УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
1 класс Планета Знаний
ТЕМА: Закрепление сочетаний жи-ши, ча-ща. Правописание сочетаний чу-щу.
ЦЕЛЬ:
формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками
ЗАДАЧИ:
– обобщение знаний детей о шипящих звуках;
– развитие речи, мышления, внимания, памяти;
– расширение кругозора; обогащение словарного запаса;
– воспитание интереса к урокам русского языка.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
Что знаем?
Что хотим узнать?
Что узнали?
Они согласные, шипящие.
Ч, Щ – всегда мягкие.
Ж, Ш – всегда твёрдые.
ЖИ-ШИ пиши с гласной И.
ЧА-ЩА – пиши с гласной А.
Какие гласные нельзя писать после Ч и Щ
– Сегодня мы работаем в фирме «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу и К0». Мы продолжим вырабатывать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. На работе мы должны быть взаимно вежливыми, сообразительными, внимательными. Необходимым будет применение знаний, которые вы уже получили на уроках русского языка ранее.
III. Минутка чистописания.
– Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:
– Почему вы так думаете?
– Что вы можете сказать об оставшихся буквах?
– Напишите буквы в тетради.
– Откройте учебник на стр.52. Найдите упражнение 1.
– Прочитаем строки. Знаете ли вы, из каких сказок эти строки?
– Обратите внимание на написание выделенных слогов.
– Прочитайте правило. Почему мы его должны запомнить?
IV. Актуализация опорных знаний.
1. – Ребята. У вас у каждого на столе карточки. Вам задание: вставить нужные буквы. Два человека сделают это у доски (вызвать слабого и сильного ученика, для того чтобы выявить разногласия).
На доске слова для двоих:
груш , волчта, жвот, щрить, пищ , крич
– Почему тебе захотелось написать «Я» («Ю», «Ы»)?
– Знал, но забыл.
– Какое нового ещё увидели? (правило ЧУ-ЩУ)
– Что нам нужно чётко знать? (правило)
2. – Рассмотрите рисунки и расскажите правила:
(СЛАЙД 2)
Ж
Ы И
Ш
Ч
Я А
Щ
Ч
Ю У
Щ
– Чтобы правильно написать и не допустить ошибок, нужно знать.(правило). Какое?
– Запишите сочетания в тетрадь. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
3. Дети пишут, я читаю. Повторение правил:
Зашуршали камыши:
«Только с И пишите ШИ!»
Им ответили ежи:
«Только с И пишите ЖИ!»
Плавником бьёт чудо-щука:
«Буква У нужна, а ну-ка!»
И шумит лесная чаща:
«Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!»
4. Работа по тетради с.10 № 1, 2
Дети выходят к доске ставят стрелочки.
– Определить значение слов чулан (помещение в доме, служащее кладовой), чучело (фигура наподобие человеческой для отпугивания птиц).
V. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.
– Поработаем пальчиками и кистями рук. (поочерёдно сжимать и разжимать пальцы, сделать ёжика)
VI. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
1. Отгадывание загадок. Запись слов в тетрадь.
– А сейчас будем отгадывать загадки. Слова-отгадки запишем в тетрадь, подчеркнём орфограмму.
(СЛАЙДЫ 4 – 7)
– Ребята, посмотрите, какое слово живёт в нашем словарике с правилом? (машина)
– Подберите к нему родственное слово.
– Произнесите просто слово ЧАСЫ. Что заметили? (слышим гласную «И») КАРТОЧКИ НА ДОСКУ Ч.СЫ ЧАС
– А часы это сколько? А если один? Гласная «А» какой слышится? (ударной)
(если будет время: – А что нужно сделать, чтобы написать правильно гласную? (нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение) – Молодцы!)
2. – Какие гласные нельзя писать после Ж и Ш, Ч и Щ?
Физкультминутка. Упражнение для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
3. Работа с учебником
– Упражнение 2. Запись образованных слов первого столбика в тетрадь.
4. Рефлексия. Работа с рисунками.
– Выберите рисунки, которые помогают запомнить наши правила (на доске картинки с изображением жирафа, ежа, чашки, лисы, чугунка, тарелки, мышей, щупальцы).
– Исправь ошибку. Подружи буквы. Выбери подружку к буквам Ж, Ш, Ч, Щ.
– Запишем слова в тетрадь.
Карточки на доску:
Ж(и,ы)раф, ч(а,я)шка, еж(и, ы), ч(у, ю)гунок, мыш(и, ы), щ(у,ю)пальца.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ЧУГУНОК
VII. Итог урока.
– Возьмите карточки со стола. Оцените свою работу на уроке. Выберите свой смайлик.
– Что вам показалось особенно интересным на сегодняшнем уроке?
Что знаем?
Что хотим узнать?
Что узнали?
Они согласные, шипящие.
Ч, Щ – всегда мягкие.
Ж, Ш – всегда твёрдые.
ЖИ-ШИ пиши с гласной И.
ЧА-ЩА – пиши с гласной А.
Какие гласные нельзя писать после Ч и Щ
Чтобы правильно писать, нужно чётко знать правила.
– О чём вы расскажете родителям?
РЕЗЕРВ: 6. – Отгадай ребусы (Слайды 10-13)
Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости. (Слайды 14 – 15)
– Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.
– Что вы заметили, читая письмо?
– Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок.
– Скажите, почему Незнайка допустил так много ошибок? Зачем на уроке надо быть внимательным? Зачем нужно знать правила правописания?
13PAGE 15
13PAGE 14315
15