Государственное бюджетное образовательное учреждение
Московский городской центр детского творчества
«Культура и образование»
Важные моменты постановки голоса
начинающего вокалиста (часть 2)
(Артикуляция, дикция, подача звука – упражнения и распевания)
Работу подготовила
педагог дополнительного образования
Студии эстрадного вокала
Ядровская Юлия Анатольевна
Москва 2013
В наше время, где бы ты ни работал, для достижения успеха нужно быть ярким и индивидуальным человеком! Наша речь – это первое, что привлекает внимание людей к нам! Мы хотим быть услышанными, но для того, чтобы нас слышали, надо научиться говорить и подавать себя так, чтобы люди захотели нас слушать! Внятная разборчивая речь важна для любого человека. Каждый звук, входящий в состав слова, участвует в передаче содержания этого слова, его значения и смысла. Поэтому очень важно научиться произносить каждый звук русской речи правильно, без искажений. Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы).
Задача педагога по вокалу — вырастить вокалистов, поющих, как минимум, выразительно. Всем известно, что хорошего вокалиста должна выделять ясная и чёткая дикция, чтобы донести песню и её смысл до сердца слушателя. А для этого должен очень активно работать артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав — артикуляционные органы. Они должны работать активно, но естественно — это нормальная жизненная манера произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчётом «на последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать всевозможных зажатий. В этом нам здорово помогает артикуляционная гимнастика. Так как время урока весьма ограничено, мы должны отобрать для начинающих вокалистов (детей 6-8 лет в нашей студии) самые нужные и действенные упражнения для артикуляционной гимнастики.
Начинаем мы с активизации языка:
-
Шевелим языком из стороны в сторону — вперёд, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
-
«Укалываем» острыми движениями языка щёки в подвижном темпе.
-
Почувствуйте кончик языка, он активный и твёрдый, как молоточек. Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто беззвучно говорите: «да-да-да-да». Хорошо в этот момент представить себе «высокое нёбо» и объёмный рот.
-
Активизации языка способствует энергичное произнесение согласных: Т-Д, Т-Д, Т-Д или в обратном порядке. Рот приоткрыт. Кончик языка касается корней верхних зубов. Можно строчить языком как из пулемета звуками «т-т-т-т-т-т», затем звуками «д-д-д-д-д-д».
Теперь делаем гимнастику для губ:
-
«Улыбка» — на счёт «раз» — губы вытянуть как для поцелуя,
на «два» — растянуть губы в улыбку, не обнажая зубов.
2. «Уголки» — собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперёд, но не так сильно, как для поцелуя); на счёт «раз» — «пятачок» двигается вправо, на «два» — «пятачок» двигается влево.
3. «Крест» — на счёт «раз» — «пятачок» двигается вверх, на счёт «два»— двигается вниз, на «три» — «пятачок» двигается влево и на «четыре» — вправо.
4. «Круги» — собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
5. «Шторки» — на счёт «раз» — верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счёт «два» — губа возвращается на место. На счёт «три» — нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счёт «четыре» — губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочерёдно открываются и закрываются.
Каждое упражнение для губ мы делаем по 8 раз. Времени эти упражнения занимают немного, поэтому делаем их на каждом уроке.
Следующие упражнения помогают нам как в укреплении, так и в освобождении мышц гортани:
-
Энергично, твёрдо и на дыхании произносим: К-Г, К-Г, К-Г.
-
Делаем ртом медленный вдох с лёгким звуком «удивления». Почувствуем холодок на мягком нёбе и опускание кадыка. Вдох не фиксируйте – без задержки! Делаем выдох, издавая протяжный, свободный, похожий на стон звук «А». Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Хорошо проконтролировать себя с помощью зеркала. Гортань опущена и даже расслаблена.
-
Быстрый вдох носом. Одновременно опускаем гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную «М». Гортань остается внизу, зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены.
-
Упражнение «Ленивый алфавит»: мягко, лениво опускаем нижнюю челюсть, контролируем указательными пальцами появление околоушных ямок. При движении челюсти вниз произносить согласные звуки в алфавитном порядке с добавлением гласного «а». Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко:
Ба-а-а Ва-а-а Га-а-а Да-а-а Жа-а-а За-а-а Ка-а-а Ла-а-а
Ма-а-а На-а-а Па-а-а Ра-а-а Са-а-а Та-а-а Фа-а-а Ха-а-а
Ца-а-а Ча-а-а Ша-а-а Ща-а-а.
Следующий этап артикуляционной гимнастики – скороговорки. Обязательно, ежеурочно говорим скороговорки – самые простые, самые известные и желательно короткие (для начинающих). Лучше чаще их менять, чем долго учить одни и те же сложные – детям это делать скучно! Проговариваем их в разных темпах, с разными творческими задачами (меняем интонацию, передаём разное настроение, говорим в виде диалогов, двухголосно, трёхголосно – удержать свой образ, с разными логическими ударениями, проговариваем на одном дыхании несколько скороговорок, соревнуемся, пр.). Скороговорки – любимое занятие моих малышей. В 2012-2013 учебном году с новичками мы прорабатывали очень известные скороговорки, которые включали почти все необходимые для активизации дикции звуки нашего алфавита. Вот они:
-
Бык, бык — тупогуб,
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
-
От топота копыт пыль по полю летит.
-
Дом гнома, гном дома.
-
Сорок сорок ели сырок.
-
Проворонила ворона воронёнка.
-
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель!
-
На дворе трава, на траве дрова.
-
Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
-
В Луку Клим луком кинул.
-
Палку толкал лапкой Полкан.
-
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
-
Шесть мышат в камышах шуршат.
-
Ужа ужалила ужица.
-
Ты, сверчок, сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
Полезно обратить внимание на резкое подчёркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но надо помнить правило: согласные не укрупнять, не тяжелить, а только активизировать. Все скороговорки говорим на дыхании, направляем его к корням верхних зубов, в твёрдое нёбо.
При творческом подходе артикуляционная гимнастика может стать не просто полезным, но и увлекательным делом.
Для развития и укрепления хорошей дикции мы используем распевания на дикцию.
«Прей-прей-прей-прей»,«Рай-Рай-Рай-Рай»,«Бри-Брэ-Бра-Бру» (полное трезвучие вверх или вниз) — буква «Р» должна быть раскатистой и чёткой. Поём на улыбке и хорошо артикулируем каждый звук. Не забудьте про опору. Здесь очень важно спеть верхнюю нотку звонко и легко.
«Мы перебегали берега» — поём скороговорки на небольших по диапазону мелодиях (можно придумать самостоятельно). Например, от 1 ступени до мажора до 5-ой и обратно.
«Алфавит». Все согласные русского алфавита:
Б-В-Г-Д-Ж,
З-К-Л-М-Н,
П-Р(рэ)-С(сэ)-Т,
Ф-Х-Ц-Ч,
Ша—Ща.
На подчёркнутых звуках делаем ритмические остановки. В До мажоре соответственно буквам: c—d—e—f—G, a—h—c—a—G, f—f—f—f, e—e—e—e, D—C. Каждый звук артикулируется предельно чётко, коротко и активно.
«Па-ба да-ба/ дап-па,/дап-па,/та-ба-да». Подчёркнутые слоги ударные, размер 2/4: c—d e—f/ G—A/ F—G/ E—d—c. Можно ввести в простой ритм распевания пунктирный ритм либо синкопы, что активирует распевание и саму дикцию.
И ещё один немаловажный момент в работе с начинающими вокалистами: обратить внимание детей на активную подачу звука. Посыл звука – важнейший компонент хорошо поставленного голоса. Постоянно необходимо посылать голос кому-то или чему-то. Нельзя говорить в пустоту.
Я предлагаю детям представить, что их голос – это ниточка с привязанным камнем на конце. Извлекая из себя голос, мы кидаем этот камень, а соответственно и всю ниточку, в цель. Цель – это точка. Точкой может быть что угодно: одушевленный, неодушевленный предмет, элемент одежды, потолок, небо, плинтус. В общем, что угодно. Вот несколько простых упражнений, реально помогающих выработать более смелый посыл звука.
Упражнение-игра «Да-Нет».
Выполняется группой. Мы обычно встаём в круг, что бы видеть лица всех участников, и настраиваем дыхание. Затем мы «передаём» слово «ДА» или «НЕТ» по кругу и одновременно хлопаем одной ладонью о вторую, указывая руками направление нашего звука, то есть того человека, кому мы «передаем» слово. Передавать слово можно, тренируя разные интонации и скорости звука. Можно передавать слово не по кругу, а любому человеку, стоящему в нашем кругу в произвольном порядке (движения рук сохраняем). Можно слово «ДА» («НЕТ») заменить словом «МЯЧ», и передавать небольшой мяч вместе со словом «МЯЧ» (это более простой вариант упражнения).
Упражнение «Мишень».
Встаньте прямо, выберите точку напротив вас в пространстве, куда вы будете посылать звук. Возьмите дыхание через нос и, не наклоняя корпус, пошлите звук в эту точку. Начинайте с «А» и последовательно посылайте все гласные из нашей последовательности «И Э А О У Ы». Постоянно меняйте точку, берите её выше, ниже вашего уровня головы, усложняйте задачу. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель.
Ещё один вариант данного упражнения. Делим группу пополам, ставим детей друг против друга (стенка на стенку), играем в «снежки» — с помощью согласных в, п, г, к, д, б, т «обстреливаем» друг друга.
Последний вариант упражнения «Мишень» даёт возможность детям почувствовать работу брюшного пресса, который, конечно, участвует в посыле (подаче) звука. Для активизации мышц брюшного пресса можно предложить более отрывистые упражнения на твердой атаке с использованием твердых губных согласных (б, д, п, р), формируя слоги «бра», «да», «ра» и др. При этом надо постоянно следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань — свободной, дыхание — активным.
Специфика эстрадного вокала в очень близкой организации текста – пение в речевой позиции (методика С.Риггса) и в том, что эстрадное резонирование амбушурное, т.е. между лицом и микрофоном (Сёмина Л.Р.) Наиважнейшей задачей вокалиста является наработка этого вида резонирования, а задача педагога — помочь ему в этом. Это тоже относится к вопросу о подаче звука – подаче в микрофон.
Самым простым упражнением для достижения амбушурного резонирования по рекомендации Сёминой Л.Р. является пение в кулачок, как бы задувая звук в микрофон. Нужно добиваться устойчивого ощущения «звук вокруг» — вокруг микрофона.
И, пожалуй, последнее, без чего не обходимся мы с детьми на начальной стадии обучения, это вокал и движение. Дети занимаются в студии эстрадного вокала, который в наше время не мыслим без движения: мы поём и двигаемся (танцуем) одновременно. И здесь не важно, первый год дети занимаются или какой другой, вышли на сцену – извольте показать законченный номер.
Я стараюсь, как и многие педагоги-вокалисты, включать несложные движения в процесс распевания: есть распевания у нас с фиксированными движениями, есть с импровизационными. С последним видом не все справляются хорошо. Эти распевания с движениями каждый педагог может самостоятельно для себя придумать. Но есть одно очень известное и нужное упражнение, которое помогает нам отрабатывать владение голосом в ситуации динамичных физических нагрузок. Это упражнение «На скакалке». Очень важно перед работой над ним сделать разминку на дыхание, так как именно из-за сбившегося и неправильного во время физических нагрузок дыхания, в первую очередь, страдает качество вокального исполнения.
Итак, скачем попеременно на разных ногах, имитируем движениями рук и ног прыжки на скакалке (можно использовать настоящую скакалку, если позволяет помещение). Ноги менять можно в произвольном порядке, можно ставить крестиком, поднимать вместе и т.д. При этом стараемся чётко и громко произносить текст так, чтобы отдышка не мешала нам говорить. Для достижения наилучшего результата с начинающими необходимо не менее трёх раз подряд произнести текст, не останавливая физические движения. Начать, конечно, надо с малого – с 1 раза и наращивать количество к концу первого года обучения.
На скакалке я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтоб
Звук держать оно могло б,
Глубоко и звучно было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую отдышки.
Все вышеперечисленные приёмы вокальной работы (не больше и не меньше) очень помогли мне настроить моих юных вокалистов во всех смыслах этого слова – дети запели уже ко второму учебному полугодию, хотя в сентябре можно было назвать их «гудошниками» (я писала уже об этом в 1 статье). Они сами это почувствовали, родители услышали – а это так важно для дальнейшей успешной работы и поддержки интереса детей к занятиям.
Тренируйте свою речь, свой голос, и вы сможете владеть им в любых форс-мажорных обстоятельствах. И петь, и говорить научитесь чётко, ясно и понятно для окружающих. Успехов вам!
Список использованной литературы:
-
Белоброва Е., Волгин М. Техника эстрадного вокала. Упражнения. 2000-2002 (http://rockvocalist.ru)
-
Маркуорт Л. Самоучитель по пению. М.: АСТ: Астрель, 2007.
-
Никольская С.Т. Работа с голосом. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов). М.: Знание, 1978.
-
Сёмина Л.Р. Эстрадный певец: специфика профессии. Курс лекций по истории, теории и методике эстрадного вокала для студентов музыкальных ВУЗов. Владимир: ВГГУ, 2010.