Урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия» (9 класс)

Урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия».

( с применением технологии развития критического мышления)

9-й класс

Танеева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • Обобщение знаний и умений по теме.

  • Формирование умений определять вид придаточных.

  • Строить схемы предложений.

  • Находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи.

  • Объяснять постановку знаков препинания.

  • Развивать умение работать в группе малого состава.

  • Воспитание внимания, орфографической и пунктуационной зоркости.

  • Любовь к родному языку.

Задачи:

  • сформировать устойчивые навыки определения сложноподчинённых предложений;

  • организовать применение знаний и умений, полученных при изучении сложноподчинённых предложений;

  • повторить знания о сложноподчинённых предложениях.

Оборудование:

  • Раздаточный материал для индивидуальной работы , тестовые задания учащимся.

  • Проектор, компьютер.

Ход урока

I. Слово учителя

Сегодня мы продолжаем изучать тему сложноподчиненных предложений с придаточными, многое повторим, вспомним виды придаточных в СПП .

дома вы должны были оставить СИНКВЕЙН по данной теме. (вывешиваются на доску)

Узнаем еще об одном виде придаточных-это СПП с придаточным условия. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тема нашего урока «СПП с придаточными условия».

ПРОВЕРКА Д/З — №166

Но прежде, чем приступить к новой теме, мы повторим изученное.

  1. Групповая дискуссия с составлением кластера

На

  1. На какие виды делятся СПП по смысловым отношениям между главной и придаточной частью по структуре?

  2. Дайте определение и расскажите о структурных особенностях СПП с определительными, изъяснительными и обстоятельственными придаточными предложения?

Сложноподчиненные предложения с придаточными

изъяснительными

определительными

обстоятельственными

обозначают место, время, цель, причину, условие, уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень

определяют существительное или местоимение в главной части предложения

изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое)

отвечают на падежные

вопросы

союзными словами: где, куда, откуда

на вопросы

обстоятельства

союзными словами: кто, что, чей,

отчего, почему, зачем,

как, где, когда

союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что

какой? который? чей?

Наше золотое правило: “Лучшая теория — это практика”. Применим полученные теоретические сведения на практике.

Конструирование предложений.

Задание: преобразуйте ССП в СПП уступки. 2 ученика на оценку, составить схему предложения, последнее предложение самостоятельно.

А) В горах светило яркое солнце, а в долинах ещё лежал густой туман. (Хотя в горах светило яркое солнце, в долинах ещё лежал густой туман).

Б) Ночью был сильный мороз, а днем с крыш капало. (Хотя по ночам был сильный мороз, днем с крыш капало). — Что обозначает придаточное? ( Сообщение о факте)

С помощью каких союзов присоединяются? ( хотя, несмотря на то, что; пусть, пускай, даром что)

Индивидуальная работа по карточкам:

1.карточка.

Отметьте номера предложений с придаточным изъяснительным.

1. Кругом было так темно, что в двух шагах нельзя было рассмотреть человека.

2. Было решено, что завтра мы с Дерсу пойдём пешком.

3. Но вот опять к тому месту, где стреляли, стал стекаться народ.

4. Никто не знал, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.

5. Имейте в виду, что писатель должен отлично знать действительность.

2 карточка. Отметьте номера предложений с придаточными обстоятельственными.

1. А когда он поселился в подмосковной усадьбе ,его дом стал похож на гостиницу.

2. Всякого он звал к себе так, словно тот ему был до смерти нужен.

3. Не верится, что эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком.

4. И было неизвестно, куда адресовать письмо.

5. Он успел перевидаться со всеми приглашёнными ,так что это не было их первой встречей.

3 карточка.

Отметьте номера СПП с придаточным определительным.

1. Метели, что ломятся в двери ,с дороги меня не собьют.

2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

3. Я рожден ,чтоб целый мир был зритель торжества или гибели моей.

4. Детство- это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

5. И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

Ответы: 1 ученик — 2,4,5.

2 ученик — 1,4,5.

3 ученик — 1,4,5.

4 карточка.

Найдите к данным предложениям схемы.

1. [гл.], (что). 1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2. [сущ.], (которое). 2.Я не могу сказать, что достиг цели.

3. (коль), [ ]. 3.А мне везде дорога ,где только ветер дует.

4. [ ], (так что) 4.Известие, которое привёз староста, всех огорчило.

5. [ нареч., ( где), ] 5.От фонарей было светло, так что мы смогли рассмотреть афишу.

6. [гл.], (ли). 6.Мы не знаем, попадём ли вовремя домой.

7. ФИЗМИНУТКА

8. Сообщение нового материала.

А) Чтение правила на стр 106 пар 19

Что обозначает придаточное? (При каком условии происходит действие.) 

С помощью каких союзов присоединяются? (если, если бы, ежели, коль, раз).

В) Упражнение №171 (у доски 2 ученика)

9. ТЕСТ

10. Рефлексия: итак, вы убедились на практике, что сложноподчинённые предложения – это огромная, и пока ещё малоизученная страна. Поэтому у нас будет возможность “побродить” по ней в поисках новых знаний. Оценки за урок получили:

— Какие предложения закрепили на этом уроке;
— При помощи чего придаточные присоединяются к главному предложению?
— На что указывают придаточные условия ?

12. Домашнее задание:

1 уровень-Составьте эйдос –конспект с творческой работой ( изложение с элементом сочинения), свою творческую часть вы должны составить так, чтобы у вас получились СПП вар 12, част В.

2 уровень- упр №170 (1-3), ГИА вар 12 часть В

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *