Развитие песенного творчества у младших школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

села Новая Жизнь, Буденовского района»

«Развитие песенного творчества

у младших школьников»

из опыта работы учителя музыки,

педагога дополнительного образования

МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь

Руденко А.В.

2015 г

При развитии у детей младшего школьного возраста песенного творчества основной задачей явилось формирование у них способов самостоятельного применения выразительно — изобразительных средств для выражения своих чувств. Я предположила, что постоянная смена ситуации и условий выполнения заданий, требующих от детей самостоятельных поисков, разбудит их творческое воображение, придаст их действиям преобразующий характер. Наметила этапы формирования песенного творчества на занятиях хорового кружка «Жаворонок». Это потребовало видоизменения роли и характера творческих заданий, песенного образца, различных совместных действий педагога и ребенка.

Развитие вокальных навыков рассматривалось мной во взаимосвязи и последовательно. Правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения, чистота интонации является основой, без которой песенное творчество затруднено. Если ребенок не владеет необходимыми музыкально — слуховыми навыками, резко снижается качество творческой деятельности. Поэтому обучение песенному творчеству начала с:

  1. упражнений для правильного звукообразования

(пропевали знакомые песни на отдельные слоги:

— га, го, гу, ги; аналогично ка, — да, — та, — за, — ма, — на.)

Для пропевания использовала песенки А. Филиппенко «Пирожки», «Цыплята», «Ехали»; русские народные песенки «Ладушки», «Ворон».

2) Использовала :

упражнения для правильного формирования гласных.

Звук «а» — форма рта округлая, нижняя челюсть опущена, произносится приближенно к «о».

Приемы: — кукла плачет «а» …;

— укачай куклу «а-а-а-а…»;

— гуси кричат «га-а, га-а».

Звук «о» — форма рта округлая.

Приемы: — курочка «ко, ко, ко»;

— лошадка «но, но, но».

Звук «у» — рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не вытягиваются

«трубочкой».

Приемы: -дудочка поет;

— поезд дает сигнал;

— самолет летит;

— пароход гудит;

— ветер завывает.

Звук «е» — форма рта приближается к округлой, губы лишь слегка растянуты,

нижняя челюсть опущена. Звук приближен к «э».

Приемы:- козочка «ме»;

— овечка «бе»…

Звук «и»губы слегка растянуты, рот приоткрыт.

Приемы:- колокольчик «ди-ли»;

погремушки «ти-ли»;

нотка «ми»…

3) Упражнения на дыхание.

«Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание:понюхай цветочек; — вдохни аромат.

«Свеча». Сделать выдох: — подуй на пламя и посмотри, как долго оно будет отклоняться;задуй свечу резким выдохом.

«Не разбуди игрушку». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере. На 1-2-ю доли -2 коротких шага и вдох носом,

на 3-4 доли — остановка и долгий выдох.

«Кто дольше» — сохранение дыхания и правильное его расходование:

— чей паровоз дольше гудит

— чья дудочка дольше поет.

«Я – шарик» — три раза вдыхаем, один раз – медленный выдох.

4) Упражнения для дикции и расширения диапазона голоса:

— упражнение в звонком произнесении скороговорок, потешек;

— звукоподражание: вой ветра, сирены, пение кукушки, лай собачки;

— произнесение шепотом коротких фраз, отдельных слов.

5) упражнения для интонационной речевой выразительности. «Козлятушки, ребятушки». Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица козы, то от волка.

— пропеть песенку Петушка ( «Ку-ка-ре-ку») после прослушивания произведения В.Витлина «Петушок» и изобразить, как поет петушок, когда заболел и когда выздоровел.

Для развития песенного творчества использовались различные приемы. Пропевалось имя ребенка в различных вариантах и предлагалось ему ответить «я здесь», меняя мелодические обороты. Дети слушали свои имена, но не сказанные, а пропетые, причем с разных звуков, на различных интервалах и в разном направлении.

Затем проводилась игра «Музыкальное эхо», когда один ребенок звонко пропевал свое имя, а остальные хором повторяли несколько раз.

Для упражнения в умении слушать устойчивые звуки лада детям предлагалось закончить знакомую им мелодию (спеть тонику или «попасть в свой домик»). Затем задание усложнялось тем, что предлагалось закончить незнакомую мелодию.

Использовалась игра с куклой. На столе стояла кроватка и стульчик. Дети рассаживались полукругом. «Кукла любит танцевать», говорилось педагогом и предлагалось кому — либо из детей спеть веселую песенку. Ребенок пел. А кукла в руках педагога приплясывала.

После этого кто — либо из детей передавал на бубне веселый ритм. Все отмечали ритмический рисунок хлопками. Затем под колыбельную, которую напевал кто — нибудь из ребят, куклу укладывали спать. Детям предлагалось закончить песню не одним звуком, а небольшой фразой. Использовалась вопросно — ответная форма. Вопрос задавал (пропевал) педагог, отвечал ребенок. («Зайка, зайка, где бывал?» — «На лужайке танцевал!»; «Гуси, гуси, где ваш дом?» — «Возле речки под мостом!»; «Что за шар, не разберешь?» — «Это я, колючий еж».)

В песне «Про Машу» сначала пели все дети; «Выйди, Маша, из ворот, из ворот. Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод». Ребенку, изображающему Машу,

необходимо было сочинить на слова : «Нет, подружки, не могу, не могу! Братца Ваню берегу, стерегу!»

Следующий этап работы заключался в том, что детям предлагалось сочинить песенки на заданный стихотворный текст.

Затем обратились к сказкам. Читали сказку «Колобок» по ролям, затем сочиняли песенку колобка. Сказку «Теремок» показывали как настольный театр. Предлагали детям выбрать по желанию музыкальный или шумовой инструмент, характеризующий выход того или иного персонажа, а музыкальный вопрос «Кто-кто в теремочке живет?» ребята пропевали, придумывая свои интонации в соответствии с характером образа.

Следующий этап — придумывание мелодий на заданную тему. (Придумывание марша, вальса и т.д.) Подобранная система заданий способствовала творческому проявлению детей в пении.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *