Урок русского языка на тему Морфологический разбор имени существительного (6 класс)

6 класс – русский язык
Тема урока: Морфологический разбор имени существительного
Цель урока: ознакомить учащихся с порядком устного и письменного разбора имён существительных с учётом расширившихся знаний по теме; прививать навык его выполнения;
Оборудование: схема «Ромашка» (на доске), карточки с распечатанными текстами.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Опрос по домашнему заданию
1.Упр.280 (учащиеся читают составленные предложения с существительными общего рода.)
Словарная работа:
АРХЕОЛОГ- специалист по археологии.
АРХЕОЛОГИЯ – наука, изучающая быт и культуру древних народов.
БАЛЕТМЕЙСТЕР – автор и постановщик балетов, танцев.
2. Упр.281 (2 предложения) – (самопроверка: предложения проецируются на интерактивной доске).
1.Чуть слышИтся ручей, бЕгущий в сень дубравы, чуть дышИт ветерок, уснувший на лИстах. 2. РедеЕт облАков лЕтучая гряда; звезда пЕчальная, вЕчерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие рАвнины.
Смена тетрадей
Актуализация опорных знаний
Повторение сведений об имени существительном
Что такое имя существительное?
Какие постоянные признаки имеют имена существительные?
Как может изменяться имя существительное?
Какие особенности существительных, связанных с их числом, вы знаете?
Игра «Ромашка»
Прочитайте только существительные 1-го склонения.
Прочитайте существительные 2-го склонения.
Прочитайте существительные 3-го склонения.
Найдите существительное общего рода.
Найдите существительное разносклоняемое.
Найдите слова – антонимы.
23793452793365РУСЬ
РУСЬ
2950845385445МАТЬ
МАТЬ
23260051566545СУЩ.
СУЩ.
10763251917065ЗНА-
МЯ
ЗНА-
МЯ
34842451917065ВОЙ-НАВОЙ-НА1472565522605РОДИ-на
РОДИ-на

Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Любой предмет в начале знакомства мы изучаем внешне: например, апельсин нюхаем, рассматриваем, ощупываем. Потом рассматриваем, что находится внутри: чистим его, режем на дольки, пробуем и составляем о нём полное впечатление. Чтобы поделиться своими впечатлениями с кем-нибудь об этом фрукте, мы начинаем знакомить с предметом так, как знакомились с ним сами.
Перенесём метод на грамматику. Мы узнали внешние признаки имени существительного (вопрос, значение), рассмотрели, из чего состоит, на какие виды делится, как изменяется. Задача сегодняшнего урока – отработать выполнение морфологического разбора имени существительного, т.е. проанализировать часть речи, рассмотреть её со всех сторон, разложить понятия по группам, а затем систематизировать – сложить вместе, воедино все сведения об этой части речи.
Сегодня мы будем производить морфологический разбор имени существительного.
Постановка целей и задач урока
Работа над темой урока
Знакомство с теоретическими сведениями (стр. 147-148, п.50)
Работа с текстом (в парах). Текст на карточках.
Слово учителя.
— В мае 2015 года мы праздновали 70-летнюю годовщину Победы нашего народа над фашистскими захватчиками. 70 лет прошло … Целая жизнь. Но мы должны помнить эти события, помнить, какой ценой завоёвана независимость нашего государства, наша с вами жизнь. Перед вами тексты, с которыми нам предстоит поработать.

________________________________
Для нашей Родины3 всегда будет св..тым день 9 мая, и всегда люди мысленно будут возвр..щат(?)ся к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь3, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг – поздр..вляя друг друга с праз..ником, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.
Праз..нуя Победу, мы всегда будем всп..минать, какие качества нашего народа3 помогли одолеть врага. Т..рпенье. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти пр..веренные огнём войны качества всегда нам с..путствуют. И всегда победа будет за нами.
(Маршал Г.К.Жуков)
Задание к тексту:
Прочитайте текст.
Докажите, что это текст.
Озаглавьте. Определите главную мысль текста.
Определите тип речи , стиль.
Вставьте пропущенные буквы, объясните условия их выбора.
Выполните морфологический разбор существительных, обозначенных в тексте ( Каждая группа выполняет задание в течение 10 мин., затем от каждой группы один представитель делает письменный разбор на доске. 1-я группа – для Родины; 2 –я группа – путь; 3 –я группа — народа)
Рефлексия
Беседа
Какой материал вам показался на уроке наиболее интересным?
Полезным?
Важным?
Домашнее задание
Выполнить упражнение №282 (письменно разобрать сущ.: в течении; освобождению).
Знать порядок морфологического разбора.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *