Урок русского языка для 5 класса на тему «Правописание суффиксов»

Урок русского языка для 5 класса на тему

«Правописание суффиксов»

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: : познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

Задачи:

-развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано объяснять условия выбора букв ч-щ в суффиксах существительных — чик-щик-.

-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

-развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные

— Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех.

Итак , начинаем нашу работу.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Лингвистическая разминка.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся;

Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: результаты выдает компьютер.

— Ребята, напомните ,пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?

— Что оно обозначает?

— Какие предметы может обозначать имя существительное?

— Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам.

Нам встретилось в мешке имя существительное…………….

— Каким способом оно образовано?

— Что называется суффиксом?

(Имя существительное)

( Предмет)

(Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…)

Играют в игру.

(суффиксальным , с помощью суффикса –чик-)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописания суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами..

— Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

-Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется?

Посмотрим на иллюстрацию.

— Суффиксы каких частей речи вы видите здесь?

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.

Слайд . Фотогалерея.

Давайте погрузимся в мир фотографий.

— Кого вы видите на иллюстрациях? Назовите их.

Вот какие слова у нас получились.

— Как они образованы?

— Запишем слово ИЗВОЗ…ИК.

  • В чем сложность при написании слова? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится?

  • ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.

  • Запишем ее в тетрадь.(Cлайд )

Правописание суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).

Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.

Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .

В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать.

Продолжаем нашу работу.

Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране:

— Вот какие слова у нас получились.

— Что обозначают суффиксы в этих словах?

— Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили.

Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их.

— Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?

Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.82- 83) Работа с учебником.

А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК.

Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.

— Мы решили учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Цели: эмоциональная разгрузка учащихся.

Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся.

(Физкультминутку проводит физорг класса).

Отвечают на вопросы.

Называют встретившиеся части речи.

(Люди разных профессий).

( с помощью суффиксов)

Делают вывод, называют тему урока.

Правописание суффиксов -чик -, – щик -, -чиц(а), -щиц(а).

(Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)

Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

-щик-.

Участвуют в физминутке.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Закрепление учебного материала

Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;

воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.

Задачи:

— развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.

Методы: репродуктивные

А теперь закрепим полученные знания.

1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов.

2)Цифровой диктант.

(Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик)

Ключ для проверки : 1,2,1,1,2,2,1,1,1.

3) Работа по группам.

1 группа(слабые учащиеся):индивидуальная работа по карточкам.

2 группа (Корректор).

4)Проверка работы по карточкам.

— У кого не оказалось ошибок?

МОЛОДЦЫ!

Работают с раздаточным материалом.

Работа в группах.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

— Что нового узнали?

— От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?

— Какие задания выполнять было легко и интересно?

— Остались ли какие-то неясности?

— Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

— А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили?

— Мы об этом обязательно поговорим.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VІ. Домашнее задание

Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь.

Материал параграфа 16(выучить правило.)

1 группа (слабые учащиеся ) – упр.120.

2 группа- упр. 125

А) составить связный рассказ

на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

Б)придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.

— Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество.

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *