Урок русского языка в 6 классе «Правописание НЕ с причастиями»

Келехсаева Марина Сослановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №42

г. Владикавказа РСО-Алания

Урок русского языка в 6 классе «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:

  • повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях;

  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием НЕ со словами других частей речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях, изучить теоретический материал по теме;

  • способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы ;

  • формировать умение работать с учебником, таблицами, развивать устную и письменную речь учащихся. 

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Г5, §17, упр.132. Учащиеся должны были списать упражнение, вставляя Н или НН, обозначить суффиксы прилагательных и причастий, объяснить условия выбора орфограмм.

III. Работа по теме урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание НЕ с причастиями».

Вспомните правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и глаголами. Прочитайте примеры написания причастий с НЕ.

  1. Неотправленное письмо.

  2. Письмо не отправлено.

  3. Не отправленное, а полученное письмо.

  4. Не отправленное мной письмо.

  5. Негодующая толпа.

  6. Недооцененный современниками поэт.

Что общего вы заметили?

Какие правила слитного и раздельного написания с НЕ объединяют причастия с другими частями речи, а какие характерны только для причастий?

НЕ пишется слитно, если:

  • причастие без НЕ не употребляется ;

  • причастие образовано от глагола с приставкой недо-;

  • в предложении причастие не имеет зависимых слов.

НЕ пишется раздельно, если:

  • причастия в предложении имеют зависимые слова, т.е. образуют причастный оборот;

  • в предложении есть противопоставление с союзом а;

  • с краткими причастиями.

Выводы записываем в виде таблицы.

НЕ пишется

Слитно

Раздельно

Причастие без НЕ не употребляется

Краткое причастие

Причастие не имеет зависимых слов

Есть противопоставление с союзом а

Есть зависимые слова

IV. Закрепление нового материала.

1. Работа у доски. Упр. 136 (частично). Записываем предложения, раскрывая скобки. Объясняем слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Рассказы не_напечатаны. (разд., кратк. прич.)

Еще не_напечатанные рассказы.(разд., есть завис. сл.)

Не_напечатанный, а сделанный от руки рисунок. (есть противопост.)

Незаконченная, но интересная повесть.( слитно, нет зав. сл., нет против. с союзом а)

Недоеденная щенком каша. (слитно, прист. недо-)

Ненавидящий взгляд.(слитно, без НЕ не употребл.)

2.Упр. 138.

а) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

б) Расставьте недостающие знаки препинания.

Работа по доставке камней к месту стройки в…лась в дли…ых подземных гал…ереях, потолок которых поддерживался столбами (не)выбранного мрам…ра.

Во дворе м…стерской нах…дилось несколько мрам…орных плит с (не)законченными рельефами.

Голова статуи еще (не)прикр…пленная к туловищу ст…яла на подставке.

(Не)умолкающий ни на минуту шум моря (не)давал мне возможности сомкнуть глаз.

3. Упр. 139. В данном тексте пропущены прилагательные и причастия. Какие слова вы вставили бы вместо пропусков? Запишите свой вариант текста с причастиями и прилагательными. Можете продолжить описание грозы.

(…)впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером.(…)заря, еще не закрытая (…) тучей, озаряла (…) светом нашу спальню. Сквозь (…) окна была постоянно видна молния.(…)ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (…) страха.

V. Аудирование. (Диск прилагается к учебнику)

Послушайте отрывок из повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Сравните написанный вами текст с авторским. Чей текст интереснее? Почему?

VI. Домашнее задание.

Г5, §17, упр.140. (Подготовительная работа проводится в классе)

Прочитайте отрывки из текста. Попробуйте догадаться, о чем идет речь в пропущенной части.

Объясните слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Прослушайте текст полностью и проверьте свои предположения.

Прежде чем приступить к работе, прочитайте еще раз И11 в «Приложении» и вспомните алгоритм работы над свободным изложением. (Брошюра «Приложение» входит в состав УМК)

Напишите свободное изложение текста.

Использованные материалы:

  1. Учебник «Русский язык» для 6 класса под редакцией А. Д. Шмелева, часть II.

  2. Аудиоприложение к учебнику (диск).

  3. Брошюра «Приложение» (входит в состав УМК).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *