну затеял

Мы его не пощадим

И на море, и на суше

Разобьём и разгромим.

Наши шашки в бой несутся

Содрогается земля

Пусть не зарятся фашисты

На колхозные поля.

Мать сыночка провожала

И такой наказ дала

«береги страну родную,

Как тебя я берегла!».

Моросят дожди косые

На берлинском на пути

Лучше матушки России

В мире края не найти.

Немцу трепку под Москвой

Дали в наказанье

Удирает он домой

На лице страданье, ох!

Далеко немецкий край

Погляди, послушай,

Фюрер, где ты, выручай

Насмерть бьёт «Катюша».

Возвращаться им домой

Было бы приятно

Только ноги, как на грех

Не несут обратно.

Снега пали, снег пали –

Пали да растаяли…

Наши немцев потрепали

Отступать заставили!

Скоро Гитлеру могила

Скоро Гитлеру капут

А советские машины

По Берлину побегут.

От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая…

Сколько Гитлер не воюй

А победа – русская!

Уж ты птица, птица, птица

Ты лети, как ураган

Плохо Гитлеру живётся

От налётов партизан.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки

Шутки самой немудрой.

Учитель:

Эти слова принадлежат герою поэмы А.Твардовского Василию — Тёркину.Ведь без неё (шутки) очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни.

Инсценировка «Два солдата».

Учитель:

Война нанесла тяжёлые раны нашей стране. Трудно найти семью, дом, куда бы не пришло горе, — кто потерял отца или мать, сына или дочь, брата или сестру. Об этом должны помнить маленькие граждане нашей страны (в книгах Памяти указаны фамилии наших земляков, отдавших жизнь за Отчизну).

Ученик:

Я знаю: трудно каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперёд С надеждою шагала.

О том, какая там пальба

Как в сердце метят пули

— Судьба – вздохнут они, —

— Судьба!

А помнишь, как в школе?

Я молча рядышком сижу,

Но кажется порою

Что это я в прицел гляжу

Что я готовлюсь к бою.

Что те, кто письма пишут мне,

Уже не ждут ответа

Что даже лето на войне

Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать победу

Всё меньше их Но верю я:

«Они придут, приедут…»

Песня о дедушке.

Мой дедушка герой!

Он защищал страну,

Не спит он ночь порой,

Как вспомнит ту войну.

Был дважды ранен он,

Поправился и в строй.

И вновь бои с врагом,

Мой дедушка герой!

Когда война прошла,

Не отдыхал мой дед,

На мирные дела

Потратил много лет.

Берут своё года,

Болеет дед порой,

Но для меня всегда.

Мой дедушка герой!

Давно войны той нет,

Но в памяти она,

Бойцов, таких как дед,

Не забывай, страна!

Ученик:

Исход битвы под Москвой положил начало коренному повороту в ходе ВОВ.

В 1965 году за выдающиеся заслуги городу присвоено звание: город – герой.

Ученик:

Страна выстояла самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных потерь и человеческих жертв. До окончательной победы оставалось три с лишним года:

— это больше 20 миллионов могил;

— это каждый 8-1 наш соотечественник.

Песня «День победы».

День Победы, как он был от нас далек

Как в костре потухшем таял уголек

Были версты, обгорелые, в пыли

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей

Дни и ночи битву трудную вели

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все

Босиком бы пробежаться по росе

Пол-Европы прошагали, пол-Земли

Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы, День Победы, День Победы

Ученик:

Хотел бы я, чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети

Не знали никогда войну.

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придёт никогла, —

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны

Памяти павших будьте достойнее!

Вечны достойны!

Люди!

Покуда сердца стучаться –

Помните!

Какою ценой

Завоёвано счастье –

Пожалуйста, помните!

Учитель:

На этом наше мероприятие закончено. Но память о погибших долго будет в наших сердцах. Никто не забыт! Ничто не забыто!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *