Урок русского языка в 4 классе: Однородные члены предложения

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока: Однородные члены предложения.

Автор: Сенкевич Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Цели урока: Познакомить с особенностями однородных членов предложения, развивать умения распознавать их в предложении и употреблять в речи. Оборудование и учебные материалы: учебник» Русский язык» Т. Г. Рамзаева 4 класс, картинки с изображением разных видов транспорта, интерактивная доска, конверты с цветными кружками.

Ход урока

  1. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку русского О языка. Сегодня нужно быть особенно внимательными, так как вас ждёт много нового. А теперь тихо садимся и открываем тетради. В тетрадях записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания Учитель: Как обычно начинаем с минутки чистописания. Посмотрите на доску. Написание какого сочетания сегодня повторим?

— Пропишите в тетрадях через точку сочетание ОРО. А в каких словах оно встречается?

— Молодцы, ребята. На следующей строчке запишите 3 любых слова с сочетанием ОРО. А теперь давайте познакомимся с пословицей.

Ученик: — На чужой сторонушке, рад своей воронушке.

Учитель: — Как вы понимаете её смысл?

Ученик: — В чужой стороне часто вспоминаешь свою Родину и скучаешь по ней.

Ученик: — Если встретить на чужбине знакомого человека, то будешь очень рад ему.

Учитель: Молодцы ребята, вы правильно поняли смысл пословицы. Конечно, когда скучаешь по родине, дому, находясь далеко от неё, то рад любому напоминанию о родном крае. Запишите пословицу в тетрадь, подчеркните сочетание оро, а мне хочется прочитать вам на эту тему несколько строк:

Сторона постылая, всё кругом не так.

Сяду я на брёвнышко, опустив головушку

Каркай, каркай милая о родных местах.

3. Словарная работа

На доске вывешиваются картинки с изображением транспорта: автомобиль, трактор, трамвай, комбайн.

1 картинка: Что это?

Ученик: машина.

Учитель: а как ещё можно назвать?

Ученик: автомобиль.

Учитель: правильно, это словарные слова, а ещё они близкие по смыслу, значит, как их назовём?

Ученик: синонимы.

Учитель: запишите оба слова, поставьте ударение и подчеркните букву, которую нужно запомнить.

2 картинка: Что это за машина? Где её используют?

Ученик: — Это трактор, его используют в сельскохозяйственных работах.

Учитель: Запишите слово в тетрадь и рассмотрите 3 картинку.

Ученик: — Это трамвай. Трамваи есть в Санкт – Петербурге.

Учитель: — В чём их особенность?

Ученик: — У них есть специальные провода, по которым к ним поступает электричество.

Ученик: — Они ездят только по рельсам.

Учитель: — Запишите слово, не спутайте согласную в середине слова.

А теперь следующая картинка.

Учитель: — Что это за машина? Что вы о ней знаете?

Ученик: — Это комбайн, тоже сельскохозяйственная машина.

Учитель: — А что она делает?

Ученик: — Используется для уборки пшеницы.

Учитель: — Правильно. А знаете ли вы, что слово комбайн пришло к нам из английского языка. Слова комбинировать, комбинация, комбинезон происходят от латинского «КОМБИНАРЭ», где «КОМ» — вместе, а «БИНАРЕ» — соединять. Их общая, основная часть «КОМБИН» в английском произношении звучит как КОМБАЙН. Так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую в себе жнейку, соломовязку, молотилку.

Давайте запишем слово в тетрадь.

Ученик: — Ком – байн. В этом слове 2 слога. Второй слог ударный, запоминаем гласную О.

4. Изучение новой темы

Учитель: — А сейчас давайте, ребята, запишем текст об этих машинах.

К доске пойдёт Никита.

Никита записывает: На полях работают тракторы и комбайны.

— Начинаю записывать предложение с заглавной буквы. Это предлог. На по – лях – безударная гласная в корне, пишу О, проверочное слово – поле; работают – словарное слово, пишем а; тракторы – словарное слово, пишем о; и – это союз; и новое словарное слово – комбайны. В конце предложения ставим точку.

Учитель: — Молодец, Никита. Находи главные члены предложения

Ученик: Что? – тракторы – это подлежащее

Что? — комбайны – это тоже подлежащее.

— Что они делают? – работают – это сказуемое, подчёркиваем 2 чертами.

Учитель: — Что заметил?

Ученик: — В предложении 2 подлежащих.

Учитель: — Спасибо, Никита. Садись. Запишем следующее предложение. К доске идёт Маша.

Ученик: — Новое предложение пишем с заглавной буквы — Тракторы, это словарное слово. Пашут запятая боронят.

Учитель: — Нет, Маша. Давай выясним смысл слова. Что такое боронить? Кто знает? Хорошо, я вам подскажу. В современном толковом словаре Т. Ф. Ефремовой – боронить – разрыхлять вспаханную почву.

Ученица: — боронят пишу с буквой О, и- союз сеют.. В конце предложения ставлю точку. Задаю вопрос что? Тракторы — это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. Тракторы что делают? – пашут – это сказуемое, что делают? – боронят и сеют. Это тоже сказуемое и я их подчёркиваю двумя чертами.

Учитель: — Что здесь необычного?

Ученик: — В этом предложении 3 сказуемых.

Учитель: — Запишем последнее предложение. К доске пойдёт Алёша.

Ученик: — Комбайны – начинаю писать с заглавной буквы. Это словарное слово. После К пишу гласную О.Следующее слово — жнут. Ставлю запятую – молотят, пишу с ОЛО. Ставлю запятую, веет. В конце предложения ставится точка. Задаю вопрос – что? – комбайны, это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. Комбайны (что делают?) жнут, молотят, веют – это сказуемое, подчёркиваем слова двумя чертами. В этом предложении 3 сказуемых.

Учитель: — Садись, молодец.

Учитель: — Что же это за слова такие необычные, кто знает?

Ученик: — Это однородные члены предложения.

Учитель: — Кто назовет тему урока?

Ученик: Однородные члены предложения.

Учитель: — Совершенно верно. Сейчас мы сделаем физкультминутку и подробно узнаем, какие члены предложения называются однородными.

5. Физкультминутка: (дети встают и под стихотворение выполняют движения)

В небе кружат самолёты,

В поле ездят трактора.

Мы сидим за партой в школе,

Отдохнуть пришла пора.

Ледокол идёт по морю,

Вдруг навстречу льда гора.

Эту гору обогнули,

Заниматься нам пора.

Учитель: — Молодцы, ребята. Садитесь за парты и открывайте учебники на странице 44. Будем знакомиться с правилом. Какие члены предложения называются однородными?

6. Работа с правилом

Ученик читает правило.

Учитель: — Какие у них особенности?

Ученик: — Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Учитель: — Кто может повторить правило и привести свой пример?

Ученик: – повторяет правило и приводит пример: Мама и бабушка пошли в магазин.

Ученик: повторяет правило и приводит пример: Пришвин, Бианки, Паустовский пишут о природе.

Учитель: — Ребята, сейчас мы узнаем ещё одну особенность однородных членов. Найдите в учебнике упражнение № 84.

Ученик читает первое предложение.

Учитель: — Увидел ли ты однородные члены предложения?

Ученик: В этом предложении однородными членами являются синицы, попугаи и пищухи.

Учитель: — Докажи.

Ученик: Эти слова отвечают на вопрос кто? и относятся к одному слову – навещали.

Учитель: А ещё что можно сказать?

Ученик: Эти слова в предложении являются подлежащим.

Учитель: Молодец. Всё правильно объяснил. Пожалуйста читаем второе предложение.

Ученик: В этом предложении 2 сказуемых: скачут и лакомятся. Они относятся к одному и тому же слову – сойки.

Учитель: Хорошо. Работаем дальше, продолжает Надя.

Ученик: В этом предложении подлежащее – крона, крона (что делает?) укрывает. Укрывает – сказуемое. Укрывает (кого?) птиц, жуков, бабочек, ос и паучков. Я думаю, что это второстепенные члены предложения.

Учитель: Правильно. А теперь Давайте сделаем вывод: чем являются однородные члены в предложении?

Ученик: Я думаю, что однородные члены предложения могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.

7. Проверка понимания

Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Давайте немного отдохнём и отправимся в осенний лес. (на интерактивной доске появляется картинка с изображением осеннего леса)

— А что сейчас происходит в лесу?

Ученик: Листья с деревьев почти облетели, только ёлочки стоят зелёные

Ученик: Воздух в лесу чистый и свежий.

Ученик: Ещё можно найти волнушки и опята.

Учитель: Ребята, Оля употребила в предложении однородные члены. Где они?

Ученик: Это волнушки и опята.

Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите на доску и помогите составить предложения, используя однородные члены предложения.

На доске запись:

1. Уже давно облетели листья с …, с …, и … .

2. … , … , … , … улетели на юг.

3. … , … , … залегли в спячку.

— Прочитайте первое предложение. Какие слова можно вставить?

Ученик: Облетели листья с берёз, с осин и тополей.

Учитель: Ребята, а в лесу растут тополя?

Ученик: Тополя – городские деревья. Можно заменить, словом рябина.

Учитель: Какое же предложение запишем?

Ученик: Уже давно облетели листья с берёз, осин и рябин.

Учитель: Хорошо. Чем являются однородные члены в предложении?

Ученик: Что? Листья – подлежащее. Листья (что сделали?) облетели – сказуемое;

облетели (с чего?) с берёз, осин и рябин, это второстепенные члены предложения.

Учитель: Кто составил следующее предложение?

Ученик: Можно вставить слова: утки, гуси, журавли, лебеди. Это всё подлежащее.

Учитель: Молодец. Ребята, запишите предложение.

— Кто уже составил 3 предложение?

Ученик: Медведи, ежи, лягушки – эти слова подойдут в это предложение.

Ученик: Можно вставить барсук, тритон.

Учитель: Правильно. Запишите 3 предложение и дополните ещё одним своим предложением.

Что у вас получилось?

Ученик: Я написала предложение: По лесу бродит поздняя осень. Получился текст.

Учитель: Какой это текст?

Ученик: Текст – повествование.

Учитель: Хорошо, ребята, а сейчас для самостоятельной работы предлагаю вам загадку:

Днём ___________, ночью _____________ ,

Прохожих _____________ . ( )

Отгадайте загадку, вставив нужные однородные члены предложения.

Кто уже догадался?

Ученик: Днём спит, ночью летает, прохожих пугает.

Учитель: Правильно. А кто это?

Ученик: Это филин или сова. Они ночные хищники.

Учитель: Правильно. Запишите загадку в тетрадь и определите чем являются однородные члены предложения.

Ученик: Они являются сказуемым.

8. Подведение итога урока

Учитель: Урок наш заканчивается. Что нового узнали?

Ученик: Узнали, что в предложении есть однородные члены.

Учитель: А что узнали об однородных членах предложения?

Ученик: Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, и относятся к одному и тому же слову.

Ученик: В предложении однородные члены бывают главными и второстепенными членами предложения.

Рефлексия

Учитель: У вас на партах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку.)

— Кто для себя сделал открытие? (Синий)

— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! ( Красный)

-Кому на уроке было интересно? (Зеленый)

Учитель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, объясняли, делали выводы. Поэтому я с удовольствием оценю вашу работу.

Вашим домашним заданием будет выучить правило на странице выполнить упражнение 87 по заданию и поработать со словарем.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *